Крупные шинные компании объявили о приостановке выпуска шин в России. Continental сослалась на переизбыток резины калужского производства на складах, Bridgestone остановила завод в Ульяновске до нормализации ситуации, а Michelin поставила на паузу предприятие в Давыдово (Московская область). Насколько это критично с точки зрения сезона переобувки? Проехался по шинным центрам, чтобы оценить ассортимент и цены.
Запас есть, но не безграничный
Дефицита пока не ощущается: шины к теплому сезону закуплены ещё зимой, а кто-то и вовсе распродаёт прошлогоднюю «коллекцию». У крупных продавцов есть все популярные типоразмеры и марки резины, включая отечественные (Кама, Viatti, Cordiant) и наиболее популярные импортные — Nokian, Continental, Michelin, Bridgestone, Yokohama, а также множество китайских брендов (о них ниже). По словам продавцов, из-за приостановки поставок в зоне риска, скорее, дорогие шины редких размерностей, поскольку в этом сегменте высока доля импорта. Что же до шин с посадочным диаметром 15-16 дюймов, ассортимент есть и в магазинах, и на складах.
Ухудшения ситуации продавцы ждут, скорее, к началу апреля, когда начнётся основной сезон шиномонтажа. В одном из магазинов нам показали длинный перечень марок и типоразмеров шин, из которых поставка примерно половины позиций сейчас приостановлена. Остальные есть в наличие на складах, но общий объем по сравнению с прошлым годом сократился. Впрочем, трудности с поставками шин начались ещё прошлой весной из-за отложенного эффекта пандемии.
Некоторые интернет-магазины перестали работать без полной предоплаты: говорят, таковы условия выдвигают оптовики, а им в свою очередь диктует производитель. Если же не оплачивать шины заранее, в процессе доставки цена может измениться.
Шины дорожали весь прошлый год
Вычислить, насколько именно прибавили шины после начала военной операции на Украине сложно: стоимость резины непрерывно росла весь прошлый год, на что наложилась традиционная наценка перед началом горячего сезона.
Например, шина Hankook Ventus Prime 205/55 R16 в прошлом году стоила 3400 рублей, сейчас 7400 рублей. Осенью прошлого года Continental Viking Contact 7 185/65 R15 обошёлся бы в 9300 рублей, сейчас, несмотря на несезон для зимней резины, за него просят 14 500 рублей. Но такое подорожание обусловлено, скорее, совокупностью факторов, включая пандемийный кризис поставок. В последнее время, по словам продавцов, шины прибавили в районе 20%, то есть для колес популярной размерности наценка составила в районе 1000 рублей.
Наиболее дешевые летние шины «Кама» для вазовской «классики» диаметром 13 дюймов стоят сейчас от 3500 рублей, аналогичные Nokian SX3 — около 4500 рублей. Шины размерностью 15-16 дюймов, популярные у недорогих иномарок, начинаются от 5 тысяч рублей, если предпочесть отечественный бренд (например, Viatti или Cordiant) и до 10 тысяч рублей для топовых импортных моделей. Конкуренцию отечественным маркам составляет бюджетный Nokain Nordman SX3, цена которого зависит от индекса грузоподъемности: если базовая модель размерностью 205/55 R16 стоит 5290 рублей, то усиленная XL — 8260 рублей.
А что китайцы?
Продавцы отмечают растущий ассортимент китайской резины: Rotalla, Triangle, Aplus, Ling Long, Nankang (Тайвань). По цене они сопоставимы с российскими шинами: например, резину размерностью 185/65 R15 для базового Hyundai Solaris предлагают Nankag (4800 рублей) и Linglong (4900 рублей). Отечественные Viatti Strada (Нижнекамский шинный завод) будут рублей на 500 дешевле, а продукция именитых брендов стоит уже 7-10 тысяч рублей.
Китайские шины Nankang NS20 для кроссовера Kia Sportage стоят порядка 9600 рублей за шину, что примерно в полтора-два раза дешевле продукции именитых брендов.
Будут ли шины дорожать дальше?
Участники рынке неохотно комментируют этот вопрос: говорят, пока стоимость резины менялась в русле тенденции, которая зародилась ещё в прошлом году. Резких скачков цен, как в случае с моторным маслом или популярными расходниками, пока не произошло, но они не исключены: многое здесь зависит от позиции производителей и объема поставок. Если вы планировали обновить резину перед летним сезоном, лучше не затягивать с покупкой.
Как понять, что резину нужно менять?
Правила дорожного движения в качестве основного критерия используют остаточную глубину протектора — она не должна быть меньше 1,6 мм. По мере истирания шин снижается способность отводить воду из пятна контакта, поэтому «лысая» резина увеличивает риск аквапланирования.
В шиномонтажных мастерских для определения остаточной глубины используют щуп, но у некоторых шин есть встроенный индикатор износа (например, в виде выступа на дне канавки). Проверять состояние шины нужно по всей поверхности, потому что износ зачастую неравномерен.
На шине не должно быть явных повреждений: трещин, боковых порезов, грыжи, разрушения корда. Следить за этим особенно важно, потому что внезапное разрушение шины, особенно на большой скорости, чревато тяжелейшими последствиями.
Можно ли донашивать зимнюю резину?
В принципе, можно. Формально правила запрещают езду летом на шипованной резине, но штрафа за это нет. Резина с удалёнными шипами или фрикционная может использоваться без ограничений. Однако сцепные свойства зимней резины, особенно мягких сортов, на асфальте хуже, а износ будет велик.
https://www.asn-news.ru/news/79061
Не по теме. Но, интересная ситуация. Вдруг еще не в курсах