Несмотря на повышение тарифов ОСАГО и ряд других мер, тление рынка продолжается: я все еще получаю жалобы читателей, которым страховые отказываются продавать полис ОСАГО, ссылаясь, например, на слишком юный возраст водителя (в тридцать-то лет!). Это незаконно, и мы расскажем, как грамотно вести себя в этой ситуации.
Обязаны ли продать вам полис ОСАГО?
Да. Договор ОСАГО является публичным, а значит, страховые обязаны обслуживать любого автомобилиста, предоставившего необходимые документы.
Если отказывают
Поводы для отказа могут быть разные: вы не удовлетворяете «внутренним критериям» страховой, закончились бланки ОСАГО, нет подключения к базе данных РСА, сломался принтер…
Если это произошло — требуйте письменный отказ, в котором страховщик должен указать причину.
— Если говорить об объективных причинах отказа, то бывают сбои в работе базы данных АИС РСА или ЕАИСТО, из-за чего страховщик не может проверить коэффициент бонус-малус клиента или наличие у него техосмотра, — объясняет директор компании «Центр страхования» Кирилл Смолин. — Как правило, подобные сбои не длятся долго, и если вы откажетесь ждать, страховщик напишет в отказе реальную причину, которую контролирующие органы (РСА, ЦБ РФ и др.) способны проверить. Естественно, когда речь о неправомерном отказе, например, из-за якобы недостаточного возраста клиента, страховщик не будет писать отказ и почти наверняка оформит полис.
Если отказывают в даже в отказе
В офисе страховой мило улыбаются и называют уважительные причины, почему не получается написать отказ. Директор увез печать… У нас сбой в системе… Нет бланков отказа… По закону об отказах отказ на отказ не предоставляется…
Все эти оправдания, по большому счету, нелепы, поэтому включайте камеру смартфона и повторяйте требование продать вам полис ОСАГО или предоставить письменный отказ.
— Иногда в офисах страховых компаний висят предупреждения о запрете на съемку, но законы разрешают снимать в публичном месте, — поясняет Кирилл Смолин.
Куда жаловаться
Полученный отказ или видеозапись вы можете направить вместе с жалобой в «Российский союз автостраховщиков», Центробанк или в прокуратуру — при выявлении нарушений страховщик получит то или иное наказание, включая крупный штраф для должностных лиц.
Убедитесь, что вы в офисе страховой
Звучит забавно, но продавать полисы могут агенты, работающие по договору, и клиенты не всегда понимают разницу. Так вот, агенты имеют право не продать вам полис определенной страховой компании. Бывает, агентский договор подразумевает работу лишь с клиентами, которые удовлетворяют нужным критериям, и отказ агента не является противозаконным.
Обращайтесь в офисы страховых компаний, которые можно определить по брендированию. Проверить их подлинность можно с помощью официального сайта выбранного страховщика.
Косвенный отказ
К сожалению, у страховщиков есть неявная форма отказа — работа по системе «Единого агента».
На практике это выглядит так: вы пришли в офис компании А, чтобы купить полис ОСАГО, но вам предлагают купить полис компании Б, выбранной… случайно. Настолько случайно, что ее офис может быть в другом городе.
Систему «Единый агент» ввели два года назад в разгар кризиса ОСАГО, когда основной причиной отказов был якобы дефицит бланков. Чтобы клиент не уходил с пустыми руками, страховым предложили работает по системе «Единый агент». Она подразумевает перекрестные договоры между компаниями, которые позволяют направлять клиента к другой страховой. Выбирается эта страховая по номеру ПТС случайным образом (из числа подписавшихся на работу по «Единому агенту»), и обновляется каждую неделю. Географической привязки нет: например, жителю Челябинска предложили застраховаться в красноярской компании «Надежда».
Такая практика не запрещена и отказом не считается. До какой-то степени она даже работает, потому что все «единые агенты» должны иметь офисы или представителей во всех городах, где присутствуют их партнеры. Но юристы отмечают, что нередко клиенту предлагают компании-однодневки, разорение которых повлечет как минимум затягивание сроков выплат.
Поэтому решайте сами. Если вам предложили «левую» страховую, самое простое — обратиться к другому страховщику. Или купить электронное ОСАГО.
е-ОСАГО
При покупке электронного полиса ОСАГО через сайт компании отказать в продаже вам не могут, поэтому этот способ считается достаточно надежным.
— К сожалению, случаются технические сбои, — рассказывает Кирилл Смолин. — Но с этого года в России заработала система Е-Гарант, принцип которой похож на «Единого агента»: если в силу любых причин страховая не продает электронный полис ОСАГО, вас перенаправят в другую страховую. Ее выбор также делается автоматически по номеру ПТС.
Электронный полис ОСАГО не нравится многим из-за необходимости ждать, пока сотрудник ГИБДД «пробьет» его по базе данных, поскольку всегда есть риск пресловутых технических сбоев. Тем не менее, «виртуальная» страховка постепенно набирает популярность.
Избегайте оформления электронного ОСАГО посредниками: намеренные или случайные ошибки при указании значимых параметров могут привести к отказе в выплате.
Навязанные страховки
Если представитель страховой ловко впарил вам парочку добровольных страховок в нагрузку к ОСАГО, в течение пяти дней вы имеет право отказаться от них и вернуть деньги. Подобный «период охлаждения» предусмотрен законодательством с 2016 года. Естественно, за эти пять дней вы не должны обращаться за выплатами по купленным добровольным полисам. Вернуть деньги после заявления клиента страховщик должен в течение 10 дней.
За поддельный полис грозит уголовная статья
В последнее время полиция интенсифицировала работу по выявлению автомобилистов с поддельным полисами. Напоминаем, что за использование заведомо подложного документа по ч. 3 ст. 327 УК РФ грозит наказание вплоть до ареста на срок шесть месяцев.
Проверяйте КБМ
Коэффициент бонус-малус отражает вашу аварийность и является одним из лучших способов экономить на ОСАГО: разница в стоимости полисов крайне аварийного и полностью безаварийного водителя — почти пятикратная!
Страховые часто пытаются выставить завышенный КБМ. Проверить ваш коэффициент можете на сайте РСА, а в случае расхождений написать заявление. Причем сделать это можно и постфактум: страховщик обязан вернуть излишек, заплаченный вами за последний полис. Подробнее о корректировке КБМ.
Полезные ссылки
Документы, регулирующие рынок ОСАГО.
Подать жалобу в «Российский союза автостраховщиков».
Ну я уже писал что у меня незадалось с РГС
причем страховался у них, ЕМНИП еще с 2008г. причем даже брал досагу добровольно
ни одного страхового случая, но начиная с 14г начались проблемы с навязыванием допов. уйти к конкурентам в городе было нереально. просто не брали, объясняя отсутствием бланков
и только в этом году получилось получить е-осагу через инет
надеюсь она не понадобится, но проверку у ГИБДД моя распечатка на принтере уже прошла 🙂
ЗЫ очередное пожелание всех страховым гореть в гиене огненной без права сокращения сроков. и это от чистого сердца.
При проверке полиса е-осаго у ГИБДД сколько времени процедура занимает? Я правильно понимаю, что они каждый полис по базе АИС РСА пробивают, т.е. им нужен интернет?
я пару мин их ждал
полагаю что да, нужен инет, т.к. пробивают думаю онлайн
т.к. это было в первый раз то переживал когда протягивал распечатку черно белую 🙂
Ясно) Я вот к е-осаго пока со скепсисом отношусь, в поездке где-нибудь попадешься и начнут мозг выкручивать — подождите, связь не появилась
нууу, учитывая вал подделок могу предположить что и цветную бумажейку из страховой будут проверять также онлайн
т.е. разницы особой нет
я так скинул в облако и его прицепил на сотовом. могу показать в цвете на случай порчи бумаги на которой он распечатан
если гаи хочет докапаться — оно найдет за что.