«Слушайте, а вы в самом деле красивая!», — вырвалось у меня, когда я садился на переднее сиденье маршрутки № 86. Елена, по-моему, чуть смутилась, и ответила, что до последнего считала мой звонок розыгрышем друзей-маршрутчиков. Тем более, это случилось в её День рожденья.
Сомнения у меня оставались до последнего. Когда оператор Вадим Архипов рассказал в редакции, как с утра ехал в маршрутке с блондинкой за рулём и она «прямо вау», мы подумали, что он слегка преувеличивает, ведь женщина за рулём маршрутки в принципе «вау», а потому гиперболы простительны.
Но, пожалуй, он не преувеличивал. Елена так сильно рушит мой стереотип о маршрутчиках, что всю дорогу мне кажется, будто разыгрывают меня.
— Я уже более десяти лет за рулем маршрутки, — рассказывает она, выруливая на улицу Российскую от нашего офиса. — У меня была маршрутка, и сначала на ней ездили наёмные водители, но обстоятельства сложились так, что пришлось сесть за руль самой.
Мой небольшой опыт езды с женщинами-таксистами показывает, что за счёт более плавного стиля езды они раздражают пассажиров куда меньше, чем как пуля резкие мужчины. И времени почти не теряют — в городе ведь важнее «чуйка», а она у женщин развита. Елена укрепляет это впечатление, аккуратно тормозя перед светофором:
— Это уже привычка, ведь обычно сзади пассажиры. Затормозишь резко, ругаться будут. Просто покатаемся или поедем на маршрут? — спрашивает она.
Конечно, на маршрут, отвечаю. Всё должно быть по-настоящему.
Мы выезжает на проспект Ленина, и Елена паркуется у обочины, чтобы дождаться своей очереди: нам нужно пропустить две или три 86-ых, чтобы занять место в цепочке. Неужели всё так строго?
Елена демонстрирует расписание, где время прибытия на каждую остановку указано с минутной точностью.
— Зависит, конечно, от маршрута, но у нас порядок машин и расписание соблюдаются, — говорит она. — У нас вообще замечательные водители: никто не лезет без очереди. Я всегда знаю, кто передо мной и кто после.
Мимо проносится 86-ая, сигналя.
— Скоро уже поедем, — комментирует Лена, глядя в зеркало заднего вида.
Её телефон пиликает смсками — коллеги водители, прознав об интервью, не дают ей покоя.
— Маршрутчики всегда на связи между собой, сообщают, где пробка, где авария, — говорит она.
Мимо проезжает ещё одна 86-ая. Мы трогаемся минуту или две спустя и подъезжаем к остановке «Детский мир». Никого. Время — около четырёх часов.
— Мы сейчас можем и пустые проехать, — говорит она задумчиво. — Надо было в воскресенье вечером, когда самое веселье: все поддатенькие, шутят.
С Еленой вообще часто шутят, но даже не потому, что видят блондинку. Она и сама не прочь зажечь публику.
— Один протягивает пятисотку, я говорю: тебя на все деньги покатать? А он отвечает: да. Я сдачу даю, он не берёт, — смеётся она. — Вообще я очень люблю пошутить. Когда бурчат: «На следующей остановите», я отвечаю — нет в Челябинске остановки «Следующая».
Зато есть «чекушка» (Чайковского) и «молодых» (Молодогвардейцев). Это я выясняю позже, в процессе.
На площади Революции перед остановкой дежурит неизменный, как памятник Ленину, сотрудник ГИБДД. Увидев Елену, он едва заметно улыбается — я замечаю это через блики стекла.
— Они ко мне хорошо относятся, — говорит Лена. — Был случай, один инспектор останавливает меня четвёртый раза за день. Я говорю: тебе телефон, что ли, нужен? Он кивает. Дала номер, звонил потом…
Впрочем, есть у профессии и обратная сторона.
— Тяжелая работа, конечно. В часы-пик по пробкам стоять надоедает, к остановкам иногда не подъедешь из-за такси, — говорит она. — А есть ещё профессиональные «зайцы»: зайдут в салон и жмутся подальше с независимым видом. Спросишь, сделают честную физиономию: «Мы передавали». А я же вижу. В Чурилово есть дама, одета хорошо, никогда не платит. Хамят иногда. Издержки профессии. Грабить пытались: не вышло, правда. Отбилась. К тому же, у маршрутчиков своё братство.
Мы едем в направлении ЮУрГУ. Проспект Ленина, маршрутка Ленина… Всё кругом становится немного Ленино. Мне начинается казаться, будто мы находимся в обычной машине и кругом никого нет, но идиллию нарушает рука, которая бесцеремонно просовывается в кабину и ссыпает в руку Лены монеты. Она раскладывает их на передней панели.
— Мелочь к концу смены я всю отдаю пассажирам. Люди иногда сердятся, а я отвечаю: хотите, чтобы я с мешком монет таскалась? — смеётся она.
Дела маршрутные постепенно идут на лад и салон наполняется пассажирами. Лене нравится присутствие людей. По натуре она явный экстраверт и, возможно, тоскует по сцене. Может быть, в альтернативной реальности она актриса или…
— Вот, гляди, — показывает она мне сделанного собственноручно домовёнка Кузю. — Мы, маршрутчики, не только баранку крутить умеем.
Шитьё мягких игрушек у неё вроде хобби. В Лене чувствуется большая жизненная энергия и бесстрашие.
Хотя внешняя лёгкость, возможно, скрывает что-то ещё, чему посвящена песня «… та, что идёт по жизни смеясь». Но это лишь предположение.
На пединституте сломался троллейбус. Оставшееся место за ним занял ещё один троллейбус. Сзади и с боков напирают маршрутки.
— Нужно протягивать до конца остановки, а большинство маршрутчиков, особенно на пазиках, встанут у самого края и не дают подъехать, — говорит Лена.
Если с водителями 86-го маршрута у Лены полное понимание (и начальство замечательное, добавляет она), то чужаки навязывают конкуренцию.
— Там, где разные маршруты идут вдоль одной линии, появляются те, кто хочет ехать быстрее и собирать пассажиров. Иногда затирают или просто блокируют. Конечно, это раздражает.
А когда видят женщину за рулём?
— Большинство шутят или глазки строят, но для некоторых это красная тряпка: начинают показывать своё мастерство. Был случай, водитель делал мне знаки через окно, так увлёкся, что въехал в машину впереди. Я потом мимо него раз пять проехала — он всё ГИБДД ждал, — смеётся Лена роковым смехом.
И вдруг говорит:
— Слушай, если тебе мало для статьи, ты что-нибудь сам сочини, ладно?
— Для чего же сочинять? — удивляюсь я. — Здесь даже без сочинительства сюрреализм сплошной.
Некоторые пассажиры узнают Лену и приветствуют, но она не помнит многих. Она одна, их — тысячи.
Я сворачиваю на болезненную, может быть, тему: водить маршрутку — это нужда такая или действительно выбор свободного человека?
— Ну, видишь… — задумывается она. — Конечно, если встретить мужчину, который будет тебя любить, на руках носить и содержать… Мне сейчас сына нужно поднять, так что пока так.
Мы едем по тополиной аллее, вернее, по тому, что от неё осталось. Внутри Лены снова просыпается существо, вроде того весёлого домовёнка, и она с необычайным жаром говорит:
— Я, знаешь, так люблю водить! И путешествовать за рулем обожаю. У меня есть другая машина, но я в основном на маршрутке езжу. Знаешь, если бы я так сильно это не любила, нашлись бы другие варианты.
У неё есть и «аффилированные» бизнесы, например, мойка «Енот», рекламу которой она разместила на заднем стекле своей маршрутки.
Хотя мы едем без видимой агрессивности, впереди маячит другая 86-ая.
— Догнали, — констатирует Лена. — Я их заранее предупредила, что сегодня могу ехать слегка не в графике. Они понимают.
Привносит ли она в работу какие-нибудь чисто женские черты? Может, смотрит вполглаза «Отчаянных домохозяек»?
— В пробках ногти крашу: одной рукой крашу, другой деньги принимаю, — смеётся она, и я не понимаю, всерьез ли это сказано. Хотя ногти у Лены действительно накрашены.
А бывает, что с такими ногтями приходится чинить маршрутку? Кто этим занимается?
— Поскольку маршрутка моя, мойки, ремонты, ежемесячные техобслуживания на мне. Гоняю машину в сервис, — объясняет она. — Но с тех пор, как купила Ford, головной боли убавилось. Вот моя первая «газель» требовала внимания — по локоть в масле ходила. В первый мой выезд взорвалось колесо, так что сразу прошла боевое крещение.
Способна ли она починить в дороге «газель»?
— Поначалу звонила механику, он мне говорил: «Видишь вон ту чёрную коробочку слева от круглой штучки»? Так и ремонтировала. Потом сама научилась. Но с «Фордом» проблем гораздо меньше и управляется он… короче, видно, что иномарка.
Мы выезжаем к дальней части улицы Братьев Кашириных, которую сама Лена не любит из-за ужасных поперечных стыков. На маршрутке они в самом деле создают эффект товарняка: стук-стук, стук-стук.
Лена причаливает к остановке, оставляя метровый зазор до тротуара. Заметив мой взгляд, комментирует:
— Остановки не чищены, подъедешь близко — скатятся с бруствера прямо под колёса. Бывало такое. Поэтому я останавливают чуть дальше, чтобы с асфальта входили.
В салоне маршрутки очень жарко. Но едет Лена хорошо: не дёргает машину и ни с кем не бодается. Маршрутка в её руках проворна, а чувство габаритов обострено настолько, что мне хочется нажать на воображаемый тормоз, когда на остановке Лена прижимает машину к троллейбусу впереди. Она кивает на его широкую спину:
— Коллеги часто спрашивают: ты, наверное, раньше троллейбус водила? Бррр… Не перевариваю троллейбусы. В страшном сне не могу представить, как это — тошнить вдоль этих проводов. В городе надо запретить всё, кроме маршруток. Маршрутки классные.
Она снова говорит это то ли в шутку, то ли всерьёз.
— Хочешь, попросим машину впереди забрать пассажиров, я тебе до офиса довезу? — спрашивает она.
Я отказываюсь. Не хочется нервировать публику. Я выхожу на остановке «Цирк», и белая маршрутка быстро теряется в рое одинаковых «Транзитов».
И всё-таки журналист во мне недоволен. Я так и не понял, что сподвигло женщину с внешностью и темпераментом актрисы выбрать профессию, которую в Челябинске воспринимают с известным скепсисом и даже высокомерием.
Впрочем, у каждой женщины должна быть загадка. И с этим нужно смириться.
С 8 марта!
Какая замечательная статья
🙂 Как сказать.
Лена пишет мне накануне: у меня правки есть, я приеду. Я говорю: может, по телефону или почте? Неудобно, говорит. Ладно, приезжай в офис.
Заходит она и сходу: «Артём, фотки отвратительные, а статья скучная. Мне вот тут подруга набросала, что поправить…»
Открывает файл на смартфоне, там каждое предложение разобрано:
«… отсутствует логическая связка….»
«… неудачное выражение…»
«… неверно передано настроение…»
В общем, извини, Лена, я оставил свой вариант 😀
Лена, если читаешь коммент, ты Замечательная! Первое фото это вообще шедевр. Статья отличная. Я не профи, но мне очень понравилось. С наступающим!!!!!
Как фривольно ты обращаешься с буквой ё 😀
А вообще спасибо! От меня и Лены)
🙂 А где ё не к месту?
Серёгин! Попрошу Вас! 😀
Я вчера соседний текст писал, все думал: Серегин или Серёгин? Поставил без ё. С утра гляжу — у тебя с ё. Ладно, думаю, поправлю. Пока собирался, ты уже опять без ё.
PS а вчера в инстаче фотку выложил с подписью «Недалёко от памятника Салавату Юлаеву…». Женя Black’n’White пишет: «Буква ё тебе мстит)))»
Это неравный бой. Сдавайся!
Фотки действительно плохие. Может на других репортажах у тебя фотограф другой, там фото на порядок лучше и ИНТЕРЕСНЕЕ, но тут… Фотограф должен уметь некрасивого человека снять красиво, улучшить, даже во время репортажки. А вот ухудшать красивого.. Так что действительно неудачные фото. Но было интересно.
Во всех случаях у меня один фотограф — я сам (неужели кто-то думает, что я на тест-драйвы отдельного фотаря таскаю) 😀
А фотки здесь репортажные, да… Свет гулял, темно в кабине, тряска… И не хватает мне опыта в съемке людей.
PS а вы знакомы с Леной?
Ну как знаком, ездил несколько раз, то есть вживую видел. Справедливости ради, главная фотка в посте действительно хорошая.
Нельзя о таком на 74-ке писать. Щас избрызгают все, и ядом и слюной и прочими побочными элементами жизнедеятельности одноклеточных организмов. Чё становиться унылым и скимотным, особенно по кАмментам. Поэтому стараюсь статьи АК читать только здесь.
Позитивных населятелей сурового городка тоже достаточно. Девушка хоть и Лена, но просто какая-то Света- лучик света.
Не от жизни хорошей конечно, но все равно. Своя машина, своя маршрутка, своя мойка. Молодец, крутится как может. Удачки ей. Статья жизненная, фотки жизненные, без прикрас и фотошопа, именно, так как обычные люди ежедневно «ездиющие» на маршрутках видят и маршрутку с его водителем и город из окон маршрутки. В статье описан быт маршрутчика, Елены, ну так и виды сооовтетсвующие. Можно сделать ремейк, быт предпринимателя-бизнесвумен-ипешника Елены, может и виды, и ракурсы будут другими. Статья светлая добрая чего еще надо. Елене респект и уважуха. Артему того же.
Девчонок с наступающим.
Класс! Статья супер! Лена респект, хоть я и не перевариваю маршрутчиков.
>>В городе надо запретить всё, кроме маршруток. Маршрутки классные.<< — она это серьезно? Мля, если да, то мы глубже чем я предполагал.
по поводу маршруток — это я думаю профдеформация. )))
Друзья, кому Лена по душе, черкните ей комментик на 74-ке, а то там тролли уже активизировались https://74.ru/text/auto/66005929/
Даешь статьи про крановщицу Настю, плавильщицу Катю и огнеупорщицу 3-го разряда Веронику! (имена вымышленные, но персонажи такие есть вне всяких сомнений)
Лена прекрасная! Кто там что про фотки говорил? Людей, кстати, очень трудно фотографировать. Дело не только в свете или тесноте. Дело в том, что наш глаз иначе воспринимает динамичную картинку, которую бездушная техника жестоко членит на кадры. И схватывает иногда вовсе не то.
Если же про сам материал говорить, то мне понравился он. Очень душевный и такой… камерный, что ли. Осталось ощущение разговора, что для репортажа — суперпоказатель.
У меня и замысел был — не выглаживать фотки. Теоретически можно было Лену накрасить, послать фотографа, помыть машину, сделать фотосессию на шикарном фоне, но как по мне, это бы убило сам эффект репортажа.
Правда очень позитивная статья! И Лена видно, что вживую намного лучше, чем на фотографиях. Если бы с ней поехала, то точно настроение улучшилось бы! Иногда, кстати, возникает мысль, что если бы жизнь прижала, пошла бы в таксистки….Надежда, и все остальные леди, с наступающим нас, таких замечательных!)))
Здравствуйте, а можно второй вариант статьи? Вдруг там другой характер и эмоции у Елены откроются.