Наш респект

От лица челябинцев хочу поблагодарить физика-инженера Андрея Ожаровского, которому вчера удалось доказать наличие очага опасного радиоактивного излучения на улице Труда (думаю, все уже в курсе). Рассказываю закулисную историю.

Я только вышел из отпуска, и на планёрке в числе многих тем коллеги передали мне информацию о звонке некого читателя, который нашёл в Челябинске радиоактивный столб. Мы всегда с подозрением относимся к таким заходам, потому что была уже масса прецедентов, когда тревожные «зелёные» прикладывали простенький «Соекс» к гранитной плите и поднимали шумиху из-за 45 мкР/час. Но здесь заявлялось аж 10 мР/час (то есть 10 000 мкР/час), а это на порядок больше, чем даже на берегах печальной Течи.

Я позвонил читателю, Георгию, но оказалось, что сам он проверял этот столб только очень примитивным прибором, но тот якобы трещал изрядно. Информацию о столбе читатель увидел в соцсетях.

Я позвонил владельцу аккаунта, который выложил фотографию, но тот вообще живёт в Москве и также лишь перепостил снимок. К слову, уже на следующий день разыскал я и автора первоначального фото (ниже). Им оказался любитель радиометрии, купивший на e-bay списанный детектор радиоактивности, которым, по его словам, пользуются американские погранцы для поимки террористов. Прибор сработал в кармане во время прогулки по улице Труда, ну, и родился этот пост.

Но вчера я не знал об этом, и стал думать, не взять ли индикатор в прокат и не поехать ли самому… И тут звонит редакционный телефон, мне передают трубку, и я слышу: «Здравствуйте, я Андрей Ожаровский…»

Это был прям подарок судьбы. Я прекрасно знал, кто такой Андрей Ожаровский, потому что при подготовке к «радиоактивным сталкам» (и написании «Блаберидов») нередко читал его статьи. Сам он живёт в Москве, специализируется на радиоактивной безопасности, пишет в том числе и про уральские проблемы, например, с захоронением радиоактивных отходов.

Мой телефон Андрею дал владелец того аккаунта, что репостнул снимок. Более того, выяснилось, что Андрей в Челябинске и буквально в эти минуты идёт по улице Российской, проверяя другие столбы на радиацию (они в норме). Мы договорились встретиться и проверить подозрительное место. Я сразу спросил, прилетел ли он из Москвы специально? Нет, отвечает: был на слушаниях в Кургане и, узнав о радиоактивном столбе, решил лететь в Москву через Челябинск.

У Андрея с собой оказалось три разных индикатора радиоактивности, в том числе для измерения бета-радиации, а также спектрометр. И все приборы показали изрядное превышение естественного фона: несколько меньше, чем заявлялось в первоначальном посте, но всё же 4000 мкР/час требуют немедленных действий. Для сравнения, в пойме Течи в 30 км от «Маяка» сейчас фонит на 500-600 мкР/час.

Андрей тут же вызвал МЧС, и опять же помог его опыт, потому что к подобным звонкам не только журналисты, но и службисты, похоже, относятся с лёгким скепсисом.

Ну, а остальное вы знаете из новостей. Оперативность служб была, я бы сказал, средняя: приехали часа через два, потом ждали специалистов по радиации, зону ограничили лишь ленточкой, да ещё принялись ковырять место (но это, возможно, не с подачи МЧС, а других чиновников, не знаю). Сам Андрей от такого подхода был слегка в шоке, но, главное, проблему признали.

И вопросов, конечно, много: откуда в опоре баннера взялись продукты распада урана-238 и сколько ещё таких конструкций стоит по Челябинску?

А Андрею от меня лично и всех присоединившихся большое спасибо за неравнодушие и день жизни, потраченный на проблемы Челябинска. Плюс позвонил Георгию, который обратился к нам и привлёк внимание к проблеме. Поймать случайную радиацию удаётся редко, но тут всё сошлось.

Добавить комментарий