Откуда в Челябинске новый очаг радиации?

Сотрудник МЧС советует нам с оператором выйти за границы обозначенной зоны: мол, находиться здесь опасно. Мы не спорим, поскольку гамма-излучение в очаге на улице Труда в самом деле из ряда вон. Правда, до всей шумихи место это было общедоступным и, пока мы ждали МЧС, мимо прошло этак два десятка челябинцев. Хуже того, по всем признакам радиоактивные изотопы находились на тротуаре улицы Труда несколько лет, так что ту или иную дозу от него получили многие. Работники близлежащего автосалона так разволновались, что кто-то даже засобирался домой, хотя сейчас-то уже чего бояться? Ниже — ответы на самые популярные вопросы о заражении челябинской улицы продуктами распада радия-226: например, опасно ли оно и откуда взялось?

Сейчас место событий обозначили лентой и выставили полицейских

Где находится радиоактивный очаг?

На тротуаре перед автосалоном «Восток-Лада» на улице Труда, 22. Ранее именно здесь стоял рекламный баннер, срезанный, предположительно, в 2019 году. Фонит остаток углубленной в землю трубы, которая была опорой конструкции. Загрязнения обнаружены и вдоль бордюра, отделяющего тротуар от парковки: вероятно, это следы пыли, разнесенной из основного очага.

Место находится около автосалона «Восток-Лада» на Труда. Пока обходите его стороной
На снимках Google.Maps 2019 года видны баннер и его опора (на фото — слева)

Как обнаружили заражение?

Случайно. Первоначально снимки места выложил неизвестный пользователь в соцсетях: на фотографиях виден индикатор радиоактивности, а в сопроводительном тексте отмечается, что мощность гамма-излучения достигает 10 000 мкР/час, что в тысячу раз превышает средний фон для этих мест.

Эта фотография из неустановленного источника разошлась по соцсетям в первой половине ноября. На скрине — ее перепост каналом connect_your_dosimetr в соцсети, владельцы которого не знают автора первоначального фото

Вчера, 22 ноября, проездом из Кургана в Москву Челябинск посетил специалист по радиационной безопасности, инженер-физик Андрей Ожаровский. Узнав об инциденте из соцсетей, он прибыл на место и пригласил меня присутствовать при измерении, для которых использовалось несколько поверенных приборов, включая индикаторы радиоактивности и спектрометр.

Андрей Ожаровский проводит измерения, попутно уведомляя об этом службу 112
Поверенный индикатор радиоактивности показывает 41,7 мкЗв/час: это эквивалентно более чем 4000 мкР/час. Вдали от места заражения уровень составляет 8–10 мкР/час, то есть прибор фиксирует превышение фона более чем в 400 раз
У самой земли излучение еще выше. Интенсивность излучения резко падает с увеличением расстояния, так что стоять в 2–3 метрах уже относительно безопасно

Кроме того, был обнаружен поток бета-радиации: в естественных условиях этот показатель должен быть нулевым.

Измерение потока бета-частиц: прибор фиксирует количество распадов на квадратный сантиметр площади

Убедившись, что место представляет опасность для здоровья людей, Андрей Ожаровский сообщил об инциденте по телефону 112. Через пару часов на место прибыли сотрудники МЧС и специалисты других ведомств.

Откуда взялся источник радиоактивного заражения в Челябинске?

По первоначальной версии Андрея Ожаровского — из трубы, которая использовалась в нефтяной промышленности и не прошла дезактивацию. С помощью спектрометра специалист установил, что источником излучения является изотоп висмут-214. Он является одним из продуктов распада природного урана-238 (входит в так называемый ряд радия). Кстати, сам по себе висмут-214 является короткоживущим элементом: период полураспада составляет около 20 минут. А значит, если столб продолжает фонить, идет подпитка от других радионуклидов, вероятно, радия-226.

На спектрограмме видны аномальные пики, по которым можно определить, какой именно изотоп дает излучение

Андрей Ожаровский объясняет:

— Если подтвердится, что источником заражения является висмут-214, значит с большой вероятностью речь идет не о техногенном заражении, — говорит Андрей Ожаровский. — Этот изотоп образуется при распаде природных радионуклидов, к числу которых относятся изотопы урана, тория и радона. Присутствие висмута-214 говорит, возможно, о наличии в грунте радия-226: сам он является альфа-излучателем, поэтому не фиксируется измерителями гамма- и бета-радиации, которыми я сейчас располагаю. Но окончательные выводы должны делать специалисты.

Сотрудники МЧС подтвердили наличие сильного радиационного загрязнения

Откуда в центре Челябинска могли взять высокие концентрации радионуклидов, которые образуются из природного урана?

— Пока мы можем лишь строить предположения, — говорит Андрей Ожаровский. — По моему опыту, дело в следующем: труба, из которой была изготовлена опора баннера, была сделана из отрезка нефтепровода, это довольно частая практика. Поскольку в нефти содержится заметное количество естественных изотопов, постепенно они оседают на ее внутренней поверхности. Поэтому нефтяные компании перед отправкой трубопроводов на переработку обязаны их тщательно мыть либо же утилизировать как радиоактивные отходы. Видимо, в данном случае этого не сделали.

Физик предполагает, что внутри опоры баннера был засохший осадок, который постепенно осыпался вниз и открылся, когда баннер демонтировали.

Андрей Ожаровский проверил близлежащие столбы и опоры на улицах Труда и Российской, но фон везде был нормальным: в районе 8–12 мкР/час

Обнаружить другие фонящие столбы поблизости эксперту не удалось, но вопрос в любом случае остается открытым: сколько еще таких баннеров в Челябинске?

Насколько опасен очаг заражения для челябинцев?

Если вкратце, он опасен при непосредственном и длительном контакте.

Естественный фон радиации в Челябинске обычно не превышает 30 мкР/час, а на улице Труда вне очага колеблется в районе 8–12 мкР/час. Из-за наличия гранита челябинские грунты иногда могут давать фон 50–100 мкР/час, что также считается относительно безопасным при кратковременных контактах.

Однако 4000 мкР/час, которые показал индикатор Андрея Ожаровского, — это уже серьезная величина, которая требует дезактивации места и перемещения зараженных участков грунта (трубы). Кроме того, зафиксирован поток бета-частиц, который говорит о наличии других изотопов. Не исключено и обнаружение альфа-излучателей, радиация от которых обладает низкой проникающей способностью, но крайне вредна при попадании в организм человека с пылью или водой.

Приближаться к этому месту до его дезактивации нельзя

Впрочем, скатываться в излишнюю паранойю не стоит. Радиационный фон резко падает при удалении от очага, например, на расстоянии полутора метров индикатор радиоактивности показывал значения, близкие к естественному фону. Кроме того, действие радиации пропорционально времени нахождения в опасной зоне. Если вам доводилось ходить мимо этого столба, полученная доза гамма-радиации ничтожна, например, простояв точно над очагом один час, получаешь дозу в 40 мкЗв, тогда как модное нынче КТ дает 3000 мкЗв и даже выше (зависит от просвечиваемого органа и типа аппарата).

Но есть нюанс, на который обращает внимание Андрей Ожаровский:

— Помимо гамма-излучения, в этом очаге вполне могут быть альфа- и бета-излучатели, которые особенно опасны при попадании в организм человека. Поскольку место открытое, кругом земля и пыль, скорее всего, эти частицы разносились с ветром, прилипали к обуви прохожих, вдыхались ими. И да, это может нанести тот или иной вред здоровью.

Что такое альфа-, бета- и гамма-излучение? Разные изотопы при распаде излучают разные типы частиц. Самым «медийным» видом излучения является гамма: это пучки высокоэнергетических фотонов, те самые опасные лучи, которые обладают колоссальной проникающей способностью. Бета-излучение — это поток электронов, поэтому его задерживает, например, лист металла. Альфа-излучение — это ядра гелия (два протона, два нейтрона), которые обладают крайне низкой проникающей способностью: от альфы защищает даже одежда. Но этот тип распада максимально опасен, если радионуклид попал внутрь человека. Для точечных источников гамма-излучения его интенсивность убывает примерно в пропорции к квадрату расстояния, то есть в 10 метрах она в 100 раз ниже, чем в 1 метре от очага.

Что предприняли власти?

Первыми на место прибыли специалисты МЧС

Подтвердив наличие очага радиоактивного загрязнения, Андрей Ожаровский позвонил по номеру 112 и сообщил о проблеме. Мы со своей стороны обратились в министерство общественной безопасности, продублировав информацию. Сотрудники МЧС прибыли на место примерно через два часа после обращения, а затем некоторое время ожидали бригаду в спецкостюмах с необходимым оборудованием. Позже на место прибыли представители областного министерства общественной безопасности и центра гигиены и эпидемиологии (входит в состав регионального Роспотребнадзора).

Сотрудник МЧС измеряет уровень излучения

Специалисты всех ведомств подтвердили наличие высокого радиационного фона, место обозначили яркой лентой и предупреждающими табличками, а также выставили наряд полиции. Проход по тротуару закрыли до устранения проблемы: миновать опасное место можно через парковку автосалона.

Специалисты министерства общественной безопасности оценивают место происшествия
Андрей Ожаровский (слева) изучает показания профессионального прибора вместе с сотрудниками МЧС
Эксперт Роспотребнадзора приехал в бытовой одежде

Впрочем, дальше начали происходить странные вещи: прибывшие эксперты принялись расчищать подозрительное место от снега, а затем, обнаружив в земле металлическую сферу, предложили подцепить ее ломиком и посмотреть, что внутри. По мнению Андрея Ожаровского, такой подход попахивает авантюризмом, поскольку раскопку и ликвидацию источников радиационного загрязнения должны проводить специалисты уже после исследовательских работ. Подозрительный шар оказался лишь полой металлической полусферой, которая сама по себе не излучала: судя по всему, радионуклиды находятся в самом грунте. А значит, ворошить его лишний раз не стоило.

Сотрудник МЧС разбивает грунт ломом
Подозрительный шар оказался не контейнером, а обычной железкой, которая сама по себе ничего не излучала
Часть грязного грунта поместили в контейнер, видимо, для анализа

По словам представителей министерства общественной безопасности, очаг загрязнения в ближайшее время будет ликвидирован. Кроме того, властям предстоит установить, кому принадлежал демонтированный баннер и почему он был сделан из загрязненной трубы (если причина в этом). Не менее интересен и вопрос, сколько еще таких опор стоит по городу.

3 Comments

  1. Если это и вправду из трубы, одна из радиационно опасных работ это на перерабатывающем заводе тогда. Туда все стекается, ну и битум, в конце концов. Топливо, по идее, тоже должно фонить.

    1. Не копал глубоко тему, но подозреваю, что уран-238 в силу высокой плотности концентрируется в тяжёлых фракциях, поэтому топливо вряд ли фонит — это летучие фракции в основном. И в трубе накапливаются, скорее всего, тяжёлые компоненты, поэтому излучение получается выше. А так многие природные материалы фонят, про гранит уж в сотый раз не буду)))
      А с другой стороны, я с тобой согласен: тоже закрадывается мысль, что больно уж люто и концентрированно звенит там. Чёрт его знает… радий-226 (предположительный источник висмута-214) применялся в технике, в том числе в пресловутых светящихся шкалах командирских часов и прицелов. В медицине его используют. Лет пять назад в Перми нашли капсулу с радием. Так что всё может быть.
      Но что гадать: пусть спецы разбираются. Хотя скажут ли нам о результатах — вопрос.

Добавить комментарий