Спорная «обоюдка». Разбор ДТП в Челябинске

Очевидная на первый взгляд авария случилась на улице Карла Маркса на перекрёстке с улицей Свободы. Автор видео, Николай, ехал на своей Honda Civic прямо, когда справа от края проезжей части стартанул таксист на Renault Logan. Он попытался сразу же повернуть налево, вытеснив «Хонду» на трамвайные пути, а затем подставившись под удар. В объяснительной таксист написал, что планировал повернуть из левой полосы, но получил удар от автомобиля сзади. Николай же считал вину таксиста практически доказанной, потому что была запись происшествия, однако сотрудники ГИБДД усмотрели нарушения в действиях обоих водителей и признали аварию «обоюдкой». Мы спросили автоюриста, как правильно действовать после таких ДТП.

Таксист, стартуя от правого края проезжей части, обязан был пропустить движущийся автомобиль. Поначалу казалось, что он так и делает, медленно двигаясь по правой полосу. Honda в этот момент сместилась на трамвайные пути, что, кстати, в этом месте запрещено (это выделенная полоса, есть знаки), но манёвр был спровоцирован действиями плавно смещающегося таксиста. Сам Николай говорит, что поначалу думал, будто тот огибает препятствие у обочины.

Но таксист начал выполнять левый поворот, оказавшись поперёк машины Николая. На видео слышна работает антиблокировочной системы, то есть Николай пытался тормозить, но не успел: ситуацию усугубила наледь на трамвайных путях.

Момент, когда такси начинает поворот налево, двигаясь при этом по правой полосе

Что решили в ГИБДД

В приложение к протоколу (на жаргоне — «справка о ДТП») указано, что водитель такси нарушил пункты 8.1 ПДД и 1.5 ПДД. Первый требует не создавать помех другим участникам перед началом движения и поворотом, второй в более общем ключе запрещает создавать опасность и причинять вред кому бы то ни было.

Но и Николаю вменили нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД, который является самым популярным поводом для обвинения водителей. Он требует выбирать скорость исходя из реальных условий на дороге, а при обнаружении опасности тормозить вплоть до полной остановки. Особенно часто этот пункт применяется при авариях с наездом на пешеходов. В случае тяжелых травм или гибели назначается автотехническая экспертиза, которая устанавливает, имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения, проще говоря, хватало ли ему тормозного пути при данных условиях?

Однако в случае мелких ДТП экспертиза не проводится и пункт 10.1 ПДД назначают «на глаз». Николай при этом настаивает, что тормозил, и косвенно это подтверждается звуком работы АБС на видео. При этом в дискуссиях о пункте 10.1 ПДД большую роль играет так называемый момент обнаружения опасности, от которого ведётся отсчёт времени реакции водителя. В данном случае за такой момент можно считать или начало движение таксиста (в ГИБДД, видимо, так и решили), или его резкий поворот налево.

Honda ударила в левый борт «Логана»

Чем плох такой вердикт

Оба водителя получили постановления об отказе в возбуждении административного дела, причём в случае с Николаем бумага была формальностью: наказания по КоАП за нарушение пункта 10.1 ПДД всё равно нет. Что же касается таксиста, то и его действия не посчитали достаточными для назначения штрафа. В народе такие ситуации называют «обоюдкой», когда оба водителя виноваты в равной степени. Николай попытался оспорить это решение, написав жалобу в ГИБДД, но получил отказ.

Автоюрист Лев Воропаев поясняет:

— Когда страховая компания получает приложение к протоколу, где указаны нарушения пунктов правил обоими водителями, она выплачивает каждому половину суммы ущерба с учётом износа. Исключение: если в документе чётко указано, кто из водителей виноват.

Если бы инспекторы усмотрели признаки административного нарушения в действиях одного из водителей, всё могло быть по-другому, считает Лев Воропаев:

— Пункт 10.1 ПДД действительно не предполагает ответственности по КоАП РФ, но в случае с нарушением пункта 8.1 ПДД водителя могли наказать по части 3 статьи 12.14 КоАП — невыполнение требования уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом.

Если бы решение было таким, Николай, скорее всего, получил бы от страховой виновника полную выплату. По мнению Льва Воропаева, такие решения ГИБДД выносит, чтобы избежать их дальнейшего оспаривания в суде и ухудшения статистики ведомства.

Что делать в таком случае

Ещё на стадии оформления ДТП водитель может попробовать добиваться того, чтобы второго участника признали виновным с вынесением наказания по КоАП. Но, разумеется, инспекторы ГИБДД могут занять жёсткую позицию, как в данном случае. Оспаривать решение об отказе в возбуждении дела Лев Воропаев считает не целесообразным.

— Вариант следующий: водитель получает урезанную выплату от страховой и направляет ей досудебную претензию в связи с несогласием, получает отказ, после этого обращается к финансовому уполномоченному (это обязательная стадия), если снова получает отказ, обращается в суд в рамках гражданского делопроизводства, — поясняет юрист.

В гражданских процессах решается вопрос о распределении доли материальной ответственности за ДТП. По мнению эксперта, акцент нужно делать на том, что нарушение пункта 10.1 ПДД, даже если было, не находится в причинно-следственной связи с аварией.

— Шансы выиграть это дело в суде хорошие, потому что в целом Областной суд Челябинской области, и 7-ой кассационный суд соглашаются с такой аргументацией, а вслед за ними и суды первых инстанций, — добавляет Лев Воропаев. — Другое дело, что всё это требует достаточно много времени и усилий.

3 Comments

  1. ну хондовод летел изрядно. и маневрировать (левее брать) не надо было. но вообще конечно таксист виноват.

  2. Частая ошибка, предшествующая авариям — маневр в туже сторону, что и помеха, в итоге их траектории пересекаются. Нужно было, как минимум, начинать тормозить раньше, без маневрирования, чтобы была возможность оценить ситуацию. Так что я бы не сказал, что хондовод совсем не причем.

  3. Ситуация на видео не выглядит опасной, но водитель Хонды вместо того чтобы сбросить скорость и дать дорогу дураку, на что у него были все возможности, упрямо пёр напролом. Нет водительской мудрости, которая ох как нужна на наших дорогах. А по поводу вины, думаю обоюдка вполне оправдана, на рельсы там нельзя, таксист так или иначе со всеми своими нарушениями оказался в том же ряду, впереди Хонды, если ей надо прямо, поворачивающую налево машину нужно объезжать справа, а не слева или ждать пока проедет. А аргумент что не мог затормозить, ну да за секунду до столкновения уже не мог, но вся ситуация была перед глазами.

Добавить комментарий