Что известно о мобилизации

Фото Дарьи Пона

Поскольку я практически стопроцентно пересел на тему мобилизации, расскажу, что удалось узнать из разных источников: из общения с мобилизованными, родственниками, администрацией губернатора и так далее.

Очень многих сейчас мучает вопрос, кого именно могут мобилизовать. Сами идеологи мобилизации в лице Путина, Шойгу, а потом и ещё ряда чиновников, назвали её частичной и указывали несколько критериев отбора. Оглашались возрастные цензы (солдаты — до 35 лет, младшие офицеры — до 50 лет), требования службы в армии и боевого опыта, востребованной ВУС, плюс отдельно проговаривалось, что не будут призывать студентов и выпускников военных кафедр.

Де-юре отсрочку получили только студенты. В остальном мы пока не наблюдаем отсева по обозначенным выше критериям, то есть если вы в принципе военнобязанный, вас могут мобилизовать. На все вопросы чиновники отвечают, что это законно, и это действительно так: заявления с телевизора особой силы не имеют, а на бумаге у нас есть закон о мобилизации и указ президента, где список исключений крайне скудный. Скажем, требование боевого опыта вообще нигде не отражено, и очередная партия состояла сплошь из бывших срочников.

С другой стороны, пока мне не встречалось и тех, кого мобилизовали, например, после одной лишь военной кафедры : если знаете таких — подсказывайте. При этом призванные срочники имеют разную спелость: есть и те, кто проходил службу 15 лет назад.

Повестки кому-то вручают дома, но, как я и ожидал, востребована схема «оптовых» поставок с предприятий города. Она практически не оставляет шансов стать бегунком, потому что повестки приходят в отдел кадров и вручаются при большом скоплении народа — любой отказ в этом случае может быть интерпретирован как намеренное уклонение (а там в отдельных случаях предусмотрена уголовная статья, но об этом в конце). Есть сообщения о насильственном доставлении в военкоматы, но у нас есть трудности с подтверждением этой информации (только со слов родственников), так что пока оставляем на правах версии.

Изначально говорили, что мобилизуют лишь обладатели отдельных ВУСов, но здесь всё совсем мутно. Вероятно, в каких-то случаях ищут узких специалистов из числа недавних контрактников, что же до солдат и прочих категорий, специальности там самые разнообразные.

Военкоматы заточены на выполнение внутренних планов, и времени для сколь-нибудь вдумчивого отбора, как я понимаю, им не дано. Если кто-то питает иллюзию, мол, да зачем я там на фронте, я же ни черта не умею — оставьте надежду. Военкомат в принципе не обязан знать, что вы умеете, он выбирает по очень ограниченному набору данных о вас, а с учётом свободной формулировки приказа о мобилизации для выполнения плана в ход могут идти все, кроме упомянутых выше студентов.

Отдельной сложностью является отсутствие механизма оспаривания незаконной мобилизации. Меня, например, удивляет, что ей не предшествует медицинская комиссия. Мобилизованным говорят, что она проводится уже на пункте сбора, но есть сообщения, что комиссии нет и там — опять же, надо проверять. Соответственно, если вы планируете что-то оспорить, делать это нужно сразу, потому что уже в военкомате предъявлять претензии будет некуда (мы пытаемся сейчас нащупать какой-то механизм подачи жалоб).

Я не скажу, что военкоматы берут, условно, одноногих — пока нет, кого-то даже отправляют домой (это не значит, что их не призовут завтра). Почему именно, сказать сложно, потому что никто не объясняет. Но если военком положил на кого-то глаз, иных препон для мобилизации нет. Завтра выйдет статья, как мы пытались вернуть солдата с перебором по возрасту, но пока предчувствия на его счёт мрачные: везде глухая стена.

Теперь расскажу о трёх аспектах, на которые чаще всего жалуются родственники мобилизованных. Первый — это документальное оформление процесса, и, по сообщениям некоторых, на бумаге мобилизованные выглядят добровольцами (это нужно проверять).

Второй аспект более очевиден — это проблемы с обеспечением. Я спрашивал мобилизованных, что они берут с собой, все смеялись и говорили, что лишь тёплые гражданские вещи и мыльно-рыльные принадлежности, остальное, мол, выдадут. А сейчас многие родственники ищут для них вещи по списку, наличие которого никто не подтверждает, и который якобы выдаётся уже на месте: спальники, термобелье, походные принадлежности и так далее, в сумме этак на 20 тысяч рублей. Вот репортаж из «Военторга», где будущие воины скупают всё вплоть до бронежилетов. Мне писали люди, что им «рекомендуют» покупать каски, приборы ночного видения и даже квадрокоптеры, но опять же — всё это на уровне устных намёков, а не оформленных приказов. Кому-то так сказали: «Конечно, тебе найдут бронежилет, но если хочешь хороший — думай сам». Родственники оценивают бюджеты покупки в 50-70 тысяч рублей. При этом ботам, видимо, уже раздали методички, в которых подобные претензии нужно называть паникёрством: мол, сами кипишат и скупают то, что им не пригодится. Разбираемся.

Третий аспект самый мутный — условия содержания. Это предсказывалось независимыми аналитиками, но при мобилизации в столь короткий период столько большого количества людей, трудности с логистикой и обеспечением предопределены. Мог бы рассказать подробности, но не буду — официально никто не подтверждает, а слова самих мобилизованных легко назвать фейком. Власти обещают уделить внимание обеспечению, так что скоро увидим, временные трудности это или системная проблема.

Кстати, для понимания: мобилизовать планируется 300 тысяч военнослужащих, а это больше, чем численность сухопутных войск в обычное время. То есть даже если это 1% от всего запаса, с точки зрения организационных способностей российской армии — это невероятная величина. Это как создавать новую армию из обычных людей в сжатые сроки.

И это далеко не все вопросы. Будут ли их обучать и сколько? Пока самим мобилизованным обещают кому три, кому четыре недели слаживания, но даже если так, это скромный срок, ведь речь идёт о людях, утративших многие навыки (даже если были).

Куда их направят? Это и вовсе тайна за семью печатями. С одной стороны, вроде есть понимание, что совсем зелёный новобранец на передовой бесполезен и разумнее использовать его, скажем, в тыловом обеспечении. Как будет на практике — вопрос отдельный, думаю, вариантов тут масса.

Напоследок об ответственности за неявку по повестке. Уже много раз разъяснялось, что легитимными считаются лишь документы, вручённые лично под подпись сотрудником военкомата, то есть никакие сообщения, звонки и письма счастья в зачёт не идут. Но если повестку вручили, запасник должен явиться в военкомат. В интернете много спекуляций, что после ужесточения законов в период мобилизации за неявку ему грозит чуть ли не 10 лет лишения свободы. Так вот, это неправда. Суровые наказания появились, но они касаются военнослужащих или тех, кто проходит сборы, но не касаются граждан, находящихся в запасе. Поэтому неявка по повестке до сих пор наказывается административным штрафом 500-3000 рублей (статья 21.5 КоАП РФ), но в теории возможна и уголовная ответственность по статье 328 УК РФ. Однако это достаточно мягкая статья с максимальным сроком лишения свободы на 2 года. При этом юристы расходятся во мнении, применима ли она к уклонистам, игнорирующим повестки. Мы пока достоверно не знаем, как сложится судебная практика (уверен, она скоро появится). Не исключено, что будет несколько показательных дел, но что касается «массовых казней» — увидим.

И ещё раз подчеркну: ужесточенная ответственность касается лишь тех, кто уже попал в разряд мобилизованных. Вот, например, за оставление части уже могут впаять суровую статью 337 УК РФ: в примечании к ней сказано, что проходящие военные сборы запасники приравниваются к контрактникам. Но пока не вызвали на сборы, вы не не считаетесь военнослужащим.

4 Comments

  1. Прикольно. У нас получается, как в Швейцарии, там тоже каждый запасник имеет дома оружие и амуницию. Призвали — оделся и пошел на сборы. Как в анекдоте: «Больше на Швейцарию она ничем не похожа»

  2. про первый пункт интересно. как отличить на бумаге, доброволец ты или мобилизованный. там поди все юридическим этим языком написано, что хрен разберешь, что все эти буквы значат. а ведь от того, доброволец ты или мобилизованный, в будущем может очень-очень многое очень-очень сильно зависеть.

    1. Разбираться надо. Вот такая обратка пришла: «Сегодня выяснили, что у всех ребят из Челябинской области, кроме Южноуральска, в военном билете отсутствуют печати и записи о том, что они призваны по мобилизации в военное время. Моего мужа отправляли из военкомата Ленинского и Тракторозаводского района. В данном военкомате ответить на данный вопрос не смогли, в Военном Коммиссариате Челябинской области также на данный вопрос не ответили. Обратилась на горячую линию 122, по вопросам частичной мобилизации, которые направили в военкомат. Получается замкнутый круг. Написала обращение в группу ВК «Красный блокнот», прочитали, не ответили. Дозвонилась в приемную Губернатора ЧО, перенаправили на телефон 263-31-01, пояснив что заместитель Алексей Леонидович отвечает за проведение мобилизационных сборов. Но дозвониться по данному номера телефона так и не смогла. То есть наши ребята из Челябинской области там находятся добровольно. Никто не может пояснить причину. У всех других регионов стоит запись призван по мобилизации в военное время, стоит подпись и печать. Помогите разобраться с данным вопросом».

Добавить комментарий