Перекрёсток улиц Артиллерийской и Ловина недалеко от ТРК «Горки» кажется вполне обычным: он косоват, имеет разделительную полосу, в остальном ничего особенного. Но каждый день здесь возникает напряжённость при повороте налево с улицы Ловина. Одни водители пытаются разъехаться правыми бортами, другие — левыми. Периодически представители двух «школ» съезжаются лоб в лоб и активно жестикулируют. Но как правильно? Мы начинаем проект «Бермудский перекрёсток», в котором будет разбирать подобные очаги напряжённости.
Что говорят ПДД
В общем случае правила не регламентируют траекторию движения при повороте налево. На обычных перекрёстках удобнее разъезжаться правыми бортами: пути встречных машин при этом не пересекаются, а значит, нет риска заблокировать перекрёсток.
Но ситуация меняется, если на дороге имеется разделительная полоса, как в случае с участком улицы Ловина возле «Горок». На подобных дорогах нередко нужно разворачиваться, огибая центр перекрёстка, то есть машины разъезжаются неудобными левыми бортами. Почему?
Пункт 8.6 ПДД требует, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не оказался на стороне встречного движения. Если одна из дорог имеет разделительную полосу, у перекрёстка образуется два пересечения проезжих частей, поэтому при повороте по пологой траектории автомобиль оказывается на встречке при выезде с пересечений. Чтобы выполнить требование пункта 8.6 ПДД, нужно доезжать до осевой линии пересекаемой проезжей части и лишь потом уходить налево. Со встречным потоком в этом случае разъезжаются левыми бортами.
Правда, есть нюанс, который появился в ПДД в 2017 году на волне споров о том, можно ли на таких перекрёстках разворачиваться по малому радиусу? Одно время ГИБДД активно лишало прав водителей, которые срезали путь на подобных перекрёстках, поэтому в Правила добавили пункт 9.1(1). Он чётко проговаривает: выезд на встречную полосу на двухсторонних дорогах запрещён, только если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой или сплошной разметкой. То есть требование огибать центр перекрёстка должно быть наглядно обозначено тем или иным способом. А при отсутствии той же разметки повороты и развороты по коротким траекториям нарушением не являются. Попутно уточним, что на двухсторонних дорогах с четырьмя и более полосами запрещён выезд на встречную полосу для обгона или объезда препятствия (пункт 9.2 ПДД), но это не касается поворотов налево (если разметка отсутствует).
Однако при «пологом» разъезде правыми бортами важно не оказаться на встречной полосе на выезде с перекрёстка, что считается уже нарушением. За него положен штраф в 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП).
Так как разъезжаться на этом перекрёстке?
Комментирует автоэксперт Юрий Панченков:
— Перекрёсток Ловина и Артиллерийской имеют сложную форму, и разделительная полоса здесь идёт только с одной, поэтому сказать наверняка, сколько пересечений проезжих частей у перекрёстка нельзя — это неопределённая ситуация. Но в любом случае в центре перекрёстка нет сплошной линии, которая бы требовала огибать его центр, поэтому разъезд правыми бортами здесь возможен. Но очень важно, чтобы при выезде с самого перекрёстка машина не оказалась на встречной полосе.
То есть в целом допустимы обе траектории, но разъезд правыми бортами Юрий Панченко считает более безопасным:
— Траектории поворачивающих налево машин при этом не пересекаются, нет риска заблокировать перекрёсток, — поясняет он. — Разъезд левыми бортами применяется в основном на пересечениях с широкой разделительной полосой, которая подходит к пересекаемой проезжей части ближе чем на 30 см. В её промежутке обязательно наносится сплошная линия разметка, и хороший пример — пересечение улиц Каслинской и Братьев Кашириных. Но на перекрёстке проспекта Ленина с Энгельса разделительная полоса узкая, разметки в центре нет, поэтому там безопаснее разъезжаться правыми бортами.
Что касается перекрёстка Ловина и Артиллерийской, то внести однозначность могла бы разметка 1.7, обозначающая полосы движения в пределах перекрёстков. Впрочем, в Челябинске её порой наносят так причудливо, что иногда лучше без неё.