После ухода Renault на бывшем столичном заводе компании планируется выпускать автомобили под возрожденной маркой «Москвич», которая объявила о создании дилерской сети. В числе 23 приоритетных городов для размещения первых автоцентров есть и Челябинск. Мы обратились к руководству крупных дилерских холдингов с вопросом: подадут ли они заявку на участие в тендере «Москвича»? Пикантности вопросу придает тот факт, что о самих автомобилях в данный момент известно чуть больше, чем ничего.
«Пустых центров много. Интересует»
В группе компаний «Регинас» сказали, что подают заявку на дилерство «Москвича» в Челябинске и Екатеринбурге, подчеркнув при этом, что пока производитель требует лишь заполнения несложной анкеты, где отражается «биография» холдинга и параметры автоцентра, который он готов отвести под марку «Москвич» (форма заявки есть на сайте компании).
— Мы рассматриваем все варианты, потому что пустующих автоцентров много: можно сказать, берем, что есть, а потом уже будем разбираться, насколько такое сотрудничество целесообразно, — рассказывает коммерческий директор ГК «Регинас» Сергей Попов. — Да, никакой конкретики об автомобилях «Москвич» пока нет, но и усилий на подачу заявки требуется минимум. В любом случае точкой невозврата является подписание дилерского договора, сейчас же идут просто предварительные работы. У нас большой опыт получения дилерства разных марок, поэтому мы понимаем процедуру.
Сбор заявок завершится 21 октября, и, по оценкам Сергея Попова, от одного до трех месяца уйдет на выбор победителя и согласование деталей.
— Одно время говорили, что «Москвичи» будут строить на базе китайских JAC, сейчас эту информацию опровергли, но это не так принципиально: пока мы просто налаживаем контакты с заводом и юридически значимые решения примем потом, — добавляет он.
Генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук также подтвердил потенциальный интерес к «Москвичу»:
— Свободные площади есть, так что будем участвовать, — говорит он. — Что касается конкретных машин, которые будет делать завод, то, в принципе, не очень важно, кто будет поставлять машинокомплекты, если обеспечено качество. Марка JAC контролируется китайским государством, поэтому имеет определенный иммунитет от санкций, так что такое партнерство может быть оправдано.
В автоцентре «Сатурн», который представляет в Челябинске в том числе марки Lada и Renault, от комментариев отказались, сказав, что говорить о дилерстве «Москвича» пока преждевременно.
Почему столько тайн вокруг «Москвича»?
Решение о возрождении марка принималось в спешке после объявлении Renault об уходе из РФ и передаче двух активов российской стороне: АВТОВАЗ перешел под контроль федеральных структур, а московский завод, где делали Renault Duster и сходные модели, — столичному правительству. Поскольку завод был расположен в одном из цехов бывшего АЗЛК, привязка к марке «Москвич» выглядела вполне логичной. Кстати, разные форматы этого бренда в постсоветское время принадлежали концернам Volkswagen и Renault.
Но если с брендом всё более-менее понятно, то с матчастью — вопросы. В первые дни Минпромторг и чиновники других ведомств заявляли о запуске производства автомобилей и электромобилей до конца 2022 года, а в качестве целевой аудитории называли службы каршеринга и такси. В качестве партнера проекта назывался российский КАМАЗ и китайский JAC. Во время июльской презентации журналистам показали изображения автомобилей, копирующие существующий модельный ряд JAC, и, казалось, вопрос с поставщиком машинокомплектов решен. Но после волны публикаций «Москвич» выступил с опровержением, заявив, что автомобили, похожие на JAC, использовались лишь в качестве примера.
Пока речь идет о крупноузловой сборке автомобилей в бывших цехах Renault. До конца года планировалось выпустить порядка 600 машин, треть из которых — электромобили. Дальнейшие же планы грандиозны: в 2023 году — 50 тысяч машин, в 2024-м — 100 тысяч, а затем — переход на мелкоузловую сборку, увеличение локализации, создание собственных платформ… Впрочем, говорить об этом сейчас действительно преждевременно: дождемся подробностей.
Напомним, в сентябре заработало еще одно скороспелое производство — отверточная сборка китайских электромобилей под брендом Evolute. Нужны ли они авторынку в нынешних условиях — большой вопрос: цены, например, поражают воображение.
При этом классический автопром России полностью разрушен: вот короткий рассказ о каждом из брендов.