В новом году водителей ждет немало поводов для холиваров, например, необходимость возить с собой спецодежду или расширение полномочий камер видеофиксации, которые научатся штрафовать на отсутствие ОСАГО и техосмотра. О главных изменениях 2018 года — в небольшом дайджесте.
Техосмотр возвращается
После реформы 2011 года техосмотр стал формальностью, но уже в 2018 году гайки затянут до рези в глазах: бумажные диагностические карты заменят электронными, проверять их наличие смогут камеры видеофиксации, запись техосмотра должна будет храниться у оператора, а за выдачу «левого» техосмотра предусмотрят уголовную ответственность.
Электронные ПТС расскажут историю автомобиля
В 2018 году нас ждет глобальная реформа системы регистрации автомобилей: переход на виртуальные ПТС начался уже в конце прошло года, но явление станет массовым с 1 июля. Электронный паспорт — нечто большее, чем современная альтернатива бумаги: так, защищенная запись в базе данных будет хранить не только информацию об автомобиле и собственниках, но и почти всю его официальную историю, включая прохождение техобслуживания, залоговый статус и страховые случаи.
Из приятных новостей — возможность купить красивый номер официально: принципиальное одобрение властей уже есть, но процедура пока не разработана.
Автомобили снова подорожают
Рост утилизационного сбора и акцизов на автомобили, по оценкам, приведет к очередному скачку цен, причем для среднеценовых моделей он может достигнуть величины в 100 тысяч рублей. Росту цен способствует и постепенное восстановление авторынка, который в прошлом году прибавил более 10%.
Сдерживать цены будет прямая и косвенная помощь авторынку, например, компенсация утилизационного сбора для местных автозаводов. В правительстве обещают и продление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые досрочно завершили работу осенью этого года.
АЗС поставят на счетчик
Штрафы за продажу некачественного топлива будут исчисляться в долях от денежного оборота компании: в принятом законопроекте их величина составляет 1% от всей выручки за предыдущий год! А это — миллионы рублей.
Кроме того, разработанная Росстандартом процедура позволяет контролировать качество топлива не только надзорным органам, но и частникам.
ОСАГО станет либеральнее и дороже
Неизбежны изменения в области ОСАГО, и, судя по всему, основные усилия будут направленны на постепенную «либерализацию» тарифов. Сейчас тарифы заданы достаточно жестко, но в перспективе их отпустят в свободное плаванье. Чтобы не волновать людей, первая реформа летом 2018 году состоится в интересах водителей: вероятно, уйдут территориальный и мощностой коэффициенты, зато страховщики смогут давать скидки водителям с аккуратным стилем вождения. Но для злостных нарушителей полисы подорожают, причем весьма серьезно.
В длительной перспективе власти попытаются выйти из тупика, отдав тарификацию ОСАГО на откуп страховому сообществу, что наверняка увеличит стоимость полисов.
Усилится борьба с «безосажными», например, за счет уголовного преследования обладателей поддельных полисов. Комплексы видеофиксации могут подключить к базе данных АИС РСА, и тогда автовладельцы будут получать штрафы за отсутствие ОСАГО в заочном режиме, по почте. Спорный момент: фиксировать ли каждый проезд под камерами автомобиля без полиса?
В замен власти обещают популяризовать оформление аварий без ГИБДД по системе «европротокол»: лимит увеличится до 100 тысяч рублей, а воспользоваться схемой можно будет даже при разногласиях водителей относительно виновности. Но есть и ложка дегтя: для оформления такого ДТП понадобятся комплексы ЭРА-ГЛОНАСС с новыми прошивками и специальное мобильное приложение для фото- и видеофиксации последствий ДТП.
С 1 января 2018 года полисы ОСАГО будут снабжаться QR-кодом, позволяющим быстро «пробить» полис по базе данных.
Кроме того, ГИБДД разработает новую форму приложения к процессуальным документам, которое заменит ликвидированную справку о ДТП.
К новинкам ПДД придется привыкать
В 2018 году станут очевидными последствия недавних изменений ПДД, например, на перекрестках появится разметка-вафельница, запрещающая выезд на него при заторе впереди — нарушение зафиксируют комплексы видеофиксации.
Круговые перекрестки стали главной дорогой «по умолчанию», поэтому устранение знаков приоритета на некоторых из них не должно стать сюрпризом для водителей: уступать теперь должен тот, кто въезжает на перекресток, обозначенный знаком 4.3.
Появятся и новые знаки, например, запрещающие въезд в отдельные части города автомобилей с низким экологическим классом. Принятый закон «Об организации дорожного движения» заработает лишь с 2019 года, но сами знаки уже есть в правилах и подготовка к реализации может начаться уже скоро.
Другие «знаковые» новинки — обозначение диагональных пешеходных переходов, знак для выделенных трамвайных полос, а еще — полезный знак, который разрешит поворот направо на запрещающий сигнал светофора на малонагруженных перекрестках.
В ПДД должно появиться новое понятие — зоны успокоенного движения, где пешеходы имеют право пересекать проезжую часть в любом месте, а транспорт тормозится искусственно, например, за счет движения по волнообразной траектории.
Весной законотворцы могут вернуться к обсуждению вопроса об ужесточении скоростных лимитов за счет сокращения «зоны нечувствительности» с 20 км/час до 10 км/час.
С марта 2018 года водители обязаны возить с собой световозвращающие жилеты. Надевать их нужно в случае вынужденной остановки вне населенных пунктов в темное время суток или в условиях ограниченной видимости.
Водителей разделят на «любителей» и «профессионалов» — такой подход использовался в советское время. Последних обяжут сдавать квалификационный экзамен на профпригодность.
Любительские регистраторы приравняют к комплексам видеофиксации
Долго вызревала идея наказывать нарушителей по записям с мобильных телефонов и видеорегистраторов, и осенью прошлого года правительство дало принципиальное согласие на ее внедрение.
Напомню концепцию «заочного наказания»: установив на мобильное устройство специальное приложение, любой гражданин может заснять нарушителя определенных пунктов ПДД на видео и отправить прямо в центр видеофиксации нарушений ГИБДД. Там видео проанализируют, и если нарушение подтвердится, собственник транспортного средства получит письмо с готовым постановлением, которое будет вправе оспорить в десятидневный срок. Ожидается, что окончательный вариант законопроекта, меняющего КоАП и ряд других нормативов, появится в 2018 году.
Чтобы облегчить водителям жизнь, в следующем году заработает процедура мгновенного оспаривания некорректных штрафов с камер: предположительно, на портале «Госуслуги» появится кнопка, которая сначала позволит отписаться от чужих штрафов, а со временем указывать и на другие ошибки комплексов.
Такси станут цивилизованней
В 2018 году ожидается принятие нового законопроекта, регламентирующего деятельность такси: он подразумевает приобретение таксистом специальной страховки (так называемое ОСГОП) и уточнение ответственности диспетчерских центров за инциденты с подконтрольными им такси.
Жилет прикупил 23 октября. Ну меня и за ближний свет останавливали до его введения обязательным. Все правильно, всё по плану ))
А у меня есть жилет, подаренный одним хорошим человеком 😉
Планы у нас всегда правильные. У нас исполнение кривое. Логично предположить, что правильно выбранное место остановки, включенная аварийка и разумная осторожность сделают для безопасности водителя гораздо больше, нежели упомянутые жилеты. Их лучше отдать пешеходам.
По этой теме вспоминаются обязательные катафотные ленты по периметру грузовика, особенные кресла для детей, евроаптечки, в которых нет ничего, кроме пластыря, обязательно оранжевые поворотники, буква «Ш» на заднем стекле, ещё куча требований к водителям что-нибудь купить. У меня стойкое впечатление, что госдума (или кто там ещё) закупили по дешёвке эшелон жилетов, и теперь торгуют ими в законодательном порядке.((
Идея с жилетами сама по себе неплоха: стоят они недорого, места не занимают. Но есть риск кривого исполнения, когда обяжут возить лишь сертифицированный жилет (самый бестолковый из возможных) по цене 1500 рублей.
Нужно давать более развернутую норму: верхняя одежда салатного или оранжевого цвета со светоотражающими полосками. У меня спецовка «светофор». Тот же жилет но с рукавами. Зачем на него жилет одевать