«Москвич» (снова) наш!

Ждет ли нас возрождение «Москвича-408»? А что, у модели есть свои плюсы: она легкая, заднеприводная, без импортной электроники…

Renault официально уходит из России: долю французов в АВТОВАЗе передадут государственному институту НАМИ (вот чем это грозит), а московский завод отходит правительству Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин анонсировал выпуск на нём автомобилей «Москвич» в партнерстве с КАМАЗом. В этом изобилии брендов и аббревиатур легко запутаться, поэтому максимально просто расскажу, что такое «Москвич» сейчас и о каких моделях идет речь.

Завод Renault в Москве выпускал четыре кроссовера: Renault Duster, Kaptur, Arkana, а также родственный им Nissan Terrano. Ранее здесь собирали и легковые модели автоконцерна, включая Logan, Sandero, Fluence, Megane. Две последние модели из России ушли ранее, а производство Logan и Sandero переехало на АВТОВАЗ в 2014 году.

Намоленное место

Возврат к бренду «Москвич» для московского завода вполне предсказуем, ведь до 1998 года площадка на Волгоградском проспекте относилась к заводу АЗЛК. Именно он выпускал автомобили под советским брендом «Москвич», но в конце 1990-х попал в предбанкротное состояние, после чего его часть была преобразована в предприятие «Автофрамос» с долевым участием Renault.

Кстати, сотрудничество столичного автозавода с французами началось еще в советское время. В конце 1960-х годов Renault помогло модернизировать предприятие в Москве (тогда же появилось название АЗЛК). Не без помощи иностранцев в 1968 году был запущен ижевский завод, где сейчас делают Lada Vesta (изначально он выпускал «Москвичи», затем — «Ижи»).

Завод АЗЛК на Волгоградском проспекте выпускал автомобили «Москвич» до 2001 года. В 1998 году один из цехов частично выкупила компания Renault и за последующие восемь лет превратила его в завод по сборке Renault Logan и других моделей (фото Михаил Щербаков, Wikipedia.org)

Правительство Москвы давно в доле

В мае 2022 года завод перешел под контроль правительства Москвы. Но и этот шаг выглядит повторением истории: возникшее в конце 1990-х сборочное предприятие «Автофрамос» изначально принадлежало на паях московскому правительству и компании Renault. Столичная мэрия владела и оригинальным заводом АЗЛК, а партнерство с Renault было попыткой спасти часть погибающего производства.

Основной рывок был совершен в 2005 году, когда французы наладили на «Автофрамосе» сборку Renault Logan и еще ряда моделей, — проект оказался невероятно успешным. В 2012 году Renault стало единоличным владельцем предприятия, отвечая за все аспекты его работы, включая производственную и инженерную деятельность.

Кому принадлежит бренд «Москвич»?

Интересно, что в конце нулевых годов права на советский бренд зарегистрировал концерн Volkswagen, рассчитывая использовать его для линейки бюджетных автомобилей. В 2015 году маркой «Москвич» заинтересовалось Renault, и в настоящий момент за французами закреплены права на ряд вариаций написания марки «Москвич» для автомобилей. Действие исключительного права заканчивается осенью 2025 года.

Запатентованные Renault варианты написания автомобильной марки «Москвич»

Впрочем, в нынешних условиях патентное право выглядит формальностью, поэтому возврат бренда «Москвич» российской стороне — вопрос лишь политической воли.

Что случилось с советским «Москвичом»?

Предприятие обанкротилось и перестало существовать, а часть его производственной площадки превратилась в упомянутый завод «Автофрамос» (позже — просто завод Renault).

Первой послевоенной моделью стал «Москвич-400»: творческое осмысление Opel Kadett 1938 модельного года

Завод по производству малолитражных автомобилей был построен в Москве еще в 1930-х годах. Поначалу он назывался КИМ и выпускал лицензионные Ford, а также собственную модель КИМ-10. После войны его переименовали в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), и тогда же появился бренд «Москвич». Первой моделью стала модель «Москвич-400» на базе трофейного Opel Kadett, но впоследствии завод отметился и собственными разработками, например «Москвич-408» и его более мощной версией «Москвич-412».

«Москвич-412» в некоторых версиях был очень даже симпатичен

В Советском Союзе «Москвичи» занимали промежуточное положение между совсем бюджетными «Запорожцами» и престижными машинами вроде «Волги». Запуск в конце 1960-х годов АВТОВАЗа создал внутреннюю конкуренцию для «Москвича». В 1990-е годы завод попал в кризис: скудность модельного ряда, отсутствие удачного мотора и невысокое качество продукции привели его на грань разорения. Модель АЗЛК-2141 («Святогор») стала лебединой песней предприятия.

«Москвич» АЗЛК-2141 (позднее — «Святогор») пытались экспортировать под брендом Aleko. Прототипом для модели стала Simca-1307 (французский производитель принадлежал корпорации Chrysler)

Производство остановилось в 2001 году, в 2006-м завод признали банкротом — и еще четыре года длилась распродажа имущества. Большая часть завода превратилась в технополис «Москва» — комплекс зданий для разработчиков и производителей микроэлектроники. Из автопроизводственных активов уцелела лишь площадка нового моторного завода, которую Renault превратило в свое предприятие. Интересно, что заморозка строительства этого завода в начале 1990-х годов во многом предопределила судьбу предприятия: без современного мотора «Москвичи» проигрывали конкуренцию «Ладам» и тем более иномаркам.

Кстати, проект «Святогор» пытались спасти за счет установки двигателей Renault, так что сотрудничество французов с московской сборочной площадкой было долгим и многоплановым.

Эволюция «Москвичей» в музее Верхней Пышмы

«Москвич-2141» возвращается?

О возрождении исторических «Москвичей» речи не идет, ведь старый завод полного цикла ликвидирован полностью, а его фрагмент, превратившийся в завод Renault, является сборочным предприятием с глубокой локализацией и работает по совсем другим технологиям.

Старые «Москвичи» стали редкостью на улицах городов

Какие модели будет выпускать московский завод?

В качестве партнера правительство Москвы называет КАМАЗ. Предприятие в Набережных Челнах больше известно как производитель грузовиков, но был у него и опыт выпуска малолитражек «Ока» (ВАЗ-1111), производство которых завершилось на КАМАЗе в 2006 году.

В последние годы КАМАЗ демонстрировал желание вернуться в сегмент малолитражек и в 2020 году презентовал концепт электромобиля «Кама-1», разработанный в содружестве с Санкт-Петербургским политехническим университетом. КАМАЗ вложил в проект 60 миллионов рублей, еще 150 миллионов — это грант от министерства образования. По последним данным, КАМАЗ отказался от этого проекта.

Симпатичный концепт «Кама-1», судя по всему, был создан исключительно для демонстрации на выставках

В начале 2022 года руководство КАМАЗа снова заговорило о разработке собственного электромобиля с прицелом на 2024–2025 годы. Попутно завод изучал возможности адаптации одной из китайских моделей, возможно, компании JAC, вроде Sihao E10X. По размерам она, кстати, крупнее «Оки», а из современных машин сопоставима c Kia Picanto.

Модель Sihao E10X выпускают китайская компания JAC и немецкий Volkswagen. До начала спецоперации, по данным российских СМИ, КАМАЗ изучал возможности ее локализации

Но если КАМАЗ в своих анонсах делал акцент на электромобили, то мэр Москвы Сергей Собянин указал, что на первом этапе столичный завод займется выпуском обычных автомобилей, а переход на электрокары планируется в будущем.

Подробностей о том, что это могут быть за машины, пока нет. Сообщение явно готовилось в спешке и носит скорее символический характер. Из наиболее реалистичных опций — локализовать в России ту или иную китайскую модель. В теории, наверное, возможно сотрудничество с АВТОВАЗом: тогда бренд «Москвич» можно приспособить для обозначения лоукостеров тольяттинского предприятия.

17 Comments

    1. Думаю, такую аферу мгновенно пресекут. У Китая большая часть автопрома — это совместные производства с немцами и американцами, нафиг ему рисковать и злить партнёров.

      1. Забыли тот момент, что даже просто в «сборку» Россия пока не научилась.

    1. Ага, впопыхах придумывали. Пытаются убедить народ, мол, так даже лучше. Главное же — своё. Нам кто жить не давал — проклятое «Рено», захватившее все автозаводы страны. Капиталистическая экспансия и подавление русского духа. А до «Рено», мы же помним, все заводы процветали. И сейчас процветание вернётся.
      Там вон соседняя новость про локализацию «Дастера» в Тольятти. Понятно, что технически это возможно, но в нынешних реалиях — откровенный прожект. Если у АВТОВАЗа не хватает компонентов на «Нивы», то чего говорить о «Дастере».
      Я уж молчу, что нормы «Евро-0» реально одобрили — постановление правительства от 12 мая. Жду тест-драйва карбюраторного уазика.

      1. Я на свой дастер думаю двигатель купить контрактный, с небольшим пробегом, пусть лежит, продать всегда можно будет. Норм идея, как думаешь?:)

      2. Думаю, да. Валюта покруче долларов, с которыми вообще хз чо происходит

      3. Зачем? Контрактный двигатель нужно консервировать, а с современными поршнями кольцами это нереально, чем быстрее поставить в путь тем лучше. Ресурс у всех реношн-ых моторов 300-400 тыс. (при замене масла раз в 10 тыс.) это сколько ездить надо, если коробка механика то там еще больше.

      4. Конечно, консервировать надо. Сейчас время такое: консервов и патронов

  1. А ещё проект «Кама-1» забавляет. В принципе-то симпатичный дизайн получился, но в остальном… То есть взяли 150 млн бюджетных рублей, сваяли за счёт студентов пластиковый макет и… всё. С такими спецами бренд «Москвич» скоро загремит на весь мир.

  2. мне очень симпатична идея мини сити электрокаров. жаль что у нас пока дальше прожектерства дело не идет. китайцы, имхо, гораздо разумнее поступили в отличие от гигантских и дорогих машин европы и америки.

    1. Практика показывает, что как раз-таки компактный электромобиль сделать сложно, потому что для него вопросы цены/массы критичнее, чем для большого транспорта. Разве что для каршеринга, а так нет — тупиковый путь. Многочисленные мини-Реношки, Смарты и всякие Th!nk это доказали не раз. Пока электротяга — удел достаточно солидных машин, где можно размыть цену и массу батарей
      Скажем честно: КАМАЗ занимался очковтирательством за 150 млн рублей)) Ничего нового

    2. Хотя, конечно, надо поглядеть, что китайцы предлагают. Вот электровелики у них популярны, хотя во всем мире идея не особо прижилась. Но это от китайской бедности (в массе)

      1. Да, за 4-5 тыщ долларов было бы хорошо, но… мы же знаем российскую специфику. У нас давно уже машины А -класса не пользуются спросом, потому что за табакерку приходится отдавать как за взрослый автомобиль. А если это ещё и электрочайник…
        Но согласен с вами, был бы дешёвый вариант, пусть маленький, для каждодневных разъездов самое оно. Но теперь нам это точно не грозит)))

      2. никогда не говори никогда 🙂 лично мое мнение это и есть будущее электротранспорта.

      3. электромобиль + автопилот )

        но если брать наши реалии, то, скорее, карбюратор + три иконки (вместо подушек)

Добавить комментарий