Трасса М-12. Что с ней происходит

Один из участков новой трассы в Свердловской области совпадает с существующей дорогой, но его расширяют. Четырехполоску до Челябинска уже запустили (фото: Владислав Лоншаков / E1.RU)

Работы над новой трассой М-12, которая со временем соединит Челябинск с Москвой через Екатеринбург и Казань, стартовали в этом году, и первые ее участки уже открыты. Работы идут сразу на нескольких фронтах в Подмосковье, Татарстане и Свердловской области. А челябинский участок фактически завершен: реконструкция последнего узкого места трассы до Екатеринбурга завершилась в этом году. И хотя проект взял уверенный старт, остаются сомнения, дойдет ли он до логического завершения: уральский участок обещает быть дорогим, сложным и не самым приоритетным с точки зрения федеральных властей.

Что такое трасса М-12

Это современная платная автомагистраль с 4–6 полосами для движения и разрешенной скоростью 110–130 км/час. Изначально ею предполагалось соединить Москву с Казанью в параллель с уже существующей трассой М-7: на участке до Владимира новая дорога идет бок о бок с М-7, а затем уходит на юг вблизи Мурома и Арзамаса. Работы должны завершиться до конца 2024 года.

В 2020 году президент Владимир Путин поручил продлить М-12 до Екатеринбурга, а позже предложил включить в зону ее влияния Челябинск и Тюмень. Такая конфигурация трассы свяжет с центральными регионами России не только Урал, но и Казахстан с Монголией и Китаем. А в другую сторону через Московский скоростной диаметр трасса должна сомкнуться со скоростной дорогой на Петербург.

Сроки выполнения работ при этом остались неизменными — до конца 2024 года, то есть речь о параллельном строительстве трассы в разных регионах России.

На участке между Казанью и Дюртюли дорога пройдет по существующей трассе М-7, и этот участок со временем переведут в юрисдикцию М-12, то есть расширят, увеличат скорость движения и сделают обходы городов (Набережных Челнов, Нижнекамска и так далее). Параллельно должно вестись строительство нового отрезка до Красноуфимска и Ачита длиной более 270 километров, и работы должны стартовать в этом году. Далее дорога пойдет на восток к Екатеринбургу по трассе Р-242, которую также ждет реконструкция. Соединение с Челябинском предполагается по существующей автодороге между двумя столицам Урала, которая этой осенью стала четырехполосной на всем протяжении.

Трасса М-12 вольется в дорогу, соединяющую Пермь с Екатеринбургом в районе Ачита
Здесь построят многоуровневую развязку

Зачем такая дорога Челябинску?

М-12 позволит ездить в центральные регионы России в обход проблемной трассы М-5 на ее горном участке от Миасса до Аши (его расширят к 2028 году). Имеет ли смысл ехать в Казань из Челябинска через Екатеринбург? С точки зрения времени в пути и безопасности — да, потому что лишние 100 километров (примерно 10% дистанции) с лихвой компенсируются разрешенной скоростью в 130 км/час, шириной полотна и низкой концентрацией фур (для них действуют повышенные тарифы). Важно и то, что новая трасса обходит населенные пункты, поэтому средняя скорость будет ближе к максимально разрешенной, чем, например, на М-5. По нашим оценкам, от Челябинска до Казани по новой автодороге можно будет добраться за 8–9 часов, от Казани до Москвы и того быстрее — примерно за 7 часов. Дополнительный плюс — развитый сервис в виде многофункциональных центров с АЗС, кафе, стоянками, мотелями.

Трассе М-12 обещают невиданный уровень благоустройства и сервиса. Вот так будет выглядеть один из многофункциональных центров под Екатеринбургом

Сколько стоит проезд по М-12?

Трасса будет частично платной, но участки, проходящие по уже существующим дорогам, останутся свободными для доступа (фрагменты автодорог М-7 и Р-242). В остальном дорога считается дублером уже существующих трасс, поэтому за проезд будут взиматься деньги.

Но шлагбаумов и касс на М-12 не будет: проезд фиксируется бесконтактным методом. Оплачивать его можно будет «в прямом эфире» с помощью транспондера либо же после завершения поездки в приложении или на сайте. В случае неоплаты грозит штраф (пока он составляет 1500 рублей).

Если ориентировать на существующие платные трассы вроде М-11 Москва — Петербург, километр пути должен стоить 3–4 рубля (8–11 рублей для грузовиков). Проезд по 23 километрам первого участка М-12 стоит 89 рублей, то есть 3,9 рубля за километр. Не исключено, что в момент завершения проекта тарифы возрастут.

Для сравнения, автомобилю с расходом топлива 8 л/100 км и ценой 50 рублей за литр километр пути «по бензину» обходится в те же 4 рубля за километр.

Что сделано в 2022 году

В сентябре сдана примерно треть нулевого этапа строительства протяженностью 23 километра между ЦКАД и трассой А-108 в Подмосковье. С обоих концов новый фрагмент венчают многоуровневые развязки, построены два моста через реки Вырка и Клязьма. Движение по новому участку открыли 8 сентября, на год раньше сроков, анонсированных в 2020 году. До конца 2022 года планируется добавить 47-километровый участок в Московской области и 37-километровый — во Владимирской. В сумме с уже сданным фрагментом получается более сотни километров.

Начались работы и на «восточном фронте»: до конца года планируется расширить до четырех полос шестикилометровый участок трассы М-7 в Актанышском районе — он находится ближе к Дюртюли. В этом же году от самих Дюртюлей начнутся работы по строительству дороги через Бураево и Верхние Татышлы, и в будущем этот прогон соединит дорогу с Екатеринбургом.

Новый участок, который соединит трассу М-7 (в районе Дюртюлей) и дорогу Пермь — Екатеринбург (в районе Ачита)

В Свердловской области под трассу уже зарезервировали земельные участки в местах, где она пойдет по «зеленке», а также расширяют 15 км Пермского тракта в районе Ачита.

Работы по расширению существующей дороги Р-242 в Свердловской области (Пермский тракт) (фото: Владислав Лоншаков / E1.RU)

В Челябинской области открыли движение по четырехполосному участку дороги до Екатеринбурга (с 79-го по 121-й километры). Одновременно ввели в строй и заключительный фрагмент ЕКАД, соединяющий Челябинский и Полевской тракты — он также входит в систему будущей трассы М-12.

Срок запуска всей автодороги пока остается прежним — конец 2024 года. Это еще раз подтвердил вице-премьер Марат Хуснуллин в марте 2022-го, подчеркнув, что проблемы с импортной техникой не повлияют на реализацию проекта: как и прежде, сдавать участки планируется с опережением сроков. При этом движение на основном участке Москва — Казань протяженностью 810 километров планируют открыть уже в конце 2023 года, а окончательно сдать его с благоустройством еще через год. Время доезда от МКАД до окраин Казани оценивается в 7 часов, то есть средняя скорость должна составить свыше 100 км/час.

Сбудутся ли грезы?

Проект получился крайне амбициозным, и первые результаты вроде бы настраивают на позитивный лад. Но остается и большой простор для скепсиса, причем в двух плоскостях: отчасти он связан с общим масштабом затеи, отчасти — с возможными осложнениями после начала специальной военной операции на Украине.

Обращает внимание неравномерность плана: если в 2022 году сдадут чуть более 100 километров трассы Москва — Казань, в начале следующего года дотянут ее до Владимира, то оставшиеся почти 700 километров с благоустройством запустят до конца 2024 года. Хотя строительство ведется параллельно, столь впечатляющий рывок за два года выглядит беспрецедентным даже для сытых времен.

По характеру работ видно, что участок Москва — Казань стоит в приоритете, тогда как восточное направление трассы М-12 хоть и фигурирует во всех релизах, но успехи здесь не так масштабны. Восточное крыло является весьма сложным, поскольку предусматривает реконструкцию участков двух нагруженных трасс (М-7 и Р-242), а также создание в чистом поле новой магистрали протяженностью под 300 километров. Свердловские чиновники уверяют, что рисков в краткосрочной перспективе нет, но критические работы запланированы на ближайшие два года, и какими они будут, ясности нет.

Планируемая развязка в месте сопряжения трассы М-12 и Московского скоростного диаметра, который пересечет столицу и выведет на трассу М-11 до Петербурга

Сложность восточного направления видна и по размерам бюджета: если на 821-километровый участок Москва — Казань изначально выделяли 639 миллиардов рублей, то на соединение с Екатеринбургом потребуется еще минимум 500 миллиардов, при том что две трети пути проходят по существующим автодорогам.

Проект уже подорожал: в конце августа председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко заявил, что текущая смета участка Москва — Казань превысила 800 млрд рублей, то есть прибавила около 200 миллиардов. В числе причин — растущие цены на стройматериалы.

Велик и риск сокращения бюджетов. В июле 2022 года Минфин предложил сократить расходы в 2022–2024 годах более чем на 1 трлн рублей, причем львиную долю срезать с программ транспортного развития. Работа над проектом бюджета закончена, но, по данным «Коммерсанта», разительных изменений относительно летнего варианта нет.

Новая трасса важна и с точки зрения безопасности: бетонный барьер на всем протяжении исключит десятки тяжелых лобовых ДТП, которые случаются на маршруте сейчас (фото: Владислав Лоншаков / E1.RU)

В условиях дефицита бюджетов вопрос приоритетности разных частей трассы М-12 может обостриться: очевидно, что участок от Москвы до Казани считается более значимым, и именно там работы продвинулись сильнее всего. К тому же москвичам от этих работ есть зримая польза, например, первый 23-километровый участок М-12 замкнул две окружные дороги Подмосковья, ЦКАД и А-108.

А вот новый участок трассы из Татарстана в Свердловскую область с высоты федерального планирования может показаться не столь целесообразным и попасть в число вечно откладываемых проектов, которых мы видели немало: вспомним челябинское метро, саммиты ШОС и БРИКС или пресловутую высокоскоростную магистраль до Екатеринбурга. На паузу встал и экологический проект Челябинска (надеемся, что временную).

Более реалистично выглядят работы по расширению трассы М-5 на границе Челябинской области и Башкирии. Работы здесь идут активно, хотя секвестр бюджетов может сказаться и на них.

Добавить комментарий