Зачем АВТОВАЗу e-Neva

АВТОВАЗ заявил о готовности выпускать российский электромобиль e-Neva на мощностях бывшего завода Nissan в Питере. Впервые об этом глава АВТОВАЗа Максим Соколов заявил в середине января на рабочей встречи с чиновниками северной столицы, а на днях представители завода снова подтвердили заинтересованность. Накануне новый кроссовер был показан президенту РФ Владимиру Путину. При этом большинство из нас о российском электромобиле e-Neva не слышали, так что рассказываю, что это за аппарат.

Пока нет даже полноценных фотографий кроссовера e-Neva: большая часть иллюстраций берётся из видеоролика (он ниже)

Проект был анонсирован в конце 2021 года, а летом 2022 года его автор, концерн «Алмаз-Антей», показал движущий макет, на котором даже прокатился глава Минпромторга Денис Мантуров.

Изначально «Алмаз-Антей» является разработчиком и производителем систем противовоздушной и противоракетной обороны и объединяет более 60 предприятий по всей стране: в Москве, Ульяновске, Туле, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Екатеринбурге и так далее. Разработка автомобилей является для него непрофильной активностью, которая началась на волне требований о диверсификации военных производств: по планам предприятия, к 2030 году доля гражданской продукции должна достичь 50%.

Разработку платформы электромобиля поручили «Обуховскому заводу» концерна, который расположен в Санкт-Петербурге и занимается выпуском оборудования для ракетных комплексов. Кузов и салон проектировал Санкт-Петербургский политех. Кстати, кузов не является несущим, то есть лежащая в основе «тележка» с аккумуляторами и мотором собрана на отдельной раме и может ездить самостоятельно. У автомобилей такая схема применяется разве что на внедорожниках, но у электромобилей весьма популярна.

Шасси нового электромобиля

Кроссовер заявлен полноприводным, с двумя электромоторами на передней и задней осях. Суммарная мощность составляет впечатляющие 435 л.с., а энергии батареи емкостью 90 кВт*ч должно хватать на 463 километра, хотя всё это лишь декларации. Заявлена также гибридная силовая установка, причем не с классическим ДВС, а с электрохимическим генератором на водороде (то есть с топливными элементами). На шасси надевается кузов в классическом для кроссовера стиле, длина которого 4,5 метра, то есть по классу он близок Kia Sportage предыдущего поколения и несколько крупнее «Москвич 3».

Дизайн получился неплохим. Обращает внимание непомерная длина колёсной базы: каков радиус разворота?

Cложно сказать, насколько реалистичен этот проект, потому что разработка находится на стадии ходовых макетов и насколько модель технологична и экономически оправданна — сказать невозможно. Разработчики изначально обещали российскую компонентную базу, что выглядит амбициозно. Собственного производства электромобилей в стране никогда не было, а новые проекты, вроде Evolute и «Москвич 3е», уповают на китайские технологии.

Впрочем, надежда есть. Сам по себе электромобиль проще автомобиля, и наиболее наукоемким узлом считается аккумуляторная батарея. В России для производства тяговых батарей создаётся несколько кластеров, включая проект в Москве и гигафабрику в Калининградской области (проект Росатома). Множатся и заводы по локальному выпуску электромобилей, например, АВТОВАЗ запустит в Ижевске производство электрифицированного Largus, а в Саратовской области начнётся сборка электромобилей FAW Bestune NAT под маркой Alfarus. Есть и другие проекты, вроде самарской Zetta и камазовского микромобиля Кама-1, хотя оба находятся в той же макетной фазе, что и e-Neva. Минпромторг назвал локальный выпуск электромобилей приоритетом ещё в 2021 году и анонсировал инвестиции в эту сферу чуть ли не в триллион рублей. В общем, если практические выгоды от электромобилизации России пока не очевидны (климат всё-таки), то кое-какие политические плюсы просматриваются.

Кама-1 — совместный проект КамАЗа и Санкт-Петербургского политехнического института. Дальше макетов он также не уехал

Вероятно, это одна из причин, почему АВТОВАЗ столь демонстративно предлагает свои мощности под недозрелый проект российского электромобиля — такой пусть выглядит более суверенным, чем выпуск в Питере китайских Lada, на которые, судя по всему, и делается ставка. Свободные производственные мощности в Питере образовались после ухода компании Nissan, которые позже передали в управление АВТОВАЗу. Одна из приоритетных задач — сохранить коллектив сотрудников, поскольку завод простаивает с весны 2022 года. Ожидается, что выпуск китайских автомобилей C и D класса начнётся во второй половине 2023 года. Но в тумане судьба двух более крупных питерских заводов, Hyundai и Toyota, которые уже увольняют сотрудников.

Добавить комментарий