С начала «трёхдневной спецоперации» прошло 14 месяцев. Пора бы уж перестать считать их, но хоть какой-то ориентир.
Результаты за эти месяцы сногсшибательны — даже если бы все враги России приложили когерентные усилия, подозреваю, они бы не ослабили нас так сильно. Финляндия теперь в НАТО, зависимость от Китая приобретает нотки колониальности, бизнес стонет, армия и ВПК медленно стекают в чёрную дыру СВО, а зимнее наступление, под которое мобилизовали 300+ тысяч человек, завершается… м-м-м… Как бы сформулировать его итоги, чтобы не нарваться на статью о фейках? Есть функции, которые стремятся к нулю. Функция СВО стремится к Бахмуту, но делает это также неспешно. И для чего Бахмут, собственно, нужен, не очень понятно, ведь за ним — новые и новые рубежи обороны. С такими темпами даже до сомнительной цели взятия ДНР и ЛНР можно идти годами: это не мои оценки, это признания весьма радикальных националистов. Мы увязли и очень крепко. Что вперёд, что назад — везде топь.
О военкорах
Симптоматично, что самыми рьяными критиками Кремля стали военкоры, то есть главные заклинатели вoйны. Почитал на днях манифест из 40 пунктов Стрелкова-Гиркина: хотя мы радикально расходимся с ним в вопросе необходимости СВО как таковой, если брать сугубо военные аспекты, у меня сомнения те же. Эта СВО задумывалась операцией на роговице глаза, под которую нужен был лазерный скальпель, но нашлась лишь бензопила, собранная из запчастей прямо в процессе «лечения».
При этом, читая военкоров, видишь, насколько узок и убог их мир. Это в точности люди из песни Zombie (Cranberries), у которых до сих пор в голове 1916-ый. Необходимость конфронтации, подавления и доминирования стала аксиомой. Жизнь вне вoйны исчезла или потеряла смысл. В этом угаре всё подчинено одной цели: промышленность должна обслуживать ВПК, образование должно оформлять новых бойцов, инакомыслящих нужно давить и уничтожать. Военкоры открывают ту неудобную правду о масштабах растущего под нами кратера, которую Кремль пытается скрывать за своими эвфемизмами. Военкоры не первый месяц стонут о всеобщей мобилизации, и с чисто военной точки зрения, вероятно, её нужно было объявлять ещё прошлой весной. Но Кремлю важно было балансировать интересы. Ему хотелось обдурить диванных патриотов, не спугнув их раньше времени, и он предпочёл представить всё этаким увеселительным сафари. Ведь знай люди о перспективах СВО, о её сроках и её последствиях, они бы не ликовали 24 февраля, не разглагольствовали бы.
Кремль не наказывает военкоров за вынос сора из избы, вероятно, потому что считает их радикализм тонизирующим для общества. Они накручивают паству и щедро высевают хейт, топливо вoйны. Но возможно и другое: Кремль стал заложником разбуженной им же осатанелости. Он снял намордник с пса, но оказалось, что пёс способен огрызаться в любую сторону. И стоит натянуть поводок, как псина кинется на того, кто этот поводок держит. Кремлю удалось задавить антивоенный протест, но если придётся душить ещё и «ястребов», система может затрещать по швам. Ведь получится, что одним нельзя хотеть мира, а другим — вoйны. И чего тогда хотеть?
Накануне украинского контрнаступления звучат призывы окапываться в глухой обороне, причём звучат они в том числе от главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Вероятно, это следствие прагматичного взгляда на вещи, ведь оборона требует подготовки. Но радикальные военкоры, кажется, даже в этом видят проявление слабости и в последние дни выставляют Пригожина апологетом заморозки конфликта. На самом деле, он-то как раз ратует за бескомпромиссный бой, чему посвящено его недавнее эссе. Но военкоры вместе с Кремлём так бояться показать слабину, что готовы на любые выдумки, лишь бы не рушить имидж победоносной кампании. И хуже того, они готовы на любые жертвы. На любые, кроме самих себя.
О священных коровах
Тут нужно отдельно поговорить о «священных коровах» СВО — о диванных Z-патриотах, которые могли бы мобилизоваться добровольно, но не хотят. Кремль бережёт их, ведь это его электорат, и не гонит на СВО силком (ну, только тех, кто попал под мобилизацию). А ведь казалось бы — такая армия вояк с правильным мировоззрением, мотивированных, осведомлённых за всю мировую геополитику.
Пощупал я тут некоторых, всё предсказуемо: кроме обидок на постановку вопроса — ничего по существу. Эти товарищи с первых дней клеили Z на свои машины и объяснили нам про то, как они своих не бросают. Говорили про ужасные угрозы, которые нависли над Россией, и про необходимость жесточайших мер. Им предлагали успокоиться и выдохнуть, но они продолжали накручивать себя и всех вокруг, рассказывая, как они восемь лет провели в муках совести. Они шарахались то от нацистов, то от грязной бомбы, то от секретных лабораторий: фобий там было на дюжину блокбастеров. Окей, господа, если всё так и было — то ваш выход. Облегчите душу. Придите на помощь в тяжёлый для страны момент. Государство по всем каналам собирает контрактников (даже в меню МФЦ появился такой пункт), а если украинское контрнаступление увенчается успехом, то тем паче понадобятся новые вояки.
Я это говорю не для того, чтобы кого-то туда загнать. Мне этого точно не нужно. Хотите моё мнение: нечего там делать. Но если вы, господа «патриоты», согласны с последним тезисом, прекратите кричать, что СВО несёт нам какие-то несусветные блага. Вы или тут, или там.
Это самый простой и очевидный тест на прочность идеалов, на искренность. Вот едет мужик на «Вольво» с Z-наклейкой, и сразу вопрос: кого он спас этой наклейкой? Никого. Если веришь в светлые идеалы СВО, иди туда. А не веришь, так и скажи: ребята, я разочарован. Признание ошибок — это тоже проявление характера, в отличие от лозунгов на митинг-концертах.
Стойкое нежелание иных «патриотов» делом доказывать верность выдвинутой ими же идее говорит лишь о том, что в реальности они не считали эту СВО настолько уж необходимой. Она им нравилась в формате компьютерной игры, где одни человечки истребляют других, а они, заправившись пивком, делают ставки и готовятся пожинать плоды.
Их вполне устраивало, когда государство отправляло в зону СВО военных, а потом мобилизованных. В смертях украинцев они вообще не видели беды. Они всегда готовы оправдать смерти некой высшей целесообразностью. О-хо-хо, усмехались они, не надо излишнего трагизма, люди всегда умирают. Но оказалось, что это не касается их самих. Оказалось, что высшая целесообразность меркнет, когда открывается вакансия надеть сапоги и получить снятый с консервации АК во имя своих же идеалов. Теперь наши интернет-воины всё больше отмалчиваются или уходят в высокую философию. Мол, бои — это всё так, мишура, это для бедных. А я, мать его, интеллектуальная элита, я читаю лидеров мнений. И эти лидеры мне разъясняют, что настоящий торг идёт за кулисами. И вот тут они готовы разливаться бесконечно, обещая скорый результат и райские кущи многополярного мира (ага, с Китаем на холке). Но чтобы оказаться в пекле событий на неопределённый срок — нет, извините, я пас. Вoйна для них: это ментальный фитнесс для самолюбия и ничего более. И Кремль отчаянно пытается сохранить их неприкосновенный статус, вопрос лишь в том, сумеет ли.
Главное противоречие СВО: для достижение результатов, которые грезились «патриотам», нужны такие жертвы, на которые сами «патриоты» в массе своей не готовы.
О противниках вoйны
Радует, что меньше их не становится. Многие эмоционально истощены, но мнения не меняют. Общество в целом ударилось в эскапизм: о событиях на Укрaине по большей части не говорят. Часто это создаёт иллюзию, что ты со своим мнением остался один на планете. Но нет, друзья, вы не одни. Синхронность антивоенных мнений даёт надежду, что какая-то часть российского общества сумела противостоять даже массированной промывке мозгов. Да, в современной России говорить страшно и рискованно, но возможность сохранить себя остаётся. Чего будет дальше, не знаю, но пока не теряемся.
Спасибо, за то что продолжаете писать на тему СВО. Практически со всем согласен. Поймал себя на мысли, что в этой позиции, оценках и перспективах за 14 месяцев ничего и не изменилось, только ход событий превратил многие предположения в уже свершившиеся факты. А вот апологеты войны не раз уже переобулись со сменой лозунгов, целей(которые всё никак не нащупать), и прочих конспирологических метаний.
Да, особенно забавно наблюдать, как самые ярые апологеты войны опровергают (или, по крайней мере, не подтверждают) основные тезисы Кремля, спровоцировавшие поддержку войны среди диванных зетов. Скажем, тезис о нацистах на ранних этапах качался по полной программе: каждый зет лично видел татуированного парня с безумным взглядом. А вот Евгений Пригожин, несколько ближе к расположенный к линии фронта, таковы не видел. Пруф (ближе к концу записи) https://t.me/concordgroup_official/635
Мне кажется все уже давно забыли о нацистах. Пугает, что риторика о защите мирного населения, по сути, сменилась риторикой на истребеление украинцев и как не удивительно Z-публика её радостно поддержала. Заходили кого то спасать и освобождать, а через 14 месяцев просто уничтожаем и захватываем.
Забыли, да. Это и показательно. То есть сначала пропихивали это в глотки, как неоспоримый факт, а потом бац — уже и нет. Тот же Шойгу обзванивал лидеров разных стран со страшилками про грязную бомбу? Ну, и чо? Где?
Мне тоже кажется, что фокус сейчас сместился к тезису «Донбассцы просили о помощи, своих не бросаем». Но прося о помощи, они точно такие формы имели в виду?
Я вот представляю ситуацию зеркально. Ну, вот я чем-то недоволен в России, окей. Но это наша внутренняя проблема. В страшном сне я не буду призывать неких «своих» прийти и раскатать тут всё катком, втянув меня в бойню с неопределённым сроком годности.
Я уверен, что были и те донбассцы, кто просился в Россию. Ну, а у нас наверняка есть те, кто не прочь присоединиться к арабскому миру или, допустим, к Европе. И что, на этом основании давайте попросим кого-то прийти и этих несогласных «освободить»? Само желание кого-то куда-то присоединиться — весьма шаткий повод, чтобы начинать мясорубки.
Потратив малую толику бюджетов, можно было обеспечить желающим присоединиться к России донбассцам такую возможность, построить для них дома на территории РФ, обеспечить работой, садиками, школами. Но это для тех, кто действительно считал положение безнадёжным. Думаю, что таковых было не 100%. Зато сейчас прелести СВО вкушают все поголовно, пока «спасители» сидят перед телеками и ждут феерической развязки.
Что за бред в современном мире идти кого-то освобождать. Кто-то кого-то где-то держал? В мире до 24 февраля 2022 передвижение по миру было простым и приятным и ни каких проблем переехать куда душе угодно не было. В том числе и в Россию.
У меня родственники переехали в Росиию из Казахстана в 2000 году. Там были как раз все полюбившиеся проблемы. Нищета, отсутствие работы, национализм… и это в северных областях, где традиционно русских было большинство(что-то неуловимо напоминает). Переехали в Белгородскую область, встали на ноги, живут, внуков воспитывают. Теперь правда клянут украинцев и поддерживают СВО, т.к. они знают, они всё это уже видели. Но вот сильно сомневаюсь, что они хотели бы, чтобы их вот также освободили в 2000-м.
Тут недавно ЯРиК писал, что если вызовут повесткой — обязательно явится. Вопрос в другом, почему те кто поддерживает все это, причём активно, не идёт в первых рядах? Почему многие индивиды топят за это больше всех с дивана (или агитки на машины лепят), а «повестки» предлагают делить на всех??? Это уж молчим про то, что мобилизации вроде как вообще не должно было быть, а теперь электронно можно повестки вручать. Согласен с Артемом — перспектива одеть сапоги отрезвляет, риски осознаются, и жертвовать какими-либо собственными интересами зет не хотят, даже ради самой важной геополитики. А вот чужие жизни сравнить со свой собственной ну видимо как-то плохо получается. Или там какие-то другие люди по ту сторону тв-картинки.
А что касается однокашников, своих, там наши пацаны работают, нужно поддержать и т.д. А почему нельзя хотеть что бы вернулись свои пацаны домой, что бы это все прекратилось? Почему вы за своих-то не бьетесь в плане их снабжения, сохранения жизней и т.д? Фраза из песни «мы за ценой не постоим», для меня какой-то ужасающий контекст приобрела. Коллективный Кучера, который за ценой не постоит, своих поддерживает, но свои собственные интересы важнее.
Вот эти вот «наши пацаны», «мои ребята» и т.д. меня страшно коробят. Еще в интервью с Кучерой прям бомбило. Какие они ваши, блять? Не дохуя на себя берете, геополитики и стратеги хуевы? У нас в коллективе был один Z-ник, тоже говорил про наших пацанов, но к его чести собрался еще в мае и пошел. Вот в его случае я еще могу понять такие слова. Но никак не от ездунов до ленточки.
Кирилл, Владимир, абсолютно разделяю посыл. Спросить бы «наших пацанов» там, чего они хотят: лайков в соцсетях или домой живыми вернуться?
Вся эта доморощенная поддержка СВО напоминает схему очистки совести: я отправил на Донбасс спальник, вопрос закрыт. А те, кого эти поддерживали загнали на СВО, живут месяцами в окопах в ожидания украинского контрнаступления, но патриотам на них пофиг: они же посылку оформили, совесть чиста.
Спасибо Артем! Уже несколько месяцев стараюсь ничего не читать и не пропускать через себя, понимая что просто на нерв и отчаяние уйдут последние силы и гос машина найдет на меня и повестку, и статью и если надо швабру с кувалдой…А тебя почитаешь и кажется сразу что это просто зимнее время, нужно просто дождаться весны и она придет хотим мы того или нет, и вроде сразу понимаешь что зазеркалье это там, а правда в нас?
>>>> и кажется сразу что это просто зимнее время, нужно просто дождаться весны и она придет хотим мы того или нет,
Никита, привет! Всё, конечно, супер непредсказуемо, но на уровне интуиции чувствую, что путинский мир становится всё более неустойчивым. Вопрос времени, когда это затрещит по швам. Тут другой ещё вопрос, что дальше. И никаких особенно иллюзий у меня нет: дальше будет плохо, Путин всё обставляет так, чтобы его уход принёс стране максимум бед. С другой стороны, если люди уже очнутся от этого дурмана, если хотя бы в самом обществе появится желание выбраться из ямы, думаю, морально уже будет легче. Так что важно нам не потерять надежду.
Да как же её не потерять, когда ЯРиК вон обещал во вторник ответить, но обиделся и всё, пропал.
В запрещённой сети под этим постом бывший РОП немецкой премиум-марки высказался. Он топит за СВО, и его друзья тэгнули, мол, ну что, идёшь? От ответил в таком ключе: мол, войны не только на передовой выигрывают, тыл тоже важен. Помогает, чем может. Лучики добра на фронт посылает.
Да таких пруд пруди. У них вообще никакого диссонанса. Мол, а чо? Загнали быдло в окопы, ну и чо, пусть воюет за святое дело. А мы не быдло, у нас тачка в кредит и детишек надо в детский лагерь устроить.
Эта «элита» ставит себя особняком от общества, втянутого в войну. Они как бы защищены неким «тайным знанием». Они все очень прошаренные, всё знают, о планах Путина, о новом разделе мира, о своей роли в нём. Для них это вообще норм: кто-то воюет, кто-то плоды пожинает, а они сторону выбрали.
А если всё это закончится фиаско, эти же самые люди будут пиздеть, как они сразу видели тыщу изъянов и в душе были против. Скоты, чо.
А ещё один наш коллега в «Вагнер» записался. Я с ним особо не близок, в душу лезть не хочу, с общими знакомыми разговаривал. Поскольку у него отец военный и сам он был за СВО, думал, там чисто идейные мотивы (что, если закрыть глаза на ситуацию, было бы по-своему красиво). Но оказалось, что мотивация больше денежная, плюс некий кризис среднего возраста, потеря смыслов… Короче, даже не знаешь, как к этому относиться, но есть ощущение, что будет разочарован… Тем более без опыта военной службы вообще (читай — сразу в «рабы»).
Я тут ролик один видел: на улице проводили опрос, патриот ли ты. Задают вопрос: «на что готовы ради страны, готовы ли помочь в этой операции?» Ну и ответы: да, я готов, я патриотный патриот. Ему говорят: вот, мы формируем список, давайте, запишем вас, в случае мобилизации, вас первыми призовем. Какое резкое изменение решения, как быстро меняются люди в своих решениях. Некоторые безо всяких слов просто нажимают на обе педали и скрываются в закате.
Парад двуличия и лицемерия. Ну если ты не готов рисковать за идею, то почему считаешь, что твоя жизнешка важнее сотен других и пусть эти другие страдают за эту сомнительную идею?