Броня тонка

Троих сотрудников Челябинского металлургического комбината (ПАО «Мечел») мобилизовали, хотя предприятие выполняет гособоронзаказ и его работникам предоставляется отсрочка. К нам обратились жёны военнослужащих, которых вызвали якобы на военные сборы, но меньше чем через месяц отправили к линии фронта. Военные чиновники на местах, по словам женщин, в принципе признают некоторые «недоработки», но рассуждают так: «А что нам теперь, ехать туда и забирать ваших мужей с фронта?».

Все трое мужчин работал в транспортном подразделении внутри самого ЧМК и повестки получили в первую неделю мобилизации: в них было требование прибыть в военкомат и затем отправиться на 15-дневные сборы в Тюменскую область. Всех троих забрали 28 сентября, хотя ещё накануне этой даты комбинат подавал в военкоматы данные о сотрудниках, которым положены отсрочки: они включали и героев нашей публикации.

Как получают бронь на оборонном предприятии

Из-за внезапности объявления мобилизации многие процессы были скомканы. Например, Челябинский металлургический комбинат включили в сводный реестр предприятий ОПК приказом Минпромторга №4070 от 27 сентября 2022 года, то есть за день до мобилизации сотрудников предприятия. А постановление правительства, утверждающее правила получения отсрочки сотрудникам ОПК, вышло 30 сентября. Но есть тонкость: право на отсрочку прописано и в изначальном указе президента от 21 сентября, то есть остальные документы — это, по сути, лишь технические согласования процедуры, которая подразумевалась с первого дня мобилизации.

Как именно оформляется такая отсрочка, рассказал нам военные комиссар Челябинской области Андрей Максуров:

— Руководитель или другое должностное лицо каждого предприятия, которое входит в перечень ОПК, должно прибыть в военный комиссариат либо на призывную комиссию по мобилизации и согласовать с муниципальным военным комиссаром список сотрудников, которым предоставляется отсрочка. Кроме того, этот список должен утвердить председатель призывной комиссии по мобилизации, то есть глава города или района. После этого этот список становится догмой. Если эта работа не проделана предприятием, начинается некоторая нервотрёпка.

Андрей Максуров также упомянул отдельный перечень сотрудников, предоставляемых генеральным штабом, назвав его довольно обширным.

— Но также надо понимать, что на предприятиях ОПК есть люди, которые не участвуют в выполнении гособоронзаказа непосредственно. То есть мы понимаем, что какой-то дворник или охрана — они не участвуют. А вот слесарь, газоэлектросварщик — эти да, незаменимые люди.

А была ли бронь у данных сотрудников?

На Челябинском металлургическом комбинате нам пояснили следующее:

— Указанные работники имеют право на отсрочку от прохождения воинской службы по частичной мобилизации в соответствии с постановлением Правительства. Предприятие в установленные сроки направило всю необходимую информацию в военкомат. Более того, до момента выхода постановления предприятие также уведомляло областной и районный военные комиссариаты о том, что работники, уже получившие повестки, имеют право на отсрочку.

Жёны мобилизованных подтверждают, что комбинат отреагировал на ситуацию оперативно и подал списки сразу, ещё до дня мобилизации.

Позже, 7 октября, уже отчаявшись доказать свою правду в военкомате, супруги всех трёх военнослужащих получили на предприятии справки, в которых указано, что их мужья участвуют в обеспечении производства мобилизационного заказа и Государственного оборонного заказа.

Такая справка, как выяснилось, особенной юридической силы не имеет

Получается, сотрудников загребли незаконно?

Не имея полного доступа к документам, судить сложно, но как минимум военная прокуратура челябинского гарнизона подтвердила доводы, которые коллектив жён отметил в своём обращении.

— В связи с чем в адрес военного комиссара Челябинской области 14.10.2022 внесено обобщенное представление об устранении нарушений закона, в том числе в части допущенных нарушений (ошибок) при призыве, кроме иных, работников ПАО «Челябинский металлургический комбинат» (далее идёт перечисление фамилий — прим. ред. ), — говорится в прокурорском ответе на обращение.

В данном случае, правда, речь о более широком списке фактов, включая, например, отсутствие полноценного медицинского освидетельствования.

Но прокуратура Металлургического района Челябинска нарушений не обнаружила, указав следующее:

— Согласно имеющимся сведениям по состоянию на 10.10.2022 указанные списки граждан для предоставления отсрочки на военную службу по мобилизации из ПАО «Челябинский металлургический комбинат» в военный комиссариат Металлургического района не поступало.

Справка от 7 октября, что все трое мужчин участвуют в выполнении гособоронзаказа, как пояснил нам военный комиссар Андрей Максуров, юридического значения не имеет: комиссариаты ориентируются на списки сотрудников.

В итоге так до конца и не ясно, были ли сотрудники включены в эти списки или нет. Сам комбинат говорит, что были, районная прокуратура — что нет. Военная прокуратура челябинского гарнизона требует устранить ошибки, но на судьбу мобилизованных, судя по всему, это уже не влияет.

«Отправили почти без подготовки»

Евгения, супруга одного из бывших сотрудников ЧМК, рассказывает:

— Мы обращались уже везде, и в прокуратуры разные, и к уполномоченному по правам человека. Нашу правоту вроде бы признают, но, понимаете, в конечном итоге говорят, что все разъяснения должен дать наш районный военком. Я у него много раз была на приёме, но он отвечает: ничего уже сделать не можем, закон не имеет обратной силы. Он говорит: «Вы как себе это представляете — я туда, что ли, должен поехать?». Мол, вот если будет распоряжение сверху, я вам помогу. И вроде бы военная прокуратура нашла основания, но опять же за разъяснением отправляет к военкому, а он снова то же самое. Это какая-то круговая порука: то ли им ошибки признавать не хочется, то ли просто в позу встали.

Муж Евгении проходил срочную службу 10 лет назад в качестве командира связистов, и с тех пор к армии отношения не имел.

— Понимаете, их же призвали вроде бы на военные сборы, и говорили, что там со всем разберутся: и со здоровьем, и с подготовкой. А с 28 сентября я начала во все колокола бить, но везде сплошные отписки. Насколько я знаю, подготовка у них длилась примерно четыре дня: пару раз окопы копали, пару раз постреляли. В общей сложности по разным учебным частям они провели около двух недель, а потом их направили уже непосредственно в зону боевых действий, как я понимаю, без должной подготовки.

На это же, кстати, жаловались и родственники первых погибших мобилизованных из Челябинской области.

Супруг Евгении был якобы вызван на 15-дневные военные сборы

Бюрократический лабиринт отражений

Эта история очень типична, и, подводя итоги первого месяца частичной мобилизации, я рассказывал, что почти все жалобы, сколь бы обоснованными они не казались изначально, тонут в путаной бюрократии процесса. Например, очень неоднозначным остаётся вопрос медицинского освидетельствования мобилизованных.

С большими сложностями столкнулись многодетные отцы, и мы рассказывали историю фермера из села Могильное. Несмотря на решение суда в его пользу и общественный резонанс, вернуть его сразу не удалось.

В Челябинской области идёт агитация среди заключенных исправительных колоний строгого режима, хотя региональный военком критически отозвался об этой практике.

Размытыми оказались и возрастные критерии. Есть примеры мобилизации людей в возрасте более 50 лет.

Много вопросов вызывают и условия содержания мобилизованных в военных частях Урала.

11 Comments

  1. Например, Дональда Трампа должны были призвать в 1968 году сразу после окончания колледжа, но у него неожиданно оказались «пяточные шпоры» (болезнь такая ступней). И Дональд остался дома.

    В том же году должен был попасть во Вьетнам и его непримиримый соперник Джо Байден, но его освободили от военной службы из-за… астмы. Ныне президент забывает о своём заболевании, рассказывая о том, как он работал спасателем и активно занимался футболом в школьной команде.

    P.S. женатых с детьми капитализм со звериным оскалом не брал, так отмазались Билл Клинтон и Дик Чейни

    1. В июне 1966 года во время своей нью-йоркской речи министp обoрoны Р. Макнамара официально анонсировал снижение интеллектуальных и физических требований к поступающим на службу в вooружённые силы СШA. Они фигурировали под аббревиатурой NSM (англ. New Standards Men; люди новых стандартов)

      Например, … Д. Эванс заметил, что «достижения» NSM никак нельзя назвать ни удовлетворительными, ни объективными: по его мнению, они вдвое чаще проваливали базовое обучение и вдвое чаще попадали на скамью подсудимых вoеннoго трибунала.

      С низкими морально-психологическими качествами этого вида вoеннo-служащих иногда связывают широкое распространение в apмии СШA так называемого «фрэггинга».

  2. Вы знаете, если взять наших чиновников и крупных бизнесменов, украинских, китайских, японских, немецких… То, вполне окажется, что они тоже обладают целым букетом заболеваний, при которых ну просто невозможно служить, воевать и отдавать честь, долг, что там еще обычно просят. Такова парадигма человечества. Ну а если уж и вынуждены воевать, то в таких структурах, где опасности меньше всего. Опять же, определенный нюанс: даже в случае взятия в плен обычного рядового можно убить, его жизнь не представляет ценности, но вот богатые люди (чтобы уж совсем не высокоумствовать) обладают для этого вполне себе сносным иммунитетом. Ну и они, как правило, остаются живы.
    Я тут неделю назад читал одно интересное интервью, точнее обзор на ситуацию в Нагорном Карабахе. Приводились мнения двух сторон: политолога армянского и азербайджанского. Даже неважно их мнение о возможном развитии конфликта. Важно другое: то, как идет об этом разговор. В нем нет места размышлениям о человеческих судьбах, трагедиях. Все вполне обыденно, какие-то цифры, логические размышления и все. Получается, что для мирового сообщества, а, в частности, для высокопоставленных лиц, все размышления идут именно на этом уровне, на уровне вполне себе нищем, обывательском: а какая от этого польза определенному кругу лиц? Или конгломерату стран? Личная польза, в итоге, выше всего. И все эти мировые заламывания рук о правах человека, забота о человеках это просто фарс, и неважно, с чьей стороны он разыгрывается. С точки зрения человека фраза «Она утонула» это бесчеловечность и надругательство. С точки зрения менеджера, это всего лишь констатация некоторой потери. Если послушать доклады различных топ менеджеров государств, замазанных в военных конфликтах, то там всегда примерно один сценарий: перечисление субъективных доводов, и вывод — «поэтому мы были вынуждены…» далее подставляются корректные словоформы, чтобы не шокировать людей бесчеловечностью. Но суть всегда одна: мы были вынуждены убивать людей. Борясь с режимом во Вьетнаме мы были вынуждены убивать людей. Помогая населению во Вьетнаме мы были вынуждены убивать людей.

    1. Мне скорее это демонстрирует, что теории заговора это миф и все очень банально. Поэтому неплохо бы учить историю и недавнюю, чтоб понимать как это работает.

      1. Очень просто работает: богатые и статусные, обладающие властью насилуют все остальное население.
        Очень правильная мысль из уст героя «Карточного домика» Фрэнка Андервуда: «Только дебилы и идиоты хотят денег и знаменитости. Мне нужна власть. Именно она дает мне все»

      2. Не вижу никакого насилия (и никаких богатых в больших количествах, которые этим занимаются), которое оправдало бы общественное мнение и равнодушие, скорее нежелание смотреть фактам в глаза.

      3. Насилие может являться таковым, не называясь этим словом. Возможно, это моя невежественность.

      4. Впрочем в Швеции весьма недурной социализм, так что и он может быть ориентиром. Почему нет.

    2. Но Ваша точка зрения весьма близка к Л.Толст-ому он много на эту тему порассуждал, что ни разу не отменяет, что прoкурoр должен быть избранным, иначе как защищать свои права.

      1. Я разговаривал на означенную выше тему с родственниками, изложил им свое видение, они согласились. И я сказал: но это же неправильно, я же не иду с ножом к соседу, если мне вдруг чего-то от него захотелось? И меня поразил достаточно правдивый ответ, который на поверхности: подожди, может и до такого дойти. На самом деле, это же так просто, оскотиниваться. И у разных людей моральная планка и выдержка находится на разном уровне. Вполне возможно, что даже если я сдержусь, то ко мне придет сосед с ножом. А может и наоборот. Нож вполне может быть и не соседский, а с корочками и бумажный. Это все было, жаль, что это все повторяется.

      2. Ээээ так в чем вопрос, пришел и уехал на 10 лет.
        В техасе так и вообще прям на лужайке с ножом можно и остаться не дойдя до соседа.

        Т.е. вопрос то ответственности, если мы стремимся жить в обществе. А мировое это тоже общество.

Добавить комментарий