После годичной паузы в Россию возвращаются программы льготного автокредитования и лизинга. Их условия в одних аспектах стали щедрее, а в других — наоборот. Ниже — ответы на часто задаваемые вопросы о субсидированных автокредитах в 2022 году.
Какие условия новой программы льготного автокредитования?
О них рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. Так, по госпрограммам можно купить автомобили стоимостью до 2 млн рублей — для сравнения, в 2021 году лимит был 1,5 млн рублей. Увеличился до 20% и размер государственной субсидии на автомобиль, тогда как раньше он составлял 10%.
В предыдущие годы действовали программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые требовали, чтобы автомобиль приобретался впервые или автовладелец имел двух и более детей. Теперь же воспользоваться льготным автокредитом может любой желающий. Сохранена и «персональная» скидка для Дальневосточного федерального округа на уровне 25%.
Однако список марок радикально обеднел: если прежде льготные кредиты распространялись практически на все автомобили российской сборки (включая иномарки), то теперь лишь на три отечественных бренда: УАЗ, ГАЗ и Lada.
Отдельной строкой идут липецкие электромобили Evolute, на которые действует увеличенная до 35% скидка (но не более 925 тысяч рублей). Однако выпуск таких машин ещё не стартовал, равно как не известны цены.
Какие модели реально купить через госкредит?
У АВТОВАЗа это — практически весь модельный ряд. Завод сейчас выпускает две модели: упрощённую Lada Granta (от 678 тысяч) и с середины июля — Lada Niva Legend без АБС и подушек безопасности. Выпуск Lada Vesta, судя по всему, возобновится не раньше 2023 года, а судьба моделей Largus и XRAY на франко-румынской платформе пока под большим вопросом. Однако машины ещё можно найти на складах дилеров, поэтому программа действует и для них.
Самая дорогая версия Lada Vesta Sport стоит 1,67 млн рублей, а топовый XRAY стоит 1,63 млн рублей, то есть укладываются в лимит 2 млн рублей. При этом дилеры могут увеличить цену автомобиля за счёт дополнительного оборудования. Но в целом все модели Lada попадают в новую программу.
Основная модель УАЗа, «Патриот», стоит от 1,545 млн рублей, а топовые версии с «автоматом» переваливают за порог в 2 млн рублей, поэтому через госпрограмму можно купить начальные и средние версии автомобиля. В диапазон укладываются и наиболее простые версии с «автоматом». Кстати, в отличие от АВТОВАЗа, УАЗ предложил оригинальную схему, когда клиент может отказаться от ряда опций (АБС, ESP, подушки безопасности), получив за это скидку. Правда, размер её невелик, например, отказ от АБС снижает цену всего на 5 тысяч рублей — сама система стоит в разы дороже.
Возрастные модели УАЗа стоят дешевле: «буханка» — в пределах 1,3-1,4 млн рублей, «Хантер» — 1,4 млн рублей. Выбора комплектаций в этом случае практически нет, так что машины легко попадают в госпрограмму.
Что касается ГАЗа, то он представлен в основном коммерческим транспортом, и для него более актуальной является программа лизинга. Частных покупателей может заинтересовать, например, полноприводный «Соболь», но попадает ли он про программу — вопрос. На официальном сайте ГАЗа цен нет, а обзвон дилерских центров показал, что машины с наличии есть, но цена немногим выше 2 млн рублей, и будет ли она снижена для участия в госпрограмме — неясно. В остальном группа ГАЗ ориентируется на продажу машин в лизинг.
Каковы условия льготного лизинга?
Они скромнее: скидка составляет 10%, но не более 500 тысяч рублей, а список марок также предсказуем: УАЗ, Lada, ГАЗ, КамАЗ и «Урал». Аналогичные условия действовали и в прошлые годы. Ограничений по цене для покупки в лизинг нет, но если машина стоит более 5 млн рублей, скидка окажется меньше 10%.
Сколько сэкономишь на льготном автокредите?
Важно понимать, что речь не о прямой скидке, а лишь о компенсации переплаты по кредиту с учётом по ставок банков, которые будут участвовать в программе. Их точный перечень и условия кредитования пока не известны, поэтому судить об экономии сложно. Можно лишь прикинуть возможные выгоды.
Декларируемые процентные ставки по кредитам различаются сейчас очень сильно, но в качестве ориентира можно взять 15% — это соответствует среднему уровню и лимиту, который ранее устанавливался правительством для участия в таких программах.
К примеру, мы покупаем Lada Granta за 800 тысяч рублей — столько стоят средне оснащённый машины с кондиционером. Пусть первоначальный взнос составляет 200 тысяч рублей. Если воспользоваться обычным автокредитом сроком на 5 лет, переплата составит 257 тысяч рублей, а ежемесячный платёж 14,2 тысячи рублей. Государственная скидка в 20% снижает тело кредита сразу на 160 тысяч рублей, что уменьшает переплату до 188 тысяч рублей, а ежемесячный платёж до 10,5 тысяч рублей.
Обратите, кстати, внимание, что полная экономия оказывается всего 69 тысяч рублей, тогда как формально скидка в 20% — это 160 тысяч рублей. Это происходит из-за «банковского интереса», которые съедает часть выгоды.
На деле экономия может быть ещё ниже, например, в начале 2019 года действовали программы «Первый/Семейный автомобиль», но по факту почти всю выгоду, предоставляемую государством, съедала обязательная страховка.
Это не значит, что программы субсидирования бесполезны, однако выгодны они тем, кто и без программ собирался покупать в кредит. Тщательно взвешивайте их плюсы и минусы для ваших условий.
Хватит ли субсидированных программ на всех?
На субсидирование кредитов правительство выделило чуть более 10 млрд рублей. Если предположить, что средняя стоимость покупаемого автомобиля составит порядка 1-1,2 млн рублей, скидок хватит на 40-50 тысяч автомобилей, и это не считая лизинга и субсидирования покупки электромобилей — с ними, по оценкам Минпромторга, получится стимулировать продажу 80 тысяч автомобилей. В современных реалиях это хорошая величина: например, в июне АВТОВАЗ реализовал около 7,5 тысяч автомобилей. Планы на второе полугодие у завода более амбициозные (до 100-120 тысяч автомобилей), и объем субсидированных программ выглядит достаточным, чтобы подстегнуть рынок.
А цены опять поползут вверх?
Такая вероятность существует: июньская заморозка прайс-листов явилась следствием шквального роста цен на автомобили в предыдущие месяцы, а также охлаждения покупателей. В остальном на авторынке сложилась крайне непростая ситуация, когда дилеры пытаются растянуть остатки машин до конца года, регулируя объемы продаж ценами. Поэтому стоимость на субсидированные автомобили во многом будут зависеть от объемов выпуска «Лады», УАЗа и ГАЗа: если они останутся небольшими и у дилеров не будет полного понимания дальнейшего развития ситуация, они наверняка попробуют «отрегулировать» спрос изменением цены. Не стоит забывать и про условия банков, которые обычно пользуются ситуацией и добавляют «опции» в виде обязательных страховок или комиссий.
Впрочем, если АВТОВАЗ действительно нарастит объемы выпуска и у дилеров будет достаточно машин, поводов к накрутке цен будет меньше.
Как говорится, здоровья умершему:)
Так а кто тут умерший? АВТОВАЗ на безжизненной постапокалиптической поляне сейчас разрастётся буйно, как борщевик )
Сомневаюсь, если честно. Хотя, может и прав. Если лавку с правым рулем и прочим импортом не прикроют, то вряд ли разрастется. Если бы были предпосылки к этому, зачем бы всю эту льготную тему придумали?
Ну, видишь, на рынке складывается колоссальный дефицит, который при пессимистичных прогнозах может достичь миллиона машин — это больше, чем самые влажные мечты АВТОВАЗа+праворульки+серый импорт из ОАЭ.
С импортом полной ясности нет, потому что тема политизирована и зависит от тех же курсов валют. Сейчас рубль вроде неплох, а завтра упадёт, и выгода исчезнет. Плюс Япония может подрезать поставки по политическим мотивам. Какой-то поток пойдёт, конечно, но мы же говорим об огромных объемах, и сможет ли правый руль компенсировать их — это вопрос открытый. Придушат каким-нибудь регламентом и привет.
А в отсутствии конкуренции в низшем сегменте рынка АВТОВАЗ будет себя весьма вольготно чувствовать. «Гранта» стоит 700, а следующая остановка — это условный «Солярис» за 1,5 млн, так что если кому-то нужны не шашечки, а ездить, вариант. Тут же много аспектов: кто-то в принципе старые машины не любит, кто-то к правому рулю предубеждён, кто-то мошенничества боится. А тут новая машина, на гарантии, чай-кофе и телек в зоне ожидания. Ну, подумаешь, что у неё конструкция с 1985 года и АБС нет, зато выглядит почти как веста)
https://www.carwin.ru/japanstats/all/all/?fv%5BKUZOV%5D=all&fv%5BKUZOV_TYPE%5D=&fv%5BYEAR_st%5D=all&fv%5BYEAR_ed%5D=all&fv%5BENG_V_st%5D=&fv%5BENG_V_ed%5D=&fv%5BMILEAGE_st%5D=&fv%5BMILEAGE_ed%5D=&fv%5BCOLOR%5D=&fv%5BGRADE%5D=&fv%5BPOSLINA%5D=&fv%5BPRICE_st%5D=&fv%5BPRICE_ed%5D=&fv%5BRATE%5D%5B%5D=4.5&fv%5BRATE%5D%5B%5D=5
Я не слишком ориентируюсь в ситуации с правым рулём, если честно, но мне кажется пока покупать пустую гранту — не вариант.
Ну, вот смотри сам: более-менее реалистичный конкурент Гранты — это Ниссан Ноут за 543 тысячи, но 2007 года. Гранта с госскидкой будет примерно столько же стоить, да, комплектация нулевая, но зато на 15 лет моложе. Добавь соображения насчёт запчастей и стоимости обслуживания, особенно в случае, если Япония залочит нам все поставки.
В любом случае АВТОВАЗу без конкурентов проще, чем с ними))) Даже при наличии правого руля
Ладно, убедил, но покупать всё равно не буду!) Нет и всё, никаких машин без АБС, пусть изобретают, я пешком похожу, если придётся.
Как, кстати, ремонт Дастера? Всё норм? Запчасти привезли?
Да уже отремонтировали, всё как с завода. Переплатил 175 тысяч из своих, надо бы взыскивать с виновника, но чёт влом)) Наверно взыщу, всё же.
Так а чего влом: юристы всё сделают же, тебе только доки подписать. Наверное, можешь и на суд не являться. Виновник, вероятно, не заплатит сразу, ну хоть нервы попортишь