Китайские машины теперь продают онлайн. Смерть дилерам?

«Тинькофф Банк» анонсировал новое направление работы — онлайн-продажу автомобилей через проект «Тинькофф Авто», причём пока речь исключительно об одной китайской марке Haval. После начала специальной военной операции её модели неизменно входят в топ-лист наиболее популярных иномарок России, поэтому выбор не удивителен. Интереснее другое: а чем онлайн-продажи так уж сильно отличаются от классических, с визитом к дилеру? И означает ли инициатива «Тинькофф Банка», что в обозримом будущем автодилеры уступят место онлайн-площадкам для продажи машин?

Что такое проект «Тинкофф Авто»

При ближайшем рассмотрении он оказывается не таким масштабам: пока это лишь партнёрство банка с одним из дилеров марки Haval под названием Fresh Auto, который представлен в нескольких регионах — в Краснодаре, Воронеже, Ростове-на-Дону и Минеральных Водах. У компании есть также автоцентры в Екатеринбурге, Уфе, Тюмени, Волгограде, Москве и ещё ряде областей, но поначалу проект будет доступен преимущественно жителям юга России.

Haval Jolion входит в тройку самых популярных моделей России наряду с Lada Granta и Chery Tiggo 7 Pro

Базовая стоимость автомобилей при этом не отличается от рекомендованной розничной цены производителя, например, кроссовер Haval Jolion стоит от 1,899 млн рублей, более крупный F7 от 2,299 млн, Dargo от 2,999 млн, а внедорожник H9 от 4,099 млн. Однако «Тинькофф Авто» обещает скидку в 3%, причём цена в договоре будет указана сразу с учётом дисконта. Скидочные программы предоставляют и сами дилеры марки, а в сентябре модель Jolion присоединилась к госпрограмме субсидированного кредитования, обеспечивающей скидку в 20%. При этом скидка работает для автомобилей стоимость до 2 млн рублей, и в этом смысле дополнительные 3% скидки от проекта «Тинькофф» могут быть кстати.

Через новый сервис пока нельзя купить пикапы Great Wall (этот концерн владеет маркой Haval)

 

Так в чем тогда разница?

Её, по большому счёту, и нет: на первоначальном этапе сотрудники проекта «Тинькофф Авто» берут на себя роль посредников при взаимодействии клиента с автодилером, а также с самим банком и другими сторонами сделки. Они принимают заявку, при необходимости организуют тест-драйв, после внесения предоплаты в 10 тысяч рублей начинают процедуру доставки машины. Сроки зависят от того, где именно находится нужный Haval: на региональном складе дилера или на распределительной площадке. Договор купли-продажи подписывается с дилером Fresh Auto, а обслуживать машину и реализовывать гарантию можно у любого официального представителя Haval в России.

В компании «Тинькофф» преимущества нового сервиса видят в следующем:

— Самое главное – отсутствие навязанных допуслуг и переплат. В «Тинькофф Авто» машины продаются по цене производителя, плюс Тинькофф дает дополнительную скидку 3%. Это позволяет реализовывать автомобили по цене ниже рыночной. Мы не навязываем дополнительные услуги, и автомобилист может купить машину без каких-либо других условий, и заплатит при этом цену, установленную производителем или сниженную за счёт нашей скидки.

Great Wall Dargo стоит от 3 млн рублей, скидка за онлайн-покупку составит от 90 тысяч

Доступны и разные услуги, например, машину можно забрать у дилера или заказать её доставку на эвакуаторе до удобного места. Автомобиль можно купить как за наличный расчёт, так и в кредит, кроме того доступна схема трейд-ин.

В целом, новый проект пока завязан на работу с официальным дилером Haval, поэтому не предоставляет опций, которые так или иначе не были бы доступны у самих дилеров, кроме 3-процентной скидки. В перспективе «Тинькофф Авто» может перейти на самостоятельный выкуп машин, но пока выступает, скорее, в роли посредника, курирующего сделку.

Импортёры избавляются от дилеров?

Представители опрошенных нами официальных дилеров Haval смотря на новый проект с известным скепсисом, подчёркивая, что речь не об изменении формата работы китайской марки с дилерами, а о частной инициативе конкретного банка с конкретной дилерской сетью. Продавцы Haval советуют тщательно сравнивать условия продажи, настаивая, что онлайн-покупка может оказаться дороже работы по классической схеме: например, официальные банки-партнёры Haval имеют ограничения по размерам комиссии.

Поскольку продажи всё равно идут через дилеров, представители «классического» автобизнеса не видят угрозы в онлайн-площадках

Но автоэксперты считают, что оценивать проект «Тинькофф Авто» нужно с учётом его перспектив:

— Инициатива не нова, и сами китайские производители не хотят работать в России с дилерами, хотят ориентироваться на онлайн-продажи, — говорит вице-президент «Национального автомобильного союза» Автон Шапарин. — Их можно понять: они не желают делиться прибылью вообще ни с кем. В этом видении дилеру отведена роль партнёра, который занимается обслуживанием автомобиля, а с точки зрения продажи дилер становится этаким «пунктом выдачи Озона» и площадкой для хранения. Это понятная схема, в России вполне реализуемая, и не только китайцами.

Так, в середине октября канал «Китайские автомобили» со ссылкой на собственные источники писал, что китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) разослала автоконцернам предписание «ввиду огромного спроса и по сути безальтернативности китайского автопрома в РФ активизировать извлечение максимальной прибыли через онлайн-продажи, без маржи дилеров и дистрибьюторов». Если верить этой концепции, китайские марки прощупывают почву для работы с российскими клиентами напрямую, без крупных посредников: примерно так мы покупаем более простые китайские товары через онлайн-площадки. Сами дилеры Haval подобные разговоры называют слухами.

Об «аналоговых» привычках россиян

И действительно, прежние попытки продавать машины новаторскими способами в России особого успеха не имели. Внимание к онлайн-сервисам выросло в разгар пандемии коронавируса, и практически все марки настроили функционал сайтов для дистанционного оформления сделки. Но по большей части эти онлайн-продажи были лишь расширением инструментария дилеров, а не самодостаточной процедурой. Одна из проблем, например, связана с отсутствием в России практики прямой продажи автомобилей от производителя (дистрибьютора) клиенту, поэтому даже при онлайн-продаже посредничество дилера оказывается необходимым. Новый сервис «Тинькофф Авто» в этом смысле пока ничем не отличается.

Через онлайн-сервис можно купить рамный внедорожник Haval H9 по цене от 4 млн рублей

Антон Шапарин отмечает и особенности менталитета россиян:

— У нас есть два типа клиентов, цифровые и аналоговые, и для вторых важно наличие автомобильного дилера: они не смогут купить в онлайне в силу цифровой неграмотности, а также потому, что хотят всё пощупать, потрогать, обсудить. Отсутствие независимой автомобильной прессы не позволяет выбрать машину «заочно», почитав статьи, поэтому люди хотят иметь свой опыт.

Однако эксперт отмечает, что именно сейчас условия способствуют налаживанию онлайн-продажи машин:

— Мы видим существенное сужение выбора, а необходимость в тех же тест-драйвах появляется, когда есть вариативность, — рассуждает Антон Шапарин. — А когда есть несколько китайских машин, которые мало чем отличаются друг от друга, к выбору подходишь, как в СССР: просто покупаешь, что есть. Если повезёт, выберешь цвет, если очень повезёт — ещё и комплектацию. С этой точки зрения мы и будем двигаться в сторону онлайн-продаж: это объективный процесс.

7 Comments

  1. Отличная иллюстрация борьбы с западными ценностями в экономике, китайцы отожмут прибыль все до последнего юаня и еще сверху, такое вот импoртoзамещение.

    Кроме того в следующем году почти наверняка в стране будет самая низкая рождаемость за всю ее историю. (Если сегодня начать бороться с западными ценностями, это не значит что у вас завтра расцветут традиционные, может случится с точностью до наоборот)

    1. Дилеры китайских марок действительно жалуются на их бескомпромиссный подход, нацеленный исключительно на выдаивание рынка до последнего рубля. То есть заряжают высоченный ценник, ставят при этом довольно большие планы. На этом фоне европейские и японские марки вызывают лишь приступ нежной ностальгии

  2. Не вдаваясь в подробности ситуации, и вероятностные выводы, полной жопы, даже с китайцами, и их полного слива с нашего рынка.
    Покупка авто у официального изготовителя, или дистрибьютора, в последствии в случае возникновения до судебного урегулирования или судебных тяжб. Это совсем совсем хорошо.
    Нет корявого изготовителя в лице какого нибудь дервейса. И нет претензионной работы с дилером и его бестолковыми как технаря и так юристами.

    1. С чего вдруг? производитель в другой стране, он Вам ничего не должен. Платите предоплатой отгружает на ООО 12, завтра на ООО 14, послезавтра на ООО 15. И ничего никакой суд не сделает, наоборот оптимизация издержек. Денег нет на счетах, зданий нет, ничего нет. Это ж не тесла с ноу-хау, где репутационные издержки дороже, это исключительно увеличение прибыли.

      Вам даже договор могут толком не показать, галочку нажали что согласны и все, хотите платите и получаете машину, хотите нет.

    2. Отвечая на вопросы журналистов, Bл. П. использовал по отношению к руководству Укpаи-ны оборот «укpаинские пapтнeры».

      А Вы вpаги вpаги, вот уже лидер с Вами не согласен. Паpтнepы. То ли еще будет.

  3. Жестокие реалии современного бизнеса: отгородиться от потребителя броней колл-центров и творить обдиралово. Потому как сложно выйти в разговоре за рамки регламента оператора. Сейчас сам мучаюсь с бухгалтерской программой, которая настолько кривая и сырая, что ужас. Попытки что-то доказать операторам сродни разговору глухого и слепого.

  4. Думаю многое процессы можно объяснить банальной конкуренцией. Если дилеры, как явление не могут сделать интересное предложение для производителя, значит эта модель продаж проиграла в конкурентной борьбе. Весь 2021 год мы слушали, как о том какие у них громадные издержки, из-за которых им приходится накручивать треть цены допами. Конкуренция за покупателя отсутсвовала, зато была конкуренция между покупателями за дефицитный товар. Закон спроса и предложения в рыночной системе, конечно должен привести к увеличению цены, но дилеры кинулись в позорную историю допами. И конечно, попутно вся эта возня наносила ущерб репутации производителя. Ну и зачем производителю такой странный пассажир в системе продаж?

    В начале 2021 года я как раз был озабочен поиском нового автомобиля и я просто тупо не мог его нигде купить, я точно знал модель, комплектацию, мне даром не нужны были ни какие консультации и тест драйвы. Не было только машины, за которую можно было отдать свои деньги. Потом машины появились, немного, но появились с кучей условий, допы, кредит, трейд ин, а иначе никак. Я бы с удовольствием купил за деньги онлайн если бы была четкая и прозрачная схема и дела мне нет до дилера с блестящими витринами, красивыми девочками на ресепшене и консультатами, которые знают по любому вопросу, который я им задаю примерно ничего, привет регламентам. В итоге машину я купил, но с одним нюансом, с тест-драйва. Из минусов 1000 км. пробега, остаток гарантии в 3,5 года и 800 км от дома. Из плюсов купил на свои условиях, без допов(на самом деле были коврики и зимняя резина, но во первых они все равно нужны, а во вторых это никак не отразилось на цене) и максимальная комплектация, таких новых на тот момент в продаже по всей стране не было ни одной, кстати. Итого машину нашел на доске объявлений онлайн, также онлайн оплатил и забрал из другого города. Вот и спрашивается зачем мне целых 3 дилера в моем городе? Так что если модель продаж через дилера проиграет прямым продажам от производителя, не очень то и жалко.

    И еще пять копеек про Украину, куда ж без нее сейчас. Мне кажется корни всех наших обид за братскую страну в том что РФ тупо проиграла конкуренцию. Западу было что им предложить и они предложили, вот Украина и «легла» под запад. Предложили бы больше лучше и интереснее, легла бы под Россию, но нечего. Я не про накачивание экономи деньгами даже, как в Белоруссии, скорее про перспективы и возможности.

Добавить комментарий