Героям Пхёнчхана

Медалистам зимних Олимпийских игр в Южной Корее вручили денежные премии и автомобили BMW — модель зависела от достоинства медали. Мы решили вспомнить, как награждали чемпионов в разные годы и что из этого получилось.

Горячие споры уже вызвал вопрос, уместно ли дарить российским спортсменам немецкие автомобили, особенно с учетом противостояния в хоккейном финале? Впрочем, уже к следующей олимпиаде есть шанс, что на роль призового автомобиля будет выбран «Аурус» (проект «Кортеж»)

Годы стабильности

С летних Олимпийских игра 2016 года в Рио-де-Жанейро наградная марка не изменилась — BMW. А вот с моделями возникла чехарда. Изначально состав заявили таким: BMW X6, X4 и X3 — такой же, как на прошлой Олимпиаде. Затем информагентства распространили информацию о том, что за второе место раздали BMW X5, за третье — BMW X4. По словам самих же спортсменов, BMW X6 в списке не было, и за первое место вручали соплатформенную модель X5, за второе и третье — X4 в разных версиях.  Помимо этого спортсменам дали премии в 4 миллиона, 2,5 миллиона и 1,7 миллиона в зависимости от достоинства медали.

BMW X5 xDrive30d стоит от 4,17 млн рублей
За серебро — BMW X4 xDrive 30d (от 3,45 млн), за бронзу — BMW X4 xDrive 20d (от 3,26 млн)

Практика дарения автомобилей олимпийцам появилась в России после зимней Олимпиады в Турине в 2006 году.

Призовые автомобили в разные года

2006 Турин, зимние Олимпийские игры Мужчины — Toyota Land Cruiser, женщины — Lexus RX350 (всем медалистам)

2008

Пекин, летние Олимпийские игры Мужчины — BMW X5, женщины — BMW X3
2010 Ванкувер, зимние Олимпийские игры 1 место — Audi Q7; 2 место — Audi Q5, 3 место — Audi A4

2012

Лондон, летние Олимпийские игры 1 место — Audi A8; 2 место — Audi A7 Sportback, 3 место — Audi A6

2014

Сочи, зимние Олимпийские игры 1 место — Mercedes-Benz GL; 2 место — Mercedes-Benz ML, 3 место — Mercedes-Benz GLK

2016

Рио-де-Жанейро, летние Олимпийские игры 1 место — BMW X6; 2 место — BMW X4, 3 место — BMW X3

2018

Пхенчхан, зимние Олимпийские игры

1 место — BMW X5; 2 и 3 место — BMW X4

До Игр 2012 года призовые обычно исчислялись в валюте, например, в 2008 году золотым медалистам давали по 100 тысяч евро, что было сопоставимо с ценой призового Audi Q7.

Монетизировать награду

Автомобиль премиум-класса предполагает премиальный образ жизни. А порой, как в случае с Audi A8 в 2012 году, попросту очень велик и не всегда удобен для ежедневных разъездов. Не утихают споры, не лучше ли дарить эквивалентную сумму деньгами?

Были прецеденты продажи наградных автомобилей прямо у стен Кремля сразу после вручения: в 2012 году одна из олимпийских чемпионок уступила коллекционеру, который на месте выкупил ее BMW X6 за 7 миллионов рублей — примерно в полтора раза больше рыночной цены. Свою сговорчивость неназванная спортсменка объяснила наличием в семье машин более высокого класса.

В тот же год бурное обсуждение вызвало объявление о продаже другого BMW X6 одной из синхронисток, которая не пыталась на этом заработать лишнего — указанная цена совпадала с прайсовой. Представитель чемпионки объяснила, что девушка только-только получила права и хочет автомобиль попроще.

«Индивидуальная непереносимость» вообще нередкое явление: в 2010 году конькобежец Иван Скобрев заявил, что попросту не помещается в подаренный Audi Q5 — рост спортсмена составляет 187 см. Завоевав две медали (серебро и бронзу) он рассчитывал на Q7. В тот же год продавал свой Audi Q5 фигурист Евгений Плющенко, чтобы потратить деньги на подготовку к сезону.

Призерка сочинской олимпиады, челябинская конькобежка Ольга Фаткулина на вопрос о подаренном Mercedes-Benz ML350 ответила лаконично:

— Я продала его после игр и купила себе квартиру. Квартира меня мотивирует! С деньгами, конечно, удобнее, но подарок — это все-таки память, даже если со временем ты его продашь.

В 2006 году биатлонистка Светлана Ишмуратова получила наградной Lexus RX350, но пользоваться им не смогла — у двукратной олимпийской чемпионки попросту не было прав. Автомобиль стоял на территории гаража администрации области. Кроме того, спортсменка сетовала на цену машины: по ее словам, запихивать лыжи в автомобиль за 70 тысяч евро страшновато.

Уже потом один из челябинских бизнесменов подарил Светлане Ирековне автомобиль на ее вкус: тогда она выбрала довольно редкий в России, но практичный Ford Maverick.

Поскольку денежные призы спортсмены получают не только от федеральных властей, общая сумма награды обычно позволяет купить хорошую квартиру и решить другие проблемы. Поэтому некоторая избыточность премиальных автомобилей может быть простительна: в конце концов, на эмоциональном уровне приятно получить ключи от нового BMW или Audi, пусть даже он не нужен.

От местных властей

Южноуральских спортсменов не забывают и в родной области, например, в 2012 году Анастасия Барышникова получила от губернатора Михаила Юревича Opel Corsa, а уже через два месяца прекрасно выступила на лондонской олимпиаде, получив Audi A6. Правда, первое время A6 казался ей избыточным на фоне юркой и удобной в городе «Корсы».

Ольга Фаткулина, награжденная после сочинской олимпиады Mercedes-Benz ML350, еще в 2013 году получила от губернатора Михаила Юревича Toyota RAV4 в качестве признания ее успехов на чемпионате мира.

Иногда уральских спортсменов поддерживают представители бизнеса, например, в 2014 году гребец Антон Васильев получил в подарок от компании «Регинас» Nissan Murano за победу на чемпионате мира. Впрочем, подарок был не случаен: генеральный директор «Регинаса» Василий Рыбаков много лет поддерживает гребной спорт.

В олимпийских призерах 2018 года — три воспитанника челябинских хоккейных школ: Никита Нестеров, Николай Прохоркин и Вячеслав Войнов, завоевавшие золотую медаль в составе сборной. В Министерстве спорта Челябинской области нам пояснили, что по закону наградить хоккеистов, которые в настоящее время имеют контракты с клубами, нельзя. Поэтому сейчас решается вопрос о награждении их личных тренеров, которые продолжают работу в Челябинской области.

14 Comments

  1. Возможно, буду неоригинален, но похоже Германия всё-таки победила:)

    А если серьезно, мне кажется немного нелогичным тот факт, что в нашей великой стране на лечение тяжелых детей собирают копейки по смс со всей страны, а тут просто 100-200 млн на немецкие автомобили для спортсменов, которые вроде и так не бедствуют. В общем дофига дыр в различных бюджетах, дофига действительно важных получателей финансирования, которые бедствуют(не я). В общем, лично я считаю это показухой и это не очень правильно, тем более немецкие авто — понты одни.

    1. С точки зрения всеобщего равенства и братства, пожалуй, я с тобой соглашусь. С другой стороны, глубоко внутри нам противна эта точка зрения — мы ее придерживаемся, только находясь снизу, и не оставляя при этом попыток пролезть наверх. А коль скоро люди по своей природе не равны и это зашито глубоко в структуру общества, некая избыточность призов делает свое дело. Она нужна, может быть, не столько для самих олимпийцев, сколько для мальчишек и девчонок, которые пока не мыслят категориями «сражаться за Родину», но буду ее представлять на играх через 4-8 лет.

      1. Ну тут вопрос приоритетов уже. Хорошо выступить на олимпийских играх через 4-8 лет или же что-то другое. Понятно, что сейчас выбирается первое. В любом случае, это лучше, чем ничего.

      2. У меня к современному спорту, как феномену вообще, очень большие вопросы, потому что нет в нем ни здоровья, ни соревновательности (в подлинном смысле), больше шоу. Зато есть огромные зарплаты и масса сомнительных персонажей с перегретым эго. Но спорт для современного человечества — эта суррогат войны, и это также зашито в природу человека. Россия тут не оригинальна, а, скорее, идет в общем тренде.Ну и в этом контексте пусть лучше клюшками друг друга долбят, чем булавами. А так скукотень.

    2. Вспоминается карикатура, в очень известно ранее журнале, вроде «крокодил», но может и «ЧАян».
      Стоит графиня молодая на балконе, а мимо бегут солдаты и матросы.
      Она: » что случилось»
      Они: «Революция»
      Она: «За что боритесь»
      Они: » Чтобы не было богатых»
      Она: » Странно, а мой отец всю жизнь боролся, чтобы не было бедных»
      В этом и вся разница.

  2. Ребёнок спортсмен 10 лет, правда спорт ушу, кстати в Челябинске УРФО проходило, в этом году. Занял 1 и 2 третьих места. Сумма поездки 26 тысяч. Впереди Россия традиционка и спортивка ещё плюс 30 и 30 тысяч. Летом сборы самые недорогие тоже 26 500. В прошлом году сборы 85 тысяч. Плюс сборы между занятиями как правило неделя, а то и две около 10 тысяч. Да ещё областные 15. В общем накапливается приличная сумма. Да и вообще достаточно изнурительные тренировки. Думаю у хоккеистов и биатлонистов ещё круче. Вот и подумайте достойные это награды или как некоторые думают халява. На России могут иногда компенсировать проживание в гостинице

    1. Критики дарения бэх, пожалуй, ответят вам, что не лучше ли было их стоимость отдать детям, которые будут чемпионами завтра? Впрочем, вопрос не такой однозначный, тут надо разбираться.
      В конце концов, вы же сами выбрали путь «спонсировать ребенка». Это нормальная практика: в Ф1 многие пилоты когда-то высасывали родителей до последней капли в финансовом смысле. А сколько пилотов, которые, высосав, так ничего и не добились. Видимо, нужно смотреть на это философски: я даю деньги, но не жду от них особенно отдачи — жизнь рассудит.

  3. Нет, нет Вы не подумайте, что я прошу у государства компенсировать каким то образом амбиции родителей и увлечения детей. Наоборот я считаю пусть эти средства направляются в интернат и детские дома, школы, садики. Если на каком то этапе успехи спортсменов получится монетизировать это отлично, если нет останется гордость за ребёнка, а это оказывается такое мощное чувство, такая эмоциональная встряска, что дорогого стоит. Слёзы у мужиков на пьедестале появляются не просто так, что уж говорить про родителей.

    1. У вас, на мой взгляд, достойная позиция. Успехов вашему юному спортсмену!

  4. Думается, если наших спортсменов награждать продукцией Автоваза, это станет мощным стимулом для повышения как результатов, так и качества.))

Добавить комментарий