Кто знает о зимнем вождении больше, чем раллийные пилоты, которые ездят по снежному покрытию без скоростных лимитов? Я попросил чемпионов Европы по авторалли (U28), пилота Николай Грязин и его штурмана Ярослава Фёдорова, поделиться опытом зимнего вождения, по крайней мере, в той его части, что применима для обычных водителей и неубранных дорог.
Читайте покрытие, как книгу
Типичные зимние аварии почти всегда связаны с неумением водителя «прочитать» тип покрытия. Именно поэтому в каждый снегопад город встаёт в пробках.
— Простой совет: выехали утром на дорогу и, убедившись в безопасности, попробуйте несколько раз интенсивно затормозить, чтобы понять, насколько скользкая дорога и хорошо ли машина замедляется, — объясняет Ярослав Федоров. — Коля часто использует этот приём, когда после длинной прямой идёт интенсивное торможение перед крутым поворотом или ретардером на переменчивом покрытии.
Держите колёса прямее
Николай Грязин добавляет, что эффективнее всего разгоняться и тормозить на прямых колёсах без поворота руля.
Особенно коварен снос автомобиля, то есть боковое скольжение передней оси: водителю кажется, что машина поворачивает недостаточно, и он выкручивает руль посильнее, что лишь усугубляет ситуацию.
— Как бы ни было страшно, в случае сноса руль нужно распрямлять, — говорит Николай.
В случае заноса на передне- и полноприводных автомобилях нельзя бросать газ.
— Тяга на ведущих колёсах стабилизирует автомобиль и делает его подконтрольным вам, — объясняет Ярослав. — Резко бросив газ и ударив по тормозам, вы, скорее всего, спровоцируете разворот автомобиля, что крайне опасно.
О том, что что делать в случае заноса, уже подробно разбирали на примерах из жизни.
— И ещё совет, который годится и для гонок, и для обычной езды: делать всё нужно быстро, но плавно, — объясняет Николай. — Резкость на скольких покрытиях не только снижает скорость, но и повышает риски сноса и заноса. В первую очередь важно сохранить баланс автомобиля, поэтому любой маневр, даже экстренный, нужно делать настолько плавно, насколько позволяет ситуация.
В чужой колее
Ещё одним атрибутом зимних дорог является колея, попав в которую, можно испытать массу острых ощущений: машина не слушается руля, а сам руль норовит дать по пальцам.
— Общее правило: с колеёй не нужно бороться без необходимости, — считает Николай. — В гонках мы активно использует колею, которую набили перед нами другие участники. Цепляясь и упираясь в неё, можно ехать быстрее.
Впрочем, колеи опасны тем, что автомобиль из них периодически выбрасывает в неконтролируемой манере, причем зачастую такой исход провоцирует сам водитель, стремясь поскорее выбраться из колейного плена.
— При выезде из колеи делайте всё уверенно, но будьте готовы, что у автомобиля может развиться снос или занос, — добавляет Николай.
Кстати, эффект колеи зимой могут создать трамвайные рельсы при движении вдоль них.
Не пытайтесь удивить случайных зрителей
— Быстрой ездой вы меня не удивите, а спокойной порадуете — эту фразу я обычно говорю таксистам, — смеётся Ярослав Фёдоров.
Он советует забыть детские комплексы и выбирать скорость с учётом состояния дороги и возможностей автомобиля, а не личных амбиций. Быстрая езда зимой если и может кого-то удивить — то группу разбора ДТП.
— Для начинающих автоспортсменов есть такой принцип «Главное — финиш», — говорит Николай. — Не доехав до финиша, не наберёшь боевых километров и ценных очков. Чемпионат невозможно выиграть в первом повороте, но там его можно проиграть.
Электронные протезы
А насколько, с точки зрения гонщиков, важны электронные помощники: АБС, ESP, противобуксовочная система и прочие?
— Конечно, они облегчают жизнь и часто выручают, — говорит Ярослав. — Но важно не переоценивать их возможностей, потому что физику они не отменяют. Плюс, каждое их срабатывание означает, что какие-то действия водителя были неправильными: он слишком резко нажал на тормоз, очень быстро заехал в поворот, чересчур резко выверну руль и так далее. Любое мерцание лампочки ESP нужно использовать как повод для анализа своих действий и совершенствования мастерства.
Подготовка автомобиля
На гражданском автомобиле важно контролировать уровни всех жидкостей, а перед морозами заменить те, что отработали срок или просто не подходят по сезону. Большая часть технических жидкостей в автомобиле всесезонная, но можно выбрать, например, более «морозоустойчивый» сорт моторного масла. В обозначении 5W30 первая цифра отражает низкотемпературные свойства, и чем она ниже — тем, как правило, легче запускается автомобиль.
— Не лишним будет посмотреть состояние тормозных колодок и, конечно, проверить аккумулятор, — советует Ярослав Фёдоров. — При желании можно поставить «зимние» щётки стеклоочистителя.
Кстати, в авторалли техническим жидкостям уделяется самое пристальное внимание: моторное масло меняется каждые 300 километров, тогда как у обычного автомобиля — раз в 7–15 тысяч километров.
И очень важны шины.
— На один этап чемпионата Европы нам положено 16 покрышек, выбор которых нередко определяет результат: ошибки такого рода обходятся очень дорого, — объясняет Николай Грязин. — Зимой мы используется специальные узкие шины с высотой рабочего шипа 4,5 миллиметра.
Что касается обычных дорог, то в холода резина должна быть зимней и в хорошем состоянии, а будет ли она шипованной или фрикционной — это, по большому счёту, дело вкуса.
— На зимние гонки мы всегда берём комплект «средств спасения», который полезен и в обычной машине, — рассказывает Ярослав. — Кроме буксировочного троса и минимального набора инструментов с нами всегда есть лопата и пара тёплых курток на случай «убора». В гражданский автомобиль я бы положил ещё провода для «прикуривания» и щётку со скребком.
Главный совет
— Получайте удовольствие от езды зимой, — смеётся Ярослав. — Даже если дороги почищены неидеально.
Что ещё почитать зимой
Мы уже писали о том, как правильно выбрать незамерзайку. В нелегальной продукции есть метиловый спирт, который требует аккуратного обращения.
А вот пять советов новичкам, как запускать мотор зимой.
Одно из самых опасных происшествий на зимней дороге — занос. Я рассказал о его особенностях на конкретных примерах.
Зимой нужно уделить внимание аккумулятору: вот как обнаружить проблему с батареей и решить её.
Читайте также о том, нужно ли греть машину в морозы.
Экспертами в этом материале выступили челябинец Ярослав Фёдоров и москвич Николай Грязин, которые в составе экипажа выиграли юниорский зачёт чемпионата Европы по авторалли на Skoda Fabia R5. В следующем году они переходят в высшую категорию ралли — мировой чемпионат WRC.
Рассказ Ярослава о профессии штурмана.
Научились ездить по снегу на четырех колесах и рады. Младенцы! У нас в челябинске живет человек установивший несколько мировых рекордов в езде по снегу на одном колесе! А его брат чемпион мира по ледовому спидвею (два колеса). Знакомьтесь Роман и Дмитрий Колтаковы.
https://vk.com/id6562749?z=photo6562749_456242147%2Fphotos6562749
https://vk.com/id6562749?z=photo6562749_456242565%2Fphotos6562749
меряться количеством колес — это глупость.
хвастаться достижениями других людей — глупость вдвойне.
к слову сказать, ездит он на одном колесе исключительно по прямой и на небольшие расстояния (там то ли 25, то ли 50 м надо проехать).
Чувачек, я прекрасно понимаю, что мотоциклетные навыки автомобилистам не помогут. )) просто поделилися интересной, на мой взгляд, инфой. А хвастовство это врожденное, тут ничего нельзя сделать! сорри.
обязуюсь соблюдадь в следующих сообщениях смайлико-словесный баланс. )