Про квоты на выбросы

Со второй попытки всё-таки удалось пообщаться с Министерством экологии, и в этот раз меня нагрузили информацией и таблицами по самое не балуй мне. Но обо всё потом, пока расскажу про план, связанный с квотами, и налью немного скепсиса.

Как было

Смотрите: есть вонючий заводик, которые пердит на всю округу. А чем вообще регламентируются эти выбросы? Допустим, у автомобилей есть пресловутые экологические классы, в народе — нормы «Евро». А у предприятий?

У них, мне объяснили, есть предельно допустимые выбросы (ПДВ). По сути, это интенсивность выброса загрязняющих веществ, которая измеряется величиной, например, тонны в год (или килограммы, если вещество очень ядовитое).

Как устанавливают нормы ПДВ? Их рассчитывают надзорные органы таким образом, чтобы за пределами санитарно-защитной зоны предприятия концентрация нашей дряни не превышала 1 ПДК с учётом фонового значения. То есть если фон даёт, грубо, 0,2 ПДК, то предприятие может добавить не более 0,8 ПДК.

Естественно, большой вопрос в том, как всё это рассчитывается и контролируется, и понятно, что здесь масса всяких нюансов, которыми легко манипулировать. Интересный момент в другом: откуда берутся фоновые значения. Ну, мы же понимаем, что если условный «Мечел» газанёт на 1 ПДК, да с ним ферросплавный, потом цинковый поддаст, то в точке скрещивания их интересов образуется что-то вроде трёх ПДК, а есть ещё машины, котельные и прочая. Фон вроде как должен учитывать, что город собирает дрянь со всех кустов.

И, как я понял, с этим проблема: фон сейчас является измеряемой величиной, которая берётся по нижней границе. То есть это некое значение, которое постоянно присутствует в воздухе в силу того, что мы живём в городе. И фон этот невелик, а потому нормы предприятий рассчитываются так, словно бы они в городе почти одни.

Как будет

Теперь есть закон 195-ФЗ о квотах на выбросы, и Челябинск в числе 12 других страждущих от смога городов принимает у себя сей эксперимент. Квоты рассчитывали долго, с конца 2019 года по конец 2021, какие-то страшные заморочики были, но всё позади: квоты определили, раздали предприятиям, и те до конца февраля должны представить план действий.

В чем разница между квотами и ПДВ? В том, что в каждой точке города определяется одновременное влияние всех источников выбросов, включая и автотранспорт. То есть ограничения по выбросам рассчитываются исходя из совокупного влияния. Я запросил детальные цифры для сравнения было/стало, но понимаю так, что разница должна быть существенной: в десятках процентов или даже в разы. Процесс определения взаимного влияние источников называется сводный расчёт.

То есть, в идеальной ситуации предприятия лимитируются настолько, чтобы в любой точке города содержание вредных веществ не превышало ПДК (мгновенные разовые и среднесуточные). Но это в идеале.

А если предприятие не может уложиться в квоту?

Загрязняющих веществ тьма (а точнее, 2,4 тысячи наименований, из которых 700 основные), поэтому могут быть компоненты, по которым предприятия не смогут уложиться в норматив. Это плохая новость, но вот как есть. В этом случае оно обязано будет выполнить компенсационные мероприятия, то есть заплатить некую целевую сумму, которая пойдёт на улучшение экологии в городе.

А если предприятие забьёт на квоты?

Ему грозят штрафы по КоАП, а также коэффициент 100 при исчислении налога на негативное влияние на окружающую среду, а в будущем — оборотные штрафы. Всё это пока не очень конкретно, и мне ещё предстоит раскопать, что там за штрафы уже приняты, и какие грядут.

Теперь скепсис

Сам по себе план кажется разумным на уровне концепции, но проблема в большом количестве люфтов.

1.Вольные и невольные ошибки могут быть при сводных расчётах, тем более они являются аппроксимацией реальности. Просчитать миллион возможных ситуаций с учетом погодных условий и разной загрузки предприятий, думаю, пока даже Цукербергу слабо.

2. Если не сбалансировать систему штрафов, предприятия выберут путь запойного водителя: это у которого лишение прав на 150 лет, но он продолжает ездить, потому что 150 или 153 года — какая разница (потом эту лавочку прикрыли). В идеале, штрафы и компенсации должны быть такими, чтобы основным путём всё же было снижение выбросов, а не откуп.

3. До конца не ясен алгоритм действий, если в городе >1ПДК по каком-то веществу. Я так себе представляю: померили, определили круг предприятий, отправили в прокуратуру и Росприроднадзор, те проверили отчётность, у предприятий тишь да гладь, чего делать — неясно.

Как мне видится, для реализации этого плана не обойтись без структуры, которая возьмёт на себя функционал экологической полиции, причем быстрого реагирования и с изрядными полномочиями. Сейчас надзор за предприятиями очень сильно раздроблен между региональными и федеральными структурами, а многие процессы слишком растянуты во времени.

Так что сам принцип выглядит здравым, но всё зависит от тонкой настройки системы, её сбалансированности. А ещё от упорства надзорных органов. От их неподкупности. И так далее.

2 Comments

  1. >> Со второй попытки всё-таки удалось пообщаться с Министерством экологии, и в этот раз меня нагрузили информацией и таблицами по самое не балуй мне.

    тут наверное мне «мне» лишнее

Добавить комментарий