Около года назад, в ноябре 2021 года, по соцсетям распространилось сообщение, будто на тротуаре на улице Труда обнаружено место с мощнейшей радиацией. Поначалу оно казалось фейком, и реакции официальных лиц на него не последовало. По счастью, в тот день пересадку в Челябинске делал известный специалист по радиации, физик Андрей Ожаровский. Вместе с ним мы выехали на место и убедились, что всё это не шутка: мощность дозы гамма-излучения на улице Труда, 22 действительно превышала фоновое значение более чем в 200 раз. Поднялась шумиха, в итоге сомнительное место раскопали, опасный грунт вывезли, а яму забетонировали. В минувшие выходные мы с Андреем Ожаровским вернулись на улицу Труда, чтобы проверить, насколько безопасно это место сейчас. Кстати, за это время удалось выяснить, кто именно установил злополучный столб и откуда в нем радиации. Все подробности — в нашем материале.
Изначально опасное было обнаружено случайно сталкером-любителем с помощью американского детектора радиоактивности Radiation Pager, купленном на интернет-аукционе за 60 долларов. Такие приборы используются, например, для досмотра пассажиров в аэропортах: при обнаружении источника радиоактивности они подают сигнал. Сталкер периодически ходил с детектором по городу и наткнулся на упомянутое место. Прежде чем выкладывать информацию в соцсети, он проверил мощность излучения с помощью измерительного прибора. Получилось чуть ли не 10 000 мкР/час, что на порядки превосходит естественный фон (в реальности мощность оказалась пониже, но всё равно опасная).
Приехавший на место Андрей Ожаровский обнаружил значения около 40 мкЗв/час, или 4000 мкР/час, что в 100–200 раз выше фоновых значения для Челябинска. Спектрогафический анализ показал, что излучение идет из-за распада радия-226 — природного изотопа, который является производной урана-238, содержащегося во многих породах.
Как выяснилось потом, несколько лет назад на этом самом месте стоял столб с рекламным баннером, остатки опоры которого и были загрязнены радиоактивными изотопами. Андрей сразу предположил, что рекламная конструкция была сделана из трубы, которая ранее использовалась в нефтяной промышленности. За годы эксплуатации внутри трубы накапливается радиоактивный осадок, состоящий из продуктов распада урана, в том числе радия-226 — очень живучего элемента с периодом полураспада 1600 лет. При перепродаже на вторичный рынок такие трубы положено очищать изнутри для удаления осадка, но, видимо, этого сделано не было. Такая версия остается основной до сих пор.
Благодаря настойчивости Андрея, который обратился и в МЧС, и в полицию, часа через два на точку приехало множество специалистов, включая эффектных людей в желтых защитных костюмах. В течение нескольких дней остатки столба изъяли, грунт вывезли для утилизации силами ООО «Щит» при Министерстве общественной безопасности Челябинской области, а получившуюся яму залили бетоном и накрыли сверху бетонным кругом (позже круг убрали). Фонит ли здесь сейчас?
Результатами измерений Андрей Ожаровский остался удовлетворен: сейчас гамма-излучение над бетонной заплаткой и вокруг нее ничем не отличается от фоновых значений. При этом спектрометр все еще оказывает пики значений, характерные для продуктов распада радия-226 (например, висмут-214), но никакой различимой опасности они уже не представляют. Чтобы не усугублять радиофобию, напомним, что небольшие количества радиоактивных веществ есть практически во всех техногенных конструкциях, в металлах и строительных материалах, поэтому для большинства территорий Земли нормальными считаются фоны до 0,3 мкЗв/час (до 30 мкР/час). В Челябинске повышенные фоны обусловлены, в том числе, обилием гранита.
По результатам обращения Андрея Ожаровского в полицию рассматривался вопрос о возбуждении уголовного дела против неустановленных лиц из-за нарушения правил обращения с радиоактивными веществами (статья 247 УК РФ). По итогам доследственной проверки отдел МВД Центрального района в возбуждении дела отказал, не обнаружив признаков преступления. Силовикам удалось найти владельца той рекламной конструкции — им оказалось ЗАО «Элис», позже переименованное в ООО «Элис ЛМ». Но в полиции пришли к выводу, что объект не представлял опасности для здоровья людей и состава преступления в действиях руководства ЗАО «Элис» не было. Рекламная конструкция была установлена еще в 2008 году сроком на пять лет, а установить происхождение опасных труб так и не удалось.
Андрей Ожаровский, не подвергая сомнения юридические аспекты постановления, считает, что вывод о безопасности этого участка сделан поспешно.
— Если это было полностью безопасно, как написано в постановлении, для чего в принципе понадобились работы по выемке грунта и остатков трубы и бетонированию этого места? — рассуждает он. — Далее, следователи справедливо указывают, что на расстоянии 10 см от земли мощность излучения была 31 мкЗв в час, что в 238 раз выше нормального фона для данной местности, но при этом делают вывод, что такой уровень не представляет опасности. Как мне кажется, ссылки на естественное происхождение радия-226 не являются аргументом — природное не всегда тождественно безопасному. Помимо внешнего облучения опасность представляет так называемое внутреннее облучение, когда радиоактивные частицы попадают в организм человека с вдыхаемой пылью. Год назад я обнаружил повышенные фоны на расстоянии до полутора метров от точки, что свидетельствовало о разносе радиации с пылью, и те, кто дышал ей, получили определенную дозу. Мы понимаем, что такие выводы делают для того, чтобы уменьшить работу, но сам инцидент показывает, что система радиационного контроля в Челябинске работает плохо.
Андрей Ожаровский, в частности, говорит о необходимости установить продавца опасной трубы, который, вероятно, предоставил ее установщику рекламной конструкции без предварительной очистки, нарушив требования нормативов.
— Обосновывая безопасность этой точки, в постановлении ссылаются на повышенные радиационные фоны, например, в городском бору Челябинска, где много гранита, и я вчера специально проверил его — это уровни 0,5 мкЗв/час, что действительно чуть выше обычных фонов, но всё же на порядки ниже 30–40 мкЗв/час, которые давал тот столб, — говорит Андрей.
При этом он считает, что работы по ликвидации источника загрязнения были проведены достаточно своевременно и тщательно, о чем говорит отсутствие сколь-нибудь заметного излучения сейчас. В сухом остатке получается, что тротуар на улице Труда теперь полностью безопасен, но виновника инцидента мы так и не знаем.
Вот наш первый материал об этом происшествии, когда многие посчитали его лишь «уткой». А здесь ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с радиоактивным загрязнением Челябинска. История даже попала в программу «Вечерний Ургант».