АВТОВАЗ договаривается с китайскими партнёрами об организации производства машин на бывшем заводе Nissan под Питером, хотя конкретные компании и модели пока не называются. Известно лишь, что это будут седаны и кроссоверы C и D класса, чтобы избежать конкуренции с основной продукцией АВТОВАЗа. Мы прикинули, какие из многочисленных китайских машин подходят под описанные критерии, и сколько могут стоить такие «чайно-Лады». Мы сосредоточимся на седанах, потому что с китайскими кроссоверами всё и так более-менее понятно: указанная ниша C и D класса заполнена продукцией Chery, Haval и Geely, а цены в основном начинаются с 2 млн рублей, и вряд ли АВТОВАЗ с его партнёром предложит что-то радикально иное.
С помощью китайских седанов АВТОВАЗ, судя по всему, постарается занять место ушедших из России автомобилей класса С+ вроде Toyota Corolla, Skoda Octavia, Hyundai Elantra и заполнить вакуум в ценовом диапазоне 1-2 млн рублей.
Вообще китайцы очень любят седаны и в десятке самых популярных моделей в КНР половина мест занята именно такими машинами. Однако ни один из них для российской локализации не подходит, потому что основной спрос в Китае приходится на продукцию совместных предприятий с японскими, европейскими или американскими партнёрами. Например, пятёрка самых востребованных в Китае седанов — Nissan Sylphy, VW Lavida, Toyota Corolla, Buick Excelle (марка принадлежит General Motors) и VW Bora. Часть из этих машин ввозят в Россию параллельным импортом, но вряд ли материнская компания даст разрешение на производство такой модели силами АВТОВАЗа.
Но и своих седанов у китайцев немало, хотя большая их часть заточена под специфические азиатские рынки — это касается и дизайна, и оснащения. Такие седаны пытались одно время поставлять в Россию, но без особого успеха, например, не снискал у нас славы Brilliance H530: в 2016 году версия с автоматом стоила порядка 630 тысяч рублей (то есть недорого для своего класса), но невысокое качество и слабоватые характеристики оставили её в аутсайдерах.
В числе потенциальных партнёров для АВТОВАЗа называли концерн FAW, машины которого продавались в России, хотя популярными не стали. В арсенале компании есть, например, седан FAW Bestune B50 размером с Toyota Corolla на платформе Mazda6 пятнадцатилетней давности. Его двигатель объемом 1,6 л заимствован у Volkswagen, с которым FAW также имеет совместное предприятие. После обновления модель стала симпатичнее, и на местном рынке стоит недорого: 80-120 тысяч юаней, что по нынешнему курсу близко к диапазону от 800 тысяч до 1,2 млн рублей.
Есть и чуть более компактная и доступная модель Bestune B30, цена которой на китайском рынке укладывается в 100 тысяч юаней (то есть в миллион рублей). Ещё дешевле Junpai A70, стоимость которого (без учёта сборов) составляет менее 700 тысяч рублей.
Оговоримся, что приведённые цены для китайского рынка не будут актуальны для России, поскольку при крупноузловой сборке не действуют льготы, которые имели иностранные автозаводы при полноценной промышленной сборке. Несложно прикинуть, что при ввозе машины таможенной стоимостью 1 млн рублей пошлина, НДС, акциз и утилизационный сбор для юрлица составят порядка 600 тысяч, не считая доставки и маржи, то есть в России цена вряд ли окажется 1,6-1,7 млн рублей. Впрочем, АВТОВАЗ и метит в этот диапазон, потому что нишу до 1,5-1,6 млн рублей можно занять топовыми версиями Lada Vesta, производство которой должно возобновиться в этом году.
Вероятным кандидатом на роль партнёра является и компания JAC, которая уже дважды «выручила» российские заводы: в столице выпускается JAC JS4 под названием «Москвич 3», а в Елабуге на заводе Sollers — коммерческие «Джаки». Под критерии АВТОВАЗа подходит, например, JAC J7 (Sehol A5), который уже выпускается в Казахстане на кустанайском заводе «СарыаркаАвтопром». По концепции J7 близок к Skoda Octavia — это лифтбэк длиной около 4,8 метра, который оснащается 1,5-литровым 136-сильным турбомотором. Коробки передач — механическая или вариатор. В Казахстане модель стоит от 8,8 млн тенге, то есть от 1,3 млн рублей. Но даже с учётом единого таможенного пространства в России JAC J7 выходит дороже: без учета скидок — от 1,8 млн рублей. А всего 3 года назад, когда JAC J7 впервые выходил на российский рынок, его прайс-лист стартовал от 900 тысяч…
Из других более-менее привычных россиянам моделей можно вспомнить Changan Eado, который появился у нас ещё в середине десятых годов и уже тогда оставлял неплохое впечатление. Правда, второе поколение этой модели сами китайцы встретили прохладно, и в 2019 году её в очередной раз обновили. Автомобиль размером с Toyota Corolla предлагается с 1,6-литровым атмосферником (135 л.с.) и 158-сильным турбомотором объемом 1,4 литра. Из привлекательных черт — умеренная стоимость, потому что в Китае прайс-лист начинается от 70 тысяч юаней. Это значит, что в России даже с учётом пошлин и прочих сборов можно было бы уложиться примерно в 1,3-1,5 млн рублей, что, с учётом обстоятельств, выглядит неплохо.
Впрочем, АВТОВАЗ может посмотреть и на более компактные машины, например, Changan Alsvin V7 длиной 4,5 метра — это размер Ford Focus III. В Китае цена стартует от 600 тысяч юаней, то есть в теории такая машина в России могла бы уложиться в миллион рублей. Впрочем, у АВТОВАЗа, судя по всему, нет цели демпинговать настолько сильно.
Нельзя не упомянуть и о Chery Arrizo 8, тем более этот китайский бренд хорошо знаком россиянам и завоевал неплохую репутацию. Пока марка представлена в России только кроссоверами, но локальная сборка достаточно крупного седана (4,8 метра) могла бы не только компенсировать нехватку машин С+ класса, но и частично заполнить нишу ушедших из России моделей вроде Kia K5, сборка которого прекращена в Калининграде. Цена Arrizo в Китая при переводе в рубли составляет 1-1,3 млн рублей, то есть у нас такая модель могла бы уложиться в 2 млн рублей. Для сравнения, оставшиеся Kia K5 стоят от 3 млн рублей, хотя они и крупнее. Для Arrizo предлагается два турбомотора мощностью 156 и 197 л.с. в паре с вариатором и преселективным роботом соответственно.
Это далеко не все седаны С/D класса из Китая, но они дают общее представление о потенциальных кандидатах на питерскую сборку. И главный вывод невесёлый: маловероятно, что их цена вряд ли будет ниже 1,5 млн рублей. Китайские «Лады» не претендуют на роль народных машин.
Пока АВТОВАЗ заявляет достаточно скромные объемы выпуска. Порядка 10 тысяч машин должны собрать во второй половине 2023 года (и это в сумме с кроссоверами), но в перспективе нарастить общую мощность до 60-70 тысяч в год, что выглядит неплохим объемом для машин такого класса.
Что касается кроссоверов, то их китайский автопром производит в огромном количестве, но чудес с ценами даже после питерской локализации не будет. Живым примером может служить достаточно скромный переднеприводный кроссовер «Москвич 3» (JAC JS4), базовая цена которого составила 1,97 млн рублей. При этом в Китае его стоимость стартует от 76 тысяч юаней, то есть в России он получается чуть ли не вдвое дороже. АВТОВАЗ, скорее всего, тоже метит в нишу 2-3 млн рублей, где его питерские кроссоверы будут конкурировать с Haval Jolion, Chery Tiggo 4 и Geely Coolray.
Об уходе Nissan из России стало известно в октябре 2022 года. В последние месяцы завод под Питером выпускал три кроссовера — Qashqai, X-Trail и Murano, но не дотягивал до предельных возможностей предприятия: запущенная в 2009 году фабрика была рассчитана на 100 тысяч машин, а в 2021 году произвела только 45 тысяч. Изначально на заводе делали крупный седан Nissan Teana, но постепенно перепрофилировали под выпуск исключительно кроссоверов.
В 2022 году произошёл почти полный крах автосборочного производства в России. Пока единственной предложенной стратегией спасения заводов является выпуск китайских моделей.