Челябинец Денис искал экономичный импортный автомобиль и планировал взять довольно популярную в России Toyota Prius. Но обнаружил, что из-за особенностей гибридной силовой установки такие автомобили тарифицируются по суммарной мощности бензинового и электрического моторов, что драматично увеличивает некоторые расходы. При этом, например, для чисто электрических машин в Челябинской области действует нулевой транспортный налог, но для гибридов он может быть в десять раз выше, чем для бензиновых машин. Речь о законодательной странности, которую полезно иметь в виду перед покупкой гибрида.
Что такое гибриды? Это автомобили с комбинированной силовой установкой, которая включает двигатель внутреннего сгорания (чаще бензиновый) и электромотор. Есть много разновидностей гибридов, например, так называемые «мягкие»: в них электромотор имеет небольшую мощность и помогает при интенсивных разгонах (пример — Nissan Murano с 20-сильным электромотором). Классические гибриды вроде Toyota Prius имеют сложную трансмиссию, которая позволяет гибко перераспределять потоки мощности от бензинового и электрического двигателя, периодически превращая машину в электромобиль. Ещё более «зелёными» считаются plug-in гибриды, которые имеют аккумуляторы большой емкости и могут подзаряжаться от розетки. Концепция гибридов считалась перспективной в начале века, но сейчас уступает место чистым электромобилям.
Это автомобили с комбинированной силовой установкой, которая включается двигатель внутреннего сгорания (чаще всего бензиновый) и электромотор. Есть много разновидностей гибридов, например, так называемые «мягкие»: в них электромотор имеет небольшую мощность и помогает при интенсивных разгонах (пример — Nissan Murano с 20-сильным электромотором). Классические гибриды вроде Toyota Prius имеют сложную трансмиссию, которая позволяет гибко перераспределять потоки мощности от бензинового и электрического двигателя, периодически превращая машину в электромобиль. Ещё более «зелёными» считаются plug-in гибриды, которые имеют аккумуляторы большой емкости и могут подзаряжаться от розетки. Концепция гибридов считалась перспективной в начале века, но сейчас уступает место чистым электромобилям.
Но акциз оплачивается однократно при ввозе машины, а главные чудеса начинаются дальше. При оформлении свидетельства о безопасности (СБКТС) лаборатории в некоторых регионах стали также суммировать мощности бензинового и электрического моторов, и цифра копировалась в ПТС и другие документы. Ситуация тем более пикантна, что для электромоторов налоговой считается максимальная мощность, обеспечиваемая в течение 30 минут, которая далеко не всегда эквивалентна пиковой мощности электромотора. То есть помимо суммирования показателей один из них ещё и завышается.
Далее эта увеличенная мощность используется при исчислении разных сборов. Насколько они вырастают из-за такого подхода? Зависит от конкретного гибрида, и в каких-то случаях это почти незаметно, в других — очень чувствительно. Вот примеры расчётов.
Гибрид Hyundai Ioniq стоит сравнительно недорого и оснащается 105-сильным бензиновым мотором и 44-сильным электрическим, то есть его суммарная мощность составляет 149 л.с. Но подзаряжаемый гибрид как на фото имеет электромотор в 61 л.с., то есть в сумме с бензиновым получается 166 л.с. При сложении мощностей транспортный налог в Челябинской области увеличивается с 1407 рублей до 8300 рублей, а страховка ОСАГО становится дороже на треть.
Honda Vezel часто везут из Японии, и есть выбор автомобилей ценой до 1,5 млн рублей. В гибридной версии электромотор имеет небольшую мощность в 30 л.с., но сумма со 132 бензиновыми лошадями переводит гибрид в другую налоговую нишу. Транспортный налог в Челябинске за счёт электродобавки возрастает с 1769 рублей до 8100 рублей, а страховка становится дороже на 14%.
А вот экстремальный пример: подзаряжаемый гибрид Toyota RAV4 PHV. Он имеет сразу три мотора, и если мощность бензинового составляет 177 л.с., то в сумме с двумя электрическими (один — на задней оси) получается 306 л.с. Транспортный налог вырастает с 8850 рублей до 45 900 рублей, зато стоимость страховки не меняется, поскольку критическим порогом являются 150 л.с.
Ну, а на вершине пищевой цепи Honda Stepwgn Spada V: по сути, она является электромобилем со 184-сильным мотором, у которой есть бензиновый 145-сильный двигатель для дальних поездок. Такая универсальность в российских реалиях приводит к тому, что транспортный налог возрастает с 1943 рублей до 49350 рублей.
Не все сертификационные лаборатории суммируют мощности моторов, и в России встречаются одинаковые гибриды с разными данными в ПТС. В любом случае, покупая бензоэлектрический аппарат, учитывайте эти особенности. Что касается уже эксплуатируемых в России машин, то нужно просто смотреть на параметры в ПТС: если указана мощность только ДВС, проблемы нет.