«Российский союз автостраховщиков» (РСА) проиграл в Верховном суде России спор с антимонопольной службой и поднял стоимость запчастей для восстановительного ремонта по ОСАГО. Страховые выплаты, рассчитанные по новым ценам, должны вырасти. Выгоднее ли стало биться?
С 2014 года при расчёте ущерба от ДТП страховщиков обязали пользоваться так называемым справочником РСА, в котором содержится информация о ценах полмиллиарда запчастей, а также о стоимости нормочасов и расходных материалов.
В 2016 году ФАС Татарстана обнаружила расхождение цен в справочнике с реальными, в том числе, из-за особенностей регионального ценообразования: в отдельных областях стоимость конкретных деталей отличалась почти в полтора раза.
— Была затяжная тяжба, суды первых инстанций встали на сторону РСА, но в 2018 году Верховный суд признал окончательную правоту ФАС, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — В материалах дела указано, что РСА занижала стоимость запчастей, по сути, использовала оптовые цены, тогда как единая методика расчета предполагает учёт розничных цен.
В декабре РСА скорректировал стоимость запчастей под требования службы, правда сделал это весьма непрозрачно: в союзе указывают средний рост стоимости на 6,5%, который «размазан» по всему диапазону позиций. Это значит, что какие-то цены могли остаться без изменений, тогда как другие возрасти сильнее 6-7%.
Станет ли эффективнее ОСАГО
Сам по себе справочник РСА — весьма сложная и местами курьезная база данных, с которой нельзя познакомиться с наглядном виде: информация о цене даётся по запросу, включающем каталожный номер запчасти.
Ради интереса я узнал справочные цены для Toyota Corolla 2004 года выпуска, и обнаружили кое-что интересное. Поначалу все выглядело реалистично: передняя и средняя кузовные стойки оценены в 13,4 и 11,7 тысяч рублей. Но если бампер передний стоит 4 тысячи, задний почему-то оценен почти в 12 тысяч. Капот стоит 8,4 тысячи, правое переднее крыло — 3 тысячи, правая передняя дверь — около 10 тысяч.
Но больше всего поразила цена двигателя (номер позиции 190000D140) — 826 тысяч рублей. Toyota Corolla этого года в зависимости от комплектации и состояния оценивается в 300-380 тысяч рублей. То есть, даже с применением максимального коэффициента износа (0,5) компенсация за уничтоженный мотор превысила бы стоимость автомобиля. Разумеется, на практике такие выплаты не осуществляются — урон признают тотальным. Но этот пример иллюстрирует превратность цен в справочнике РСА.
Один из представителей страхового бизнеса подтвердил это обстоятельство:
— На некоторые запчасти цены откровенно занижены, поэтому сервисам не хватает на полноценный ремонт с использованием новых деталей. Но по другим позициям цены абсурдно высокие, что создает проблемы уже для страховых компаний, в том числе, потому что об этих особенностях знают страховые мошенники и пользуются этим.
Но в этой ценовой неразберихе, возможно, скрыт некий умысел: например, двигатель в сборе не относится к популярным позициям при ремонте по ОСАГО. Куда больший спрос приходится на бампера, крылья, фары и т. п. Поэтому средние «по больнице» 6,5% повышения можно раскидать на непопулярные позиции, оставив стоимость востребованных запчастей на прежнем уровне.
— РСА, по сути, является представителем страхового сообщества, и в определенном смысле монополистом, поэтому сформированный ими справочник сделан с учетом интересов страховых, — считает Лев Воропаев.
Эксперты отмечают, что даже честный рост стоимости на 6,5% не привел бы к заметным изменениям: две трети этой величины съест средняя инфляция. А на самом деле подоржание запчастей привязано к курсам валют, которые с начала года выросли почти на 18%.
Кроме того, сумму выплат существенно снижает коэффициент износа: он применяется, если владелец подержанной машины забирает компенсацию деньгами. Величина коэффициента зависит от возраста автомобиля, но не может быть ниже 50%.
Если же клиент выбрал «натуральное возмещение», коэффициент износа не учитывается, но возникает другая проблема: автосервис обязан использовать только новые детали, поэтому заниженные цены в справочнике РСА делают ремонт невыгодным. И тогда у автосервисов появляется мотив идти на разнообразные уловки, тем более, сроки ремонта жестко оговорены в законе.
Кстати, средняя выплата по ОСАГО в этом году упала до 66 тысяч рублей, что на 14% ниже, чем годом ранее. И в целом ОСАГО стало выгоднее страховым: по данным Центробанка, если год назад они платили на 20% больше, чем собирали, то теперь ситуация зеркальная: сборы превысили расходы на ту же величину. И всё-таки страховые лоббируют очередное повышение тарифов, пусть и в неявном виде.
Что ждёт ОСАГО
Анонсированная ещё весной реформа ОСАГО предполагает рост максимальной цены полиса на 20%. Власти не стали затягивать гайки в сентябре, но на днях Центробанк всё-таки утвердил новые тарифы.
Сам Центробанк оценивает средний рост цены полиса всего на 1,5%, а «Российский союз автостраховщиков», по данным газеты «Коммерсант», прогнозирует прибавку в 5% (или +300 рублей к полису). По замыслу регулятора, основной рост тарифов затронет проблемных водителей с низким опытом и аварийной предысторией, тогда как за «хороших» клиентов страховые будут бороться, снижая цену полиса.
Кстати, коридор тарифов в самом деле расширили и вверх, и вниз, например, если сейчас для владельца 105-сильного Ford Focus в Челябинске стоимость ОСАГО составляет 8,6-10,4 тысячи рублей (без учета КБМ), то по новым правилам его можно выбрать из диапазона 6,9-12,5 тысячи рублей. Впрочем, будут ли страховые активно демпинговать — покажет практика.
Новые тарифы вступят в силу не ранее 2019 года.
Как скорректировать КБМ по ОСАГО. Почему страховые предлагают «случайный полис». Штрафовать за отсутствие ОСАГО скоро начнут камеры.
Верховный суд, не панацея для РСА. Ей ( организации СРА) глубоко и без разницы на все решения. Суд дал распоряжение повысить к концу года, а на прошлой неделе ценники на большинство позиций из справочников значительно упали. ТАк пресловутые фары которые тырят по всей стране у Порш Кайена, подешевели, на значительную сумму. Так те что стоили по 79-80тыр стали стоить 50, те что стоили по 170-180 стали стоить по 120. Это один из примеров. А по факту Артем правильно сказал, что на наиболее распространенные позиции ценник явно занижен минимум на порядок. Причем что примечательно не по всем маркам. Есть наиболее токсичные марки, в основном премиального класса, митцу, мерс, хонда, порш, вот по ним прошлись по полной с занижением. Ну а к концу года может и поднимут, на ту разницу, что сегодня опустили. А вообще нарушен главный принцип экспертной деятельности «возможность проверить обоснованность и достоверность». Таковой в справочниках РСА просто не наблюдается. Хотя сто процентно усматривается, железная логика страховщика — заплатить как можно меньше. Если на рынке ( в интренетмагазинах экзист емех и прочих торговых площадках), есть китайскокорейскороссийский аналог, то ценник за деталь будет максимально приближен к цене дешевого аналога (легко проверить , а сервис должен ремонтировать оригиналом цена которого значительно выше (ага щас, вы в это верите). Раньше в ФЗ-40 говорилось что в случае получения натуральным возмещением сервис считает по среднему рынку, сегодня — согласно справочников.
Нет конечно же есть и повышения. Так например бампер передний ситроена С4-DS4 (7401.VQ) в ноябре стоил 7с хвостиком в рса а сегодня 24. так что Артему повезло, но вот прямой вопрос, а что за это время в три раза так изменилось.
Страховщикам и так дали законный легальный коридор в недоплате 10% ( считается статистической погрешностью), но одно дело 10% от 10000 рублей, и совсем другой от ста тысяч, а при ОСАГОжном потолке в 400000 это уже далеко не скромная сумма.
Как, как законодатели вообще позволили страховщикам, самим себе насчитывать ущерб, для того чтобы его же и выплатить, да еще и под эту же гребенку причесали экспертов-техников и судебных экспертов, которые, в априори, типа независимы.
Вчера попытался пользоваться этим справочником, сделан, конечно, так, чтобы никто ничего не узнал. Эту дюжину запчастей для тойоты я выуживал часа два. Во-первых, непросто найти номер нужной детали, потому что в каталогах всё разбито до мелочей, но это я списываю на неопытность свою. Но капча на сайте просто ад: один раз заставила меня искать на картинках светофоры, мосты и гидранты раз 20 подряд. Я уж думал, она зациклилась.
Как по мне, для проверки корректности справочника по любой машине должен быть легко скачиваемый xls-файл с наиболее популярными позициями: бампера, крылья, стёкла, радиаторы, мелкий декор.
ТЬфу, тьфу , тьфу. «Ты это, заходи если чЁ» © ПомегЁм, чем смогЁм. А заодно и посмотрим как там в РСА. Хуже сейчас дела с качеством ремонта. Сервис доки (заказ наряды и прочие НТДЛ не выдает, ссылаясь на принадлежность таковых плательщику (коим является СК). Ремонтируют з/ч б/у, устанавливают з/ч аналоги — дешевку ( которые может быть и сертифицированы но…хз, как будут работать дальше). в актах указывают замену з/ч ( и по работам и по номенклатуре), а по факту ремонтируют, при этом эксперт доказать факт ремонта может, а вот предъявить, за то что не поменяли нет. Ущерба то, какого либо, для Владельца не наступило, а ущерб который нанесен СК (если конечно же не в курсе), ввиду того, что заказчиками ( и плательщиками) являются страховщики не принципиален, и бездоказателен, потому как в НПА и НТД таковые случаи подмены, не выполнения работ в полном объеме, не предоставления документации, просто не рассматриваются. Ну не может наш законодатель предположить что мы живем в России и наш менталитет постоянно шепчет что надо кого то обмануть.