Почему Катав трясло так долго


5 сентября 2018 года Катав-Ивановск проснулся от явления, которое кто-то посчитал началом войны, кто-то — ударом грузовика в собственный дом. Засыпанные штукатуркой люди выскакивали на улицы и узнавали странную вещь — на сейсмически устойчивом Урале случилось землетрясение. Позже выяснится, что «катавский землетряс» был самым сильным из зафиксированных событий такого рода в наших краях. А ведь было время, когда Уральские горы считались настолько старыми, что подобные стихийные бедствия здесь исключались в принципе. И после катавских событий в воздухе повис вопрос: Урал всегда был в опасной зоне или это горы просыпаются от тысячелетней спячки?

В поисках треснувшей печи

Жители Катав-Ивановска охотно рассказывают о своих переживаниях: кто-то не без гордости заявляет, что воспринял всё равнодушно и остался дома, кто-то вспоминает толпы людей на площади и караваны машин на выездах из города. В разговоре неизменно всплывает треснувшая печь в некоем доме, но всегда в каком-то другом. В центре Катав-Ивановска нам посоветовали двинуться в Жилпосёлок, в Жилпосёлке рассказали про обрушенную трубу где-то на горе над водохранилищем, с горы нас отправили в «Шанхай» (есть такой райончик), оттуда — в «Башлес», а там предложили вернуться к центру.

Баба Нина помнит столько землетрясений, что катавское ее вообще не восхищает

Бабе Нине 94 года, и на вопрос о землетрясении она охотно кивает:

— Да, помню, помню… Как тряхнуло, значит, мы и побежали, а тут солдаты, солдаты…

Соседка пожилой женщины, тетя Рая, объясняет шепотом:

— Это она другое землетрясение вспоминает, в Киргизии. Баба Нина столько землетрясений пережила, что из нас она одна не испугалась, даже из квартиры не вышла. Привычная.

Хоть треснувшую печь мы не нашли, местные показали нам здание почты, фундамент которого испещрен трещинами после землетрясения.

Закрытое здание почты в центре Катав-Ивановска
Трещины в фундаменте почты

«Страх сменился бурной деятельностью мозга…»

Последствия землетрясения лучше всего изучать в больнице Катав-Ивановска, которая как раз в эти дни отыгрывает конкурс на капитальный ремонт всего комплекса зданий: это поликлиника, стационар, инфекционное отделение и пищеблок. О необходимости капремонта бывший губернатор Челябинской области Борис Дубровский заявил в первые же дни после землетрясения, но до реализации дошло только сейчас. Сотрудники медучреждения сетуют на большой объем бумажной работы, в том числе из-за скачущих цен на стройматериалы.

Губернатор Борис Дубровский в 2018 году осматривает пострадавшее здание больницы и обещает оперативное решение вопроса с капремонтом (снимки 2018 года — Ильи Бархатова)

Для здания 1974 года постройки этот капремонт будет первым, и ждут его здесь с энтузиазмом, попутно обновляя оборудование, например, получили современный комплекс рентгеновских аппаратов. Обрушенные три года назад помещения «отреставрировали» в ходе текущих ремонтов, и выглядят они сейчас прилично, особенно на контрасте с мрачноватыми коридорами больницы, где ползут по стенам боевые трещины.

Снимок 2018 года: в некоторые трещины можно засунуть смартфон
Трещины видны и сейчас, хотя и не столь грозные

Колоритный хирург, попросивший не фотографировать его, на вопрос о землетрясении отмахивается:

— Нашли о чём писать! Вы лучше про Ашинскую катастрофу расскажите: вот где страшно было. А тут что? Ну, тряхнуло и тряхнуло. Никто не умер. Ерунда это всё!

— Ну, в момент событий-то страх был?

— А некогда там бояться, — ворчит хирург. — У нас целое отделение лежачих: если я начну бояться, они начнут бояться, то кто людей спасать будет? Вынесли всех спокойно, и всё.

Заместитель главврача Инна Мардамай показывает, как кусок штукатурки обвалился на лежачего больного. Обошлось без травм
Вот так палаты выглядели после стихийного бедствия в 2018 году

Коллеги хирурга, менее привычные к встряскам судьбы, оказались под некоторым впечатлением. Заместитель главврача Инна Мардамай вспоминает:

— Я была дома, сразу позвонила в больницу, и когда мы пришли сюда, зрелище, конечно, было ужасающим: всё разрушено, кафель обсыпался, техника на полу… Первый страх сменился бурной деятельностью мозга: мы ведь не могли прекратить работу. Начали эвакуацию людей из стационара в двухэтажный инфекционный корпус, восстанавливали то, что можно было вернуть. Мозги работали очень быстро, все помогали друг другу. Нет, чувства безнадежности не было — беда всегда сплачивает.

Очень сильно пострадал кабинет эндоскопии на верхнем этаже, но, к счастью, всё оборудование уцелело. Обвалились лишь штукатурка и мелкая утварь

Инна Мардамай упоминает и другой любопытный факт, который мы слышали и от других катавцев: через несколько дней случился второй толчок, потом третий, а потом дрожь земли стала для жителей Катав-Ивановска явлением столь же привычным, как осадки. Почему так? Расскажем.

Одна из разбомбленных палат сейчас: ее отреставрировали
Отделение интенсивной терапии в 2018 году…
…и сейчас (внутрь не заходили — там тяжелобольной пациент)
Здание больницы треснуло, но специалисты сказали, что угрозы обрушения нет
Регистратура поликлиники выглядит современно…
…но коридоры не ремонтировались капитально почти полвека

Все в афтершоке

Одна из уникальных черт этого землетрясения — очень длительная серия афтершоков (более слабых толчков, следующих за основным событием).

Афтершоки действовали на нервы жителям, и у некоторых (особенно детей) развились фобии: люди боялись спать по ночам, а иные целый год держали у двери чемодан с вещами и документами. Но была от афтершоков и польза: эта длительная «нервозность» позволила ученым узнать кое-что новое о настроении Уральских гор.

Автослесаря Алексея толчки не напугали, да и разрушений в его доме не было. А через пару недель к землетрясениям здесь привыкли все

Первый толчок произошел ранним утром 5 сентября 2018 года и имел магнитуду 5,4, но уже в полдень случилось еще одно землетрясение, почти столь же сильное. В конце сентября и ноябре было два толчка с магнитудой более 4 единиц, а вообще же сейсмологи зафиксировали свыше 1200 событий. И стало ясно, что для Урала это событие беспрецедентно.

______________

Не запутайтесь в магнитудах. Для оценки силы землетрясений используют две шкалы. Первая — это поверхностная интенсивность, которая измеряется в баллах (ШСИ-2017) и характеризует разрушительность землетрясения для наземных объектов. Вторая — это магнитуда (в обиходе ее называют шкалой, или магнитудой, Рихтера), оценивающая силу самого землетрясения в очаге. Если эпицентр расположен глубоко, большая магнитуда может обернуться минимальными разрушениями на поверхности — и наоборот. В Катав-Ивановске интенсивность в эпицентре на поверхности оценивается в 6 баллов ШСИ-2017, магнитуда — в 5,4 единицы.

Магазин сразу после первого толчка

Столь мощная серия афтершоков позволила уточнить геометрию события. Первоначально считалось, что эпицентр находится в соседнем селе Орловка (примерно 14 километров на север) — его определили по имеющейся тогда информации, дополненной описаниями самих жителей. Позже с помощью сети стационарных и мобильных сейсмических станций установили, что эпицентр находился в 5 километрах на запад от центра Катав-Ивановска, как раз в тот месте, где в конце сентября обнаружат впечатляющий оползень.

Оползень произошел точно над эпицентром землетрясения: предположительно, оно изменило потоки подземных вод, которые вышли на поверхность и спровоцировали грязевую сель

Но ведь землетрясения на Урале невозможны?

В моем детстве другой горный город, Златоуст, частенько потряхивало из-за расположенного здесь режимного предприятия. А если кто-то из малолеток восклицал насчет землетрясения, рот ему затыкали авторитетным доводом: Уральские горы настолько старые, что землетрясения здесь невозможны.

Кстати, тряска земли по техногенным причинам — явление действительно нередкое, скажем, десять лет назад Челябинск постоянно дрожал из-за уничтожения боеприпасов на Чебаркульском полигоне. Но вот землетрясение под Катав-Ивановском совершенно точно имеет природный характер. Как же так? Везде обман?

Символы Катав-Ивановска: горы и заводские трубы

Филипп Верхоланцев, заведующий сектором сейсмического мониторинга Уральского региона Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук» (Пермь), объясняет этот парадокс:

— С 1980-х годов, когда вы слышали о невозможности землетрясений на Урале, сейсмология значительно продвинулась вперед, и то, что горы старые, — это половина правды. А вторая половина вот в чём: на текущий момент они переживают этап неотектонической активизации, и их движения подтверждаются спутниковыми и геодезическими наблюдениями.

Жители Катав-Ивановска говорят, что на их памяти это было первое землетрясение

В далекие времена на Урале было зафиксировано как минимум два крупных землетрясения: в 1798 году в районе Кунгура (170 километров на северо-запад от Екатеринбурга) и в 1914-м близ Билимбая (50 километров на запад от Екатеринбурга). Магнитуда обоих превышала 5 единиц.

Землетрясения помельче случались еще чаще: например, в 1836 году толчки ощутили жители Златоуста и Кыштыма, в 1892 году — жители Сысерти. Из свежих примеров — землетрясение магнитудой 4,7 под Екатеринбургом в 2015 году.

В профиле местных скал видно напряжение: вулканическая активность придала им мучительный рельеф

Но ведь раньше не трясло?

Трясло, скорее всего, всегда. Но 100–200 лет назад землетрясения небольшой магнитуды не приводили к картинным последствиям в силу низкорослости построек, как не было и сети датчиков, способных зафиксировать толчки. В летописях Урала информация такого рода появляется лишь после 1788 года, первая станция заработала в 1906 году, а развитая сеть станций появилась лишь в 1999 году. При этом именно на Южном Урале плотность датчиков до недавнего времени была небольшой, за что скажем спасибо сейсмически спокойному XX веку.

Мобильный сейсмодатчик, установленный специалистами в районе эпицентра землетрясения под Катав-Ивановском

В начале нашего века количество сейсмических станций резко возросло, а с ним — и число зафиксированных событий. Например, в радиусе 100 километров от Катав-Ивановска в начале прошлого века было зарегистрировано лишь три небольших толчка, затем был почти вековой период кажущегося затишья, но как только измерительная аппаратура усложнилась, число фиксируемых землетрясений возросло. За последние 40 лет только под Катав-Ивановском случилось 13 землетрясений, включая растянутый по времени инцидент 2018 года.

Паузы между оживлениями Уральских гор сейчас оцениваются в 110 лет, так что мы переживаем их очередное пробуждение.

Рельеф Катав-Ивановска крут: то, что для одних — пол, для других — крыша

Есть ли риски для Челябинска?

Есть, но небольшие. Землетрясения интенсивностью до 6 баллов (ШСИ-2017) возможны в наших краях почти везде, даже в самом Челябинске, другое дело, что вероятность такого события крайне мала — примерно 1% в течение 5000 лет.

— Челябинск стоит на Западно-Сибирской плите, поэтому мощные толчки здесь крайне маловероятны, а эпицентры фиксируемых землетрясений привязаны всё же к месту, где Восточно-Европейская платформа «подныривает» под Уральские горы, — объясняет Филипп Верхоланцев. — Восточно-Европейская платформа — это древняя тектоническая прочно устойчивая структура, которая едет на восток со скоростью порядка 2 сантиметров в год и погружается под Уральские горы. Они понемногу растут, хотя и не так быстро, как, например, Гималаи. Постепенно копится напряжение, и с периодичностью примерно раз в сто лет происходит выброс энергии. Но в зоне риска всё же западный склон Уральских гор, а не окрестности Челябинска.

Дрожь земли вам в помощь

Что же до Катав-Ивановска, то события 2018 года здесь вспоминают без трагизма. Масштабных разрушений не было, и хотя компенсации за обвалившиеся печи были смехотворными (по свидетельству некоторых, по 500 рублей), жизнь наладилась. Кое-какие постройки снесли, но они, по словам жителей, и так просились на выход — землетрясение просто ускорило процесс «реновации». То же самое говорят и в местной больнице: мол, ремонт-то нужен был давно, а тут хоть землетрясение… В России сейсмическая активность повышает активность чиновничью, пусть и не радикально. 13 сентября 2021 года должен определиться подрядчик для ремонта больницы, бюджет выделен до конца года, а затем начнется процедура переноса денежных средств на новый период. В общем, финансово-хозяйственные «афтершоки» чувствуются до сих пор.

Еще одно полезное следствие землетрясения — это открытие первой в Челябинской области сейсмостанции «Катав-Ивановск» в селе Верх-Катавка в июле 2020 года. А ниже — небольшой фоторепортаж о городе.

Центр Катав-Ивановска. Церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1824 году, долго время была заброшена, но сейчас её восстановили
Кинотеатр на центральной площади
Тоже натерпелись
Местами Катав-Ивановск похож на красивое село
Здесь обширный частный сектор, но есть и многоэтажные дома
Пруд Катав-Ивановска с мостом
Дорога вокруг пруда
Самодельный квадроцикл у одного из домов
Знаменитый в этих краях «косой» железнодорожный мост
А так поглядишь — дачный поселок
В Катав-Ивановске встречают эффектные руины, но землетрясение тут ни при чём
«Журналисты? Сейчас хозяйку позову». (И позвал)
Выход вулканических пород превратился в эту живописную скалу
Дети на полуразрушенной улице
Вид на Катав-Ивановский литейно-механический завод — градообразующее предприятие

Добавить комментарий