Takata. Скрытое зло глобализма

Самый крупный отзыв автомобилей в истории связан не с одним из автомобильных брендов, а с производителем компонентов, японской компанией Takata – по разным данным, для работы над ошибками c 2013 года было отозвано более 40-50 млн автомобилей. Дело зашло настолько далеко, что сегодня Takata инициирует процедуру банкротства, чтобы справиться с долгами, возникшими в шлейфе скандала. А это, на секундочку, $10 млрд в США, и $15 млрд в Японии.

Проблемы с подушками безопасности Takata возникали еще в нулевых годах, но в публичную плоскость скандал выплыл в 2013 году. Как выяснилось, неправильное хранение компонентов на мексиканском заводе компании приводило к тому, что при срабатывании подушки запал разрывал ее оболочку и убивал или травмировал обитателей кусками «шрапнели». В некоторых случаях люди гибли или получали тяжелые травмы при пустяковых ДТП на скоростях порядка 30 км/час.

Количество погибших и травмированных, по официальным данным, составляет 16 и 180 человек соответственно, впрочем, вполне возможны и неучтенные случаи. Как бы то ни было, отзыв коснулся 17 марок, на которые ставили подушки Takata, в частности, Toyota, BMW, Ford, Honda, Mazda, Nissan, Chrysler. В общей сложности пришлось менять порядка 70 млн подушек безопасности.

В адрес Takata полетели многочисленные иски, самый крупный из которых предполагал выплату в $1 млрд – львиную долю составляли компенсации автопроизводителям. Это, конечно, далеко до $15 млрд, которые заплатит Volkswagen за дизельгейт, но и Takata не столь крупная и богатая компания.

Представители японской компании большую часть ответственности возложили на свой мексиканский завод, который управляется североамериканским крылом компании. Перед банкротством компания продавала почти все свои активы китайскому производителю компонентов Key Safety Systems под обязательство сохранить 60 тысяч сотрудников, работающих в 23 странах мира.

Скандал с Takata иллюстрирует скрытое зло глобализма в двух аспектах. С одной стороны, оптимизация производства мотивирует компании располагать заводы по всему миру, что зачастую ослабляет контроль качества (кстати, масштабность отзыва усугублена и тем, что документация не позволила детально установить, на какие именно машины ставили подозрительные подушки, поэтому отзывали все подряд). С другой стороны, основной принцип снижения себестоимости – увеличение тиражности, приводит к тому, что тиражируются и ошибки, возводя проблему в квадрат.

И подобные скандалы возникают регулярно. Помимо упомянутого дизельгейта уместно вспомнить залипающие педали газа Toyota, причем по двум независимым причинам: в одних случаях под педаль попадал коврик, в других проблема была в конструкции узла электронной педали газа.

Считать эти примеры неким «приговором глобализму» вряд ли возможно хотя бы потому, что альтернативная концепция – множество мелких независимых производителей – сулит проблемы меньшего масштаба, но в большем количестве. В конечном итоге, после каждого такого скандала принимаются новые меры по усилению контроля, и принципы глобального производства становятся лишь более совершенными.

Альтернативы, в общем, и нет. Автомобиль, как мы знаем его сегодня, есть продукт глобального производства: тиражирование позволяет сделать его достаточно совершенным и относительно доступным (здесь речь не про российские реалии, а мировой рынок вообще). Неглобальные производители возможны, но себестоимость их продукции повергнет в шок:  штучный багги FunCruiser Lite российской сборки с силовым агрегатом от Lada Granta стоит, как куда более технологичная Skoda Octavia.

Впрочем, усиление контроля и крепчающие нормы безопасности и экологии постепенно приводят к тому, что автомобили становятся все более унифицированными. Поэтому сегодня глупо сетовать, что очередная новинка не поражает воображение, вызывает зевоту и похожа на десяток других однотипных моделей.

Глобализация в автопроме еще не достигла крайних форм, так что дальше будет еще интереснее. Или скучнее.

1 Comment

Добавить комментарий