Утро выдалось серым, машина тоже. Серый такой сарайчик с приподнятым на 25 мм порогами и внешностью сторожевого крокодила в наморднике. Салон попахивал фенолом. По крыше моросило. Я был в одном шаге от депрессии.
Есть автомобиль-цель, есть автомобиль средство. А есть еще автомобиль-повод. Повод не выпить, а выпереть себя куда-нибудь, где 25 мм имеют значение. Поглядев на Largus Cross и хмарь за окном, я подумал, что ни разу не разжигал с сыном бойскаутский костер на берегу, допустим, озера. Так мы, плюнув на погоду, взяли дождевики и курс на запад.
Скоро небо оценило нашу непреклонность, в тучах вдруг образовалась прореха, а Largus Cross перестал казаться непривычным. С автомобилями на платформе B0 (Logan&Co) такое бывает: все в них сделано с такой французской заковыринкой, словно решаешь кроссворд. Вот бомж на дороге, мечется бедолага, то ли под «Ладу» ему попасть, то ли под «Мерс». А где у нас тут гудок? Тридцать букв, первая «л». Ну? Правильно, левый подрулевой переключатель (бомж выбрал «Мерс», надеясь на его щедрое ОСАГО, но «Мерс» отрулил).
Таких шарад Ларгус Логанович загадает много: управление зеркалами у него – между сиденьями, стеклоподъемники – на центральной консоли, регулировка сиденья по высоте – с односторонней пружиной… А рециркуляцию вы вообще не найдете без подсказки. На самом деле, все это не столько неудобно, сколько непривычно, поэтому прежде чем хаять автомобиль, дайте себе с полчаса, и вас перестанет удивлять его вязковатый руль, легкое сцепление, полугрузовая посадка… Мне не удалось привыкнуть лишь к неудобному удобному сиденью и бестолковой магнитоле с микроскопическими кнопками – странный такой анахронизм. В остальном…
На самом деле, Largus Cross неплох. Честно-пречестно гидроусиленный руль обеспечивает непосредственность ощущений, которая проступает через его начальную вязкость, как металл через обрезиненную ручку инструмента. Прямую Largus держит хорошо, ведь при такой колесной базе – 2900 мм! – любой автомобиль становится дальним родственником утюга. Прет себе и прет. В поворотах и вообще при любых маневрах чувствуется его долговязая ленца, но для автомобиля, который почти автобус, управляется Largus на удивление неплохо, без азартна, зато надежно.
16-клапанный двигатель Renault развивает 105 л.с. Впритык. Впрочем, дело спасает удачная коробка передач: да, рычаг длинноват, но ходы короткие, передачи включаются мягко, а первые три сближены настолько, что в городе и на легком офф-роаде чувствуешь дружеской жужжание мотора на повышенных оборотах, в котором прослушивается что-то вроде: «Сделай вот того чудака на «Приоре», он же не будет зарубаться с фургоном…». В городе у меня и впрямь не возникло к «Ларгусу» претензий, по крайней мере, пока он ехал порожняком, а я работал рычагом, как нунчаками. На обгонах, конечно, хочется наддуть мотору этак 30 л.с., чтобы даже на пятой передаче под педалью был какой-никакой запас.
Ну да ладно, все эти особенности Cross взял у обычного «Ларгуса», от которого отличается некрашенным пластиковым обвесом, 16-дюймовыми колесами и возросшим до 175 мм просветом. Причем означенная цифирь – это с полной выкладкой, при которой масса машины превышает 1,8 тонны. Сбросив 500 кг полезной нагрузки Largus Cross привстанет на цыпочки и просвет будет этак 190 мм.
Впрочем, до бездорожья мы пока не доехали, а кросс по асфальту выявил парадоксальную внимательность к поперечным трещинам и склонность к раскачке. Перенастроенная подвеска стала как будто жестче на малых ходах, при этом массивный и длинный кузов не так-то просто угомонить, если он решил поддакнуть волнам асфальта. Неожиданно.
А где же свойственная логановской мафии нечувствительность к дорогам? Она осталась. Просто Largus Cross не любит, когда с ним миндальничают. Он не любит почти ровный асфальт. Вот чем хуже дорога и чем напористей едешь, тем больше познаешь глубины его длинноходно-прогрессивной подвески. Это вам не корейский автомобиль, обиженно звякающий рычагами на каждую яму. Largus Cross переваривает и выбоины асфальта, и ухабы, и рельсы, где можно поддать газу и услышать характерную чечетку – тттррыыых – гладенько, профессионально, без надрыва.
В неровных поворотах его слегка стаскивает с траектории, но подвеска борется до последнего, и уход достаточно плавен и понятен. Largus Cross сохранил стойкость характера, присущее семейству В0. Боец.
Как и «Логан» первого поколения, Largus довольно шумен. Откроешь окно – горланит ветер. Разгонишься до 110 км/час – зудит мотор. Скорость ощущается острее обычного. Хотя если не гнать, акустические таланты вполне соответствуют классу: говорить можно без напряжения.
Добрались до грунтовых дорог. Длинная база, конечно, является главным ограничителем. Она и радиус поворота делает непривычно большим, что мешает втискиваться в узкие пространства, она же увеличивает риск посадить «Ларгус» на брюхо. Однако добавленные миллиметры просвета определенно пошли ему на пользу, потому что маршрут, который мы традиционно используем для теста кроссоверов, Largus Cross одолел непринужденно. Понятно, что тот же Renault Duster на бездорожье способнее, но «кросс» проезжал там, где проползали старые «Жигули». А это, кстати, не такая уж дурная планка.
Чтобы понять Largus, на нем даже не нужно ездить. Достаточно заглянуть в его салон, особенно заднюю часть. Распашная дверь из двух разновеликих створок очень удобна, и требует меньше физических усилий для открывания, чем тяжелые крышки традиционных универсалов. При закрывании, правда, она дешево лязгает металлом, ну так и машина бюджетная. Кармашки в двери и сеточки в самом багажнике – прямо чешский стиль, а у «Ларгуса» еще и бардачок огромный, да над вторым рядом сидений есть полка для легкой поклажи. Сам багажник просто беспрецедентен для B-класса, и помимо вещей в него вошли ящики из-под фруктов, которые мы использовали для растопки. Третий ряд сидений складывается или демонтируется полностью, спинки второго опускаются. Багажник не имеет порога, что позволяет использовать его как скамейку или впихивать в ларгусово нутро тяжелые длинномеры. Второй ряд сидений у «Ларгуса» не так велик, как ожидаешь, но если вспомнить, что автомобиль все-таки В-класса, претензии исчезают.
Largus является абсолютным чемпионом по соотношению цены и практичности. В версии Cross ему привили вседорожный ген, и автомобиль стал еще универсальней. Если хотите, это такой Audi Allroad для бедных, который подходит для семейных путешествий, рыбалки и садово-огородного спорта.
К концу дня распогодилось настолько, что даже три небольших ливня не испортили настроения. Едва мы оказались наедине с природой, все претензии к «Ларгусу» показались вдруг следствием одурелого городского сибаритства. Сидишь на берегу, дышишь костром, харкаешь золой… Думать про «Лады» плохо становится также глупо, как превозносить китайский фарфор перед жестяной кружкой, полной сладкого упревшего в термосе чая. Где-то, может, и фарфор уместен, а здесь – только жесть, только «Лада».
Вот Audi Q7 я возвращал без сожаления. А на Largus Cross бы еще поездил, потому что он не вдохновляет тебя до тех пор, пока не набьешь его трюмы провиантом и не отправишься туда, где 25 мм просвета отделяют гламурных лузеров от грибников-рыболовов. Он не позволяет тебе впасть в самодовольство. Если отдых — то активный, если поездка — то всей семьей. Это машина, которую стыдно гонять порожняком и по хорошим дорогам. Поэтому Глеб уже запланировал выменять ее на наш «Ситро». Я пока держу оборону.