Челябинск-Нижний и обратно

Вчера вернулся из Нижнего, в очередной раз поразившись, какая же эта тягостная муть — путешествовать между регионами России. Если летишь надолго, и в отпуск, и тебе лет тринадцать, может быть, всё это в кайф, но когда время поджимает и есть другие дела — не так чтобы.

Допустим, от Челябинска до Нижнего по прямой чуть более 1000 км, то есть полтора часа лёту. Но в отсутствие альтернатив приходится плутать так, будто заметаешь следы. Туда — через убогий аэропорт «Пулково» в Питере, из-за чего 1000 км превращается в без малого 3000 км. Встаёшь в четыре утра, чтобы к обеду быть на месте.

Обратно — через Москву. Это покороче (крюк в два раза) и здесь есть классный терминал «Б» (нравится он мне), но в этот раз с нами случился казус: самолёт из столицы опоздал на час, а мы опоздали на стыковку. Не знаю, в чём причина: возможно, повлиял инцидент с магаданским самолётом, который едва не упал из-за обледенения. Вот и наши самолёты по полчаса заливали реагентами, отчего они выглядели, как человек, который заснул пьяным, а проснулся в луже.

В принципе, компания «Россия» нашла хороший компромисс, и мы улетели следующим рейсом, потеряв, по моим расчётам, всего часа два (и кучу нервов). Так что на саму «Россию» я не в обиде. Но поездка всё равно получилась муторной: в Нижнем мы встали в 7.30 утра, чтобы в 21.00 быть за 1000 километров. По сути, убили целый день: за это время иные пассажиры пересекают Атлантику.

Я вообще не люблю авиацию как вид транспорта. Быстро — да. Но сама предполётная суета быстро утомляет, а правила аэропортов постоянно меняются. В этот раз, например, у нас отобрали бутылку с водой, купленную в зоне вылета аэропорта (закрытую, с чеком), зато не нашли случайно забытую в рюкзаке газовую зажигалку (такую большую, с носиком, для плит). Получается, мы не специально пронесли на борт мини-огнемёт.

Я всё понимаю: вечные требования то снять обувь, то включить ноутбук — это вопросы безопасности и к предполётным ритуалом нужно относиться с пониманием. Я и отношусь. Просто когда это накладывается на бестолковость региональной карты авиамаршрутов, рано или поздно начинает раздражать. И причины самые физиологические: ты просто устаёшь, да ещё порой голодный. В самолёте при коротких полётах дают только воду, на трёхчасовых рейсах — ещё коржик и пакетик чая. Поесть в аэропорту на двоих — тысячи три, народу много, сесть негде. И вот, стоя в очередной бесконечной очереди, не можешь избавиться от мысли, что всё могло быть как-то по-другому.

Я непроизвольно вспоминаю Норвегию, где рейсы из Осло в микроскопический Тромсо (70 тысяч жителей) отправляются каждый час. Как автобусы. И люди приезжают в аэропорт, как мы на вокзал. Они не сидят в тамошних кафе. Они приезжают за 20 минут и покупают билет у выхода в самолёт (то есть буквально у турникета, за которым начинается посадочный рукав). Они на месте уже через два часа. У нас же только выгрузка из самолёта на автобусе (фишка Шереметьево для внутренних рейсов) занимает 30-40 минут.

Я также прекрасно понимаю, почему авиакомпании неохотно летают внутри России. Замыкание рейсов на Москву удобно и рентабельно. Допустим, я сам летел в Нижний второй раз в жизни и сомневаюсь, что между нашими городами существует достаточный пассажиропоток. Для такого количества пассажиров нужны маленькие самолёты, другая логистика и другие экономические реалии (а чем это порой заканчивается, вы знаете). Но, кстати, в Екатеринбург или Ростов улететь из Нижнего можно, так что тут ещё и челябинская специфика накладывается.

И хотя я всё это понимаю, мне досадно. Я думаю, это сильно ограничивает внутренний туризм и деловую активность, потому что если бы по сходной цене и за 2 часа можно было улететь в десяток городов, люди бы летали: сегодня многим российским городам есть чем похвастаться (взять Казань и Екатеринбург). Но как представишь, что нужно убить день туда, день обратно… И летишь в тот же Таиланд: время в пути то же, суеты меньше (хотя с чартерами в России бывают свои казусы).

Но, опять же, я не согласен с критиками, которые утверждают, будто в России мало что изменилось с XIX века. Как не крути, а «Россией» сегодня быстрее, чем тогда на двуколке. Вот тут уже не поспоришь.

16 комментариев

  1. kriptonus

    Название авиакомпании хорошее — «Россия». Жаль только, что Россией там и не пахнет. В феврале родственники должны были полететь, но рейс внезапно отменили, и они дернули на машине. Я тогда, шутки ради решил узнать, где их деньги. А их деньги оказались в каких-то британских колониальных островах.. Потому как компания была то ли «Победа», то ли «Беда», то ли еще какой-то азимут, но входила во Внуковскую группу компаний, а концы длинных цепочек собственников обрывались именно в оффшоре. И можно сколько угодно бить себя в патриотичную грудь с информационных площадок, но если ты воруешь у своих же, то это все равно неправильно. Это сразу показывает, что владельцам этих бизнесов абсолютно плевать на то, сколько часов ты провел в аэропортах, и какие немыслимые крюка ты нарисовал в воздухе. Все равно, ты все это оплатишь.
    Что касается невостребованности перелетов, как это можно оценить, если этого нет? Если нет сообщения между Челябинском и Кулуево, то я поеду до Чебаркуля или Аргаяша, а там либо на такси или на попутке. Но официально маршрут невостребован — пассажиропотока-то нет. Можно же запускать некоторые рейсы, как маршрутку, взлетели-приземлились. Условно говоря, Челябинск-Нижний-Москва. В общем, нет такой задачи. А пока внутренний транспорт будет оставаться в зачаточном состоянии, внутренний туризм будет очень сильно ограничен.
    Хотя, при нынешнем уровне цифровизации и прослеживаемости можно узнать, сколько людей прилетело в Москву, и сколько из них улетело транзитом в другие города. Ну это же бред, когда из Омска тебе нужно в Челябинск, условно 800 км, а ты летишь в Москву, а потом в Челябинск. Опять же, это создает нагрузку на инфраструктуру столичных аэропортов. Вполне возможно, что это тоже часть одной большой авиаигры, чтобы люди терлись в аэропортах, заправлялись самолеты, в общем, чтобы деньги оседали именно здесь.

    • Я думаю, здесь примерно та же логика (порочная для России времён Путина), что проще контролировать крупное. Точнее, проще вшивать их в свои правила игры и финансовые схемы. То же мы видим по страховым (это я про АСКО), то же по ритейлу, а уж тут сам бог велел. И нагрузка на столичные аэропорты явно компенсируется невероятными темпами их роста, тот же Терминал Б сравнительно новый и он прямо впечатляет, там даже метро есть небольшое от основного Шереметьего.

      • kriptonus

        Многие говорят: там хорошо, там солнце светит. Возьмем текущую ситуацию в стране. Ты предполагаешь, что кардинально человек не способен что-то вокруг себя изменить, ну так, совершать некоторые колебания вокруг точки покоя. Но систему не затронет. Интересно, когда и как происходит изменение системы? Когда количество «сместившихся буев» превысит критическую массу и система, под их воздействием начнет изменяться? Или есть какие-то иные фундаментальные законы, неподвластные нашему пониманию, по которым живет и развивается система? Если честно, мне ближе второй вариант, но против него хочется бунтовать и сопротивляться 🙂
        Я склонен считать, что сложившаяся ситуация это не результат захвата власти какой-то группой людей, это лакмус текущего состояния общества, уровня их сознания. Мы же можем считать африканские племена дикарями по очень многим причинам, но даже если им растолковать все передовые тенденции европейского общества, их систему ценностей, от этого племя не станет соответствовать европейским нормам и уровню их развития просто потому, что из сознание еще до этого не созрело. В этом плане, наверное, лучше делить народы по семейному принципу: в семье может быть несколько детей и старший всегда будет в чем-то опережать своих младших по вполне понятным причинам, он взрослее, он зрелее и прочее. Вполне понятно, что мы смотрим на другие цивилизации, как на старших братьев: нам тоже так хочется, чтобы велосипед новый, чтобы можно было смотреть кино допоздна. Но, возможно, это мы просто-напросто не доросли, не созрели именно до такого уровня? Есть такие процессы, которые нельзя просто взять и изменить. Как русло реки: камни можно подвигать, а вот само русло сохранится. С этой точки зрения впору сесть в позу лотоса и погрузиться в созерцание. Как гласит одна восточная поговорка: сядь спокойно у реки, и рано или поздно, увидишь проплывающий по ней труп твоего врага.

        • Илья

          Давай на финах с карелией, на кошках, какой там уровень сознания отсозерцался за сотню лет.

          • Не совсем понял, точнее, совсем не понял.

          • Понял, тогда возьмем историю поновее, в 1953 году Корею разделили на две, северную и южную. Чем у них нормы и ценности отличаются? Мне вот кажется ничем.

        • Коля, интересный вопрос, о котором я давно думаю: как меняются системы и причём тут лидер. Но я так думаю, что даже если появляется «дракон перемен», он тоже является частью системы, которая меняется. Общество — органическое явление, у него есть собственная мотивация и свой источник энергии. И любой лидер, если он хочет стать таковым, должен или понять, или почувствовать силу той систему, которую пытается изменить, её логику. У многих это получается полу-интуитивно или просто случайно. Сколько примеров, когда человека выносило на передний гребень волны без особенной целенаправленности с его стороны, скажем, если Цой стал символом перемен и чуть ли не одним из фактором крушения Союза, но его мотивация к творчеству не подразумевала таких масштабных идей (ну, насколько я знаю его биографию).
          А человек может выбирать, быть ли ему причастным к процессам возбуждения системы или процессам торможения, но это не меняет того факта, что он останется в системе. Я вот так на это смотрю.

  2. Илья

    По нашей стране вообще тяжко путешествовать (чем угодно) (хотя очень очень красива и прекрасна, не отнять). Если больше месяца не был, возвращаешься и как холодной водой, ты такой, а точно забыл уже.

    Каждый год хочу съездить на Байкал и опять не поеду)) с детьми так страшно представить, это отдельная история. Про стоимость вообще молчу.

    • А я вот странный чел, но всегда возвращаясь сначала в Россию, а потом в Челябинск, испытываю прилив сил))) Вот в этот раз вернулся из мрачного Нижнего в наш солнечный Челябинск, зашёл по телетрапу в терминал, сел в мгновенно подъехавшее такси и думаю: вот это город для жизни 😀

  3. Илья

    Про межрегиональные маршруты рассудите сами, для этого же не покупать эмбраер, только сухой. А сухой обслуживать надо, а на него запчастей нет, сервиса нет. Вот и получается проще сгонять аирбас туда и обратно.

    • ТотЧувачок

      ну с сухим вроде ситуация сейчас гораздо лучше, чем была в начале эксплуатации. есть и запчасти, и сервис. Азимут, например, кучу суперджетов эксплуатирует и летает по самым разным направлениям внутри России, и не через Москву.

      • Илья

        Обратите внимание на нюансы. Чтоб самолет окупался ему нужно летать грубо 8 часов в сутки.

        Протяженность маршрутов у компании Aзим около 2 тыс. км. итого за день надо 4 раза взлететь/приземлится, и это будет рекордный налет.

        А у Эмбр часто плечо 800-900 км, это т.е. ему за сутки 8-9 раз надо взлететь/приземлится и это будет типичный налет.

  4. Антон Л.

    Суть кратко: лучше лететь в Таиланд 8 часов, чем в Нижний Новгород это же время:) Согласен с автором:)))

    • Но добавлю ложку дёгтя опытом 2014 года: вылет был в полдень, накануне сказали — летим в 6 утра, собраться в лобби отеля в 3 ночи. Собрались, пришли. В общей сложности просидели сутки, улетали в итоге из аэропорта Краби (туда ещё ехать, как до Нижнего), потом посадка в Новосибирске для 2-часовой дозаправки, потом домой уже без всякого настроения, после 36 часов еботни. Чартеры)))

  5. kriptonus

    Не могу говорить ни о Корее, ни о финнах. В истории слаб, как никто. Потому не могу размышлять кто и почему их разделил. Мои же размышления привели меня вот к чему: в мире успешных экономически и социально обществ меньшинство. Предполагаю, что и здесь работает принцип Парето. Остальные работают на благо этого меньшинства, отчаянно мечтая видеть себя в их числе.И наша страна, наше общество не исключение. Чисто математически тогда, чтобы наша страна стала в меньшинстве, нужно кого-то из этой верхушки вытолкнуть. А ваш пример с Кореей навел меня на следующие мысли: предположим, разница в менталитете и сознании людей двух стран ничтожна, тогда, получается, народ ни на что не влияет. Ведь не может один и тот же народ жить в условиях Южной Кореи и Северной. Слишком уж они разные. Либо Северная должна была стать как Южная, либо наоборот. Этого не произошло. Дальше я стал думать, а что с нашим государством? Вроде вот, перестройка, новая формация, но нет. Получается, ничего не изменилось? Изменилась экономическая среда и более ничего, народ ни на что не повлиял. У власти находятся все те же лица, которые находились при КПСС, ресурсами также владеют эти же люди. Влияние народа ничтожно. Идем глубже, 1917-18 годы. До этого периода был монархизм, народ ни на что не влиял. Вроде вот, сейчас все должно измениться, но нет. Ничего не поменялось. Крестьян согнали в колхозы, рабочих на заводы, а кто сильно буйствовал — строить все, что не построено. И это не только наша страна, а вся территория постсоветского пространства. Народ, чаще всего, просто используется как сила, находясь под манипуляцией. Судя по результатам переворотов, чаще всего, пострадавшим является сам народ. Допустим, получится раскачать общество, чтобы взять курс на либерализацию. Что дальше? Как определять, из тех, кто находится у власти, что они не находились под заклятием Империуса, ну, или они срочно начнут утверждать, что под ним находились? Или всю верхушку строем БАМ достраивать? Опять же, что делать с основными фондами страны: практически все предприятия находятся в руках у частного капитала, и, при чем, иностранного. Вы представляете, насколько будет велика реакционная сила? ей же чем-то нужно противодействовать, откуда возьмутся ресурсы? Или заграница нам поможет? В общем, я сам не знаю ответов на эти вопросы. А аши мысли по этим поводам очень интересны.

    • Илья

      То что я вижу общаясь с людьми, нет никакого уровня сознания и каких-то особенных ценностей.
      Есть уровень образования, тут важно заметить, что отечественное техническое сильно проваливается по гуманитарным наукам, люди элементарные вещи не понимают в макроэкономике. Т.е. образование образованию рознь.

      Вообще по сути мое понимание полностью совпадает с Сахаровым А.Д., поэтому лучше изучать первоисточник.
      Причем забавно, что он еще в 1965 году предлагал реформировать экономику, если бы его слышали до сих пор бы в союзе жили. Про то, что союз от развала не удержат в 89 на съезде тоже говорил, и тоже никто не понял.

Добавить комментарий