Осенью на улицах Северо-Крымской и Труда сделали новые участки с выделенными полосами для общественного транспорта, и, по обратной связи читателей и нашим наблюдениям, это еще больше усугубило ситуацию на этом участке: утром пробка стала растягиваться вдоль «Родника» почти до Братьев Кашириных. Это место и раньше было непростым, но выделенная полоса создала еще несколько болевых точек, например, в месте примыкания к улице Труда рукава от Мелькомбината. В конце этой недели начнутся работы по изменению схемы движения, которые по результатам компьютерного моделирования радикально улучшат ситуацию на Северо-Крымской, Труда и Энгельса. Но части автомобилистов придется скорректировать маршруты, потому что новая схема подразумевает запрет нескольких левых поворотов.
Проблема с трафиком на улице Труда признана властями, и о ней критически высказывалась глава города Наталья Котова. Специалисты комитета дорожного хозяйства пришли к выводу, что увеличить пропускную способность можно за счет изменения схемы движения и настройки светофора, тем более, положительный опыт есть на проспекте Ленина. Проблема чувствуется даже на уровне водительской интуиции: например, утром основная пробка начинает пухнуть от светофоров на повороте к зоопарку и ледовой арене «Уральская молния», кроме того, хвост образуется перед пересечением улицы Энгельса с проспектом Ленина.
В течение сентября специалисты анализировали трафик: для этого используются камеры фотовидеофиксации и искусственный интеллект, отличающий разные виды транспорта. Последний собрал статистику, сколько автобусов, легковых машин, грузовиков, пешеходов движется с разных направлений, после чего было просчитано несколько вариантов схемы движения и выбран оптимальный.
Оказалось, например, что утром на проспекте Ленина в районе пересечения с улицей Энгельса фаза зеленого избыточна для умеренного потока по проспекту, поэтому 9 секунд отдали улице Энгельса, в том числе, для поворота налево на сам проспект в сторону центра. Скорректировали и фазы в вечернее время, правда, не так сильно — примерно на 3 секунды. Если утром на этом перекрестке явно выражен эффект маятниковой миграции (направление от Северо-Запада в центр), то вечером поток более разнонаправленный.
В вечерние часы больший эффект должны дать изменения на соседнем перекрестке Энгельса и Коммуны около входа в парк Гагарина. Здесь запрещают левые повороты по Энгельса в обоих направлениях — поток в этих направлениях небольшой, но отнимает у проезжей части целую полосу. В результате существенно облегчается настройка светофора: «вечерняя» фаза в направлении от Коммуны на Энгельса в сторону Северо-Запада продлевается, и это разгружает обстановку как на перекрестке, так и на прилегающих улицах. Автомобили же, которые двигаются от ЮУрГУ в сторону Северо-Запада получаются возможность сворачивать не на улицу Энгельса, а чуть раньше на Энтузиастов: Коммуны на этом участке становится дублером Ленина.
Водителям, которые ехали по Труда в направлении центра и сворачивали с Энгельса на Коммуны в сторону Алого Поля предложат альтернативный маршрут через пустую и широкую улицу Володарского. Таким образом, улица Энгельса разгружается от лишних потоков и становится магистральной.
Похожие меры реализуют и на улице Труда: здесь запретят левый поворот к МФЦ для машин, которые едут со стороны Северо-Запада. Одновременно изменят регулировку светофора на пересечении улиц Труда и Энгельса, обеспечив беспрепятственный поворот налево и разворот по улице Труда. Проехать к тому же МФЦ можно будет как по самой Труда в обратном направлении, так и по территории парковки. Кроме того, этот получится задел на будущее, потому что строительство здания налоговой службы вблизи перекрестка скоро увеличит спрос на левый поворот.
Все светофоры от улицы Братьев Кашириных на маршруте по Северо-Крымской, Труда, Энгельса и до проспекта Ленина переводятся в синхронный режим работы с периодом 120 секунд, что должно создать зеленую волну на всем участке. По расчетам, машины будут скапливаться перед светофорами небольшими порциями, но хвоста, который порой растягивается на три километра, быть не должно.
Важным следствием является и разгрузка участка улицы Труда, где к ней примыкает рукав от Мелькомбината. Здесь сходятся два автомобильных потока, между которыми вклинена выделенная полоса. Ситуацию осложняет и тот факт, что контактная сеть троллейбуса здесь идет во втором ряду, хотя ее планируют перенести правее. Разгрузка улицы Труда должны облегчить выезд машин со второстепенной дороги и снизить нервозность здесь.
Работы по изменению схемы движения начнутся в конце недели, а к понедельнику 17 октября автомобилисты уже смогут оценить их результат. Тем, кто пользовался левыми поворотами к МФЦ на Труда и к улице Коммуны на Энгельса лучше заранее привыкать к новым маршрутам: по расчетам, время в пути для них не изменится, при этом возрастет безопасность.
После появления новых выделенных полос я встречался с замминистра транспорта Александром Егоровым и адресовал ему вопросы, которые читатели присылали в редакцию.