General Motors. Второе прощание

Редкий в России Chevrolet Traverse

В новости про уход General Motors, конечно, больше символизма, чем реального ущерба авторынку, но всё же это первый автопроизводитель, заявивший об окончательном уходе из России, прекращении поставки всех моделей и увольнении сотрудников.

Chevrolet Tahoe позирует на фоне каолинового карьера

В последние годы GM был представлен в России тремя линейками автомобилей. Во-первых, набором бюджетных моделей узбекской сборки (называвшихся ранее Daewoo и Ravon), в частности, Spark, Nexia, Cobalt. Во-вторых, это модели Chevrolet для американского рынка, в частности, TrailBlazer, Traverse и Tahoe. И, наконец, у концерна были четыре премиальные модели Cadillac.

Страшненький Chevrolet Cobalt я тестировал осенью после его повторного возвращения в Россию, и модель 2011 года, конечно, кажется уже абсолютно устаревшей, хотя и не лишена ряда достоинств

Ни одна из линеек не играла существенной роли для российского рынка. По итогам 2021 года Cadillac занял 31 место в рейтинге марок по объемам продаж (2377 машин), Chevrolet — 37 место (1046 машин). Поскольку у концерна не было собственного производства и планов его наладить, перспективы были в любом случае туманны и его присутствие выглядело, скорее, номинальным. После начала военной операции уход был вопросом времени, потому что поставки машин прекратились ещё в начале марта.

При этом когда-то Chevrolet был очень значимой маркой для российского рынка, и после кризиса 2008-2009 года Chevrolet лишил Ford титула самого популярного инобренда России. Были успешные модели Aveo, Lacetti, Cruze, Spark, кроссоверы Mokka и Captiva. В те времена концерн активно продвигал в Россию продукцию своего корейского крыла (GM DAT, бывшая Daewoo), а также владел маркой Opel, которая сейчас породнилась с Peugeot-Citroen. У GM был завод под Питером, где выпускали Chevrolet Cruze и Opel Astra. А ещё работал совместный проект с АВТОВАЗом по выпуску Chevrolet Niva.

После «крымской весны» основные продажи Chevrolet делала российская Niva

Впрочем, в какой-то момент концерн утратил инициативу и к середине нулевых пропустил вперёд Renault и корейскую парочку Hyundai и Kia. Говорят, отставала от графика и локализация Cruze/Astra под Питером, что осложняло получение правительственных льгот.

После присоединения Крыма и первой волны санкций в начале 2015 года GM принял решение о сокращении своего присутствия в России, законсервировав питерский завод и оставив лишь модели, которые изначально были адресованы американскому рынку (Tahoe, Camaro, Corvette). С тех пор присутствие его было формальным, и продажи в основном делала российская модель Chevrolet Niva, которую в 2020 году передали АВТОВАЗу вместе с брендом «Нива». Устаревшие модели Nexia, Spark, Cobalt, которые в последние пару лет продавались под брендом Chevrolet — это инициатива бывших узбекских партнёров GM вдохнуть жизнь в проект, которые ранее назывался Ravon.

Таким образом, в случае обоих исходов GM из России сложно сказать, были ли они обусловлены чисто политическими причинами или в том числе ослабевающими позициями на рынке и утрате к нему интереса.

Чисто потребительски никакой жалости по поводу ухода GM нет. Другой вопрос, является ли американский концерн лишь первой ласточкой в череде многих? Сегодня в России полноценно работают лишь два завода, УАЗ и Haval под Тулой. Ещё два завода, дальневосточная Mazda и калининградский «Автотор» работают в усечённом режиме, дособирая машины из завезённых ранее компонентов. АВТОВАЗ должен выйти из корпоративного отпуска 25 апреля, но какие именно модели и в каком объеме будет собирать — пока неясно. О приостановке деятельности заявил концерн Stellantis и Mitsubishi, которые на пару владеют заводом под Калугой (выпускает Mitsubishi Outlander, Citroen C4, Peugeot 408 и ряд коммерческих автомобилей, в том числе Opel и Fiat). А о состоянии немецких марок можно косвенно судить по обращению клиентов.

Ну, и для АВТОВАЗа, конечно, наиболее чувствительным будет уход Renault, если французская марка всё же предпочтёт свернуть инвестиции в Россию.

Добавить комментарий