Ценовая политика АВТОВАЗа. Иск-фейс-палм.

Сейчас будет пост с левым уклоном. С одной стороны, всё понимаю, с другой бомбит. Дилеры начали получать обновлённую Lada Vesta с её «икс-фейсом», посмотрел я на цены, попытался сдерживаться себя… Но, блин, это фейс-палм. Отсюда — нижеприведённая авторская колона, наверняка небезупречная, но вот как есть. 

Да не обманет нас рекомендованная розничная цена Lada Vesta в 1,24 млн рублей, которую декларирует АВТОВАЗ. Закрывая глаза на то, что такой ценник для Vesta в принципе кажется диковатым, нужно ещё убедиться, что такие автомобили будут доступны без навязанных опций и прочих препон. У менеджеров АВТОВАЗа будет хороший аргумент: «Ну, зачем вам автомобиль без магнитолы да с 90-сильным мотором?» В остальном, кстати, комплетация базовой «Весты» кажется вполне разумной, потому что имеет кондиционер, подогрев сидений, АБС, подушки безопасности и разные мелочи, то есть совсем уж пустой не является. Но вот будет ли она выпускаться в достаточных количествах — вопрос. Пока не увижу, не поверю.

На досках объявлений появились предложения дилеров с указанием цен, близких к минимальным, но в основном стоят пометки «На заказ». Бизнес-модель привычна: приходит человек за базовой «Вестой», а уезжает на машине за 1,7 млн в кредит

Думаю, реальных покупателей будут склонять к версиям ценой в районе 1,5+ млн рублей, которые просят за средне оснащённые Vesta с парктроником, обогревом лобового стекла и 106-сильным мотором. А топовые версии с мультимедийной системой Enjoy Vision Pro в исполнении SW Cross (универсал с увеличенным просветом) стоят без малого 1,7 млн рублей. И здесь нужно учитывать отсутствие у них части оборудования, которое появится позже и поднимет планку цен ещё сильнее: это и 1,8-литровый мотор, и китайский вариатор, и система стабилизации. Добавим к этому традиционную манеру АВТОВАЗа повышать стоимость моделей несколько раз в год (та же Granta за весну прибавляла дважды), и получается, что когда АВТОВАЗ выйдет из своего внепланового корпоративного обморока в конце июня и обеспечит стабильный выпуск «Вест», мы уже свыкнемся с мыслью, что ценник в 2 млн рублей — это ещё по-божески.

АВТОВАЗ в очередной раз перешел под контроль госструктур, а потому такой ценник выглядит издевательским. Например, до всех событий средний размер ипотечного кредита в моей родной Челябинской области составлял 1,9 млн рублей, то есть как бы бюджетную Lada Vesta предлагается покупать примерно по цене недвиги. Возникают кое-какие ассоциации из юности: в 90-х цены на квартиры и машины тоже в какой-то момент сравнялись.

Можно посмотреть по-другому: китайский BAIC U5 Plus, который собирают в Калининграде, стоит от 1,7 млн рублей. Он крупнее Vesta (это одноклассник Toyota Corolla и Kia Cerato) и имеет лучшую комплектацию (мультимедиа, камера заднего вида и ESP уже в базе). Я в данном случае не сравниваю, какая из машин лучше, потому что тест-драйв BAIC U5 Plus ещё впереди. Но если следовать логике рынка, иномарка более высокого класса, которая собирается в России отверточным методом (то есть с минимальными льготами), должна стоить дороже Lada Vesta. Пусть она тоже зависит от импорта, но не на столько же! Недавно я брал на тест Kaiyi E5, базовые версии которого должны стоить в районе 1,7 млн рублей, и это всё же другой уровень относительно Lada Vesta, тем более в упрощённых исполнениях.

Kaiyi E5 пока предлагают только в топовых комплектациях — за 1,959 млн рублей, но скоро появятся версии с ценником, как у максимальных исполнений Lada Vesta. Оснащённость у них близка, а сам Kaiyi E5 крупнее, имеет независимую заднюю подвеску и вариатор

В цивилизованном мире принято, что автомобиль должен стоить 6–12 месячных зарплат, тогда он не будет обременением. В таком случае, по логике маркетологов «Весты», народ в России получает 120–250 тысяч в месяц. Смешно? Совсем нет. В 2022 году в России появилась новая высокооплачиваемая работа, и АВТОВАЗ как бы намекает, что нужно уделить ей этак 8–10 месяцев, и новенькая Vesta c яндексовским планшетом ваша. Это, к слову, о том, какие приоритеты ставят обществу.

Конечно, у вазовцев свои аргументы. Они расскажут, как стали заложником тяжёлой ситуации, как целый год переносили производство Lada Vesta из Ижевска в Тольятти и переделывали модель, ища замену компонентам, которые поставляли партнёры Renault. Они приложат авиабилеты бесчисленных командировок в Китай, где с миру по нитке собирали на АБС. Ещё они расскажут про долги в 100 млрд рублей, частично оставшиеся в наследство от Renault. В нормальных обстоятельствах я бы даже принял такую логику. Ну да, бывают кризисы, у них своя экономика. Плюс есть коллектив завода и пресловутый город Тольятти, у которого один путь — вдоль конвейера.

Но давайте проговорим это вслух: АВТОВАЗ монетизирует своё без пяти минут монопольное положение в сегменте массовых автомобилей. Пользуется тяжёлым положением страны. Монетизирует ситуацию с циничностью частной корпорации. В Тольятти уже 30 лет играют по законам рынка ровно до тех пор, пока рынок не огрызнулся. Едва это происходит, как маска надменности слетает и предприятие позиционирует себя чуть ли не социальным приютом. Альянс с Renault в этом смысле действительно ломал парадигму и выглядел честной сделкой, но увы…

Lada Vesta получила новый и довольно симпатичный интерьер с мультимедийной системой от «Яндекса» в топовых версиях. Но есть и следы упрощений, например, подогрев сидений теперь одноступенчатый, а круиз-контроля нет

В принципе, цена Lada Vesta действительно рыночная. Я хорошо представляю, как её назначали. Есть Lada Granta за 690–950 тысяч и есть самые доступные «китайцы» с ценником в районе 1,7 млн, очевидно, что Lada Vesta должна заполнить промежуток между ними. Но мы же не забываем, что эти условия созданы во многом искусственно. Например, китайские автомобили по пути из КНР дорожают чуть ли не вдвое из-за пошлин и логистики. А ещё не забудем, что АВТОВАЗ — это не единственный, кто требует поддержки. Можно обсуждать, нужен ли среднему человеку условный BMW X6 (он явно избыточен), но простенькие машины уровня «Лада Веста» — это точно не роскошь. Это способ доставить ребёнка в неудачно расположенную школу. Это возможность не мёрзнуть на остановке в городах, где швах с общественным транспортом. Это транспорт для обитателей пригорода. Это, наконец, вопрос доступности такси. Какой ценник нужно установить за поездку, чтобы отбить амортизацию автомобиля стоимостью 1,5–2 млн рублей? Напомню, что пока таксисты донашивают «Полики» и «Солярисы», купленные плюс-минус вдвое дешевле.

А вот как менялась стоимость Lada Granta за последние десять лет

Стоимость Lada Vesta имеет важное значение для рынка в целом, ведь она задаёт минимальную планку и для китайских компаний. Раскованность тольяттинских маркетологов облегчает задачу китайских «друзей» по дальнейшему выдаиванию россиян и укреплению финансового благополучия банков. И дальше уже вопрос: а должен ли АВТОВАЗ учитывать интересы за пределами чистого маркетинга? Допустим, что не должен. Но пусть тогда и государство не учитывает столь дотошно интересы его коллектива, например, разрешит ввоз доступных китайских автомобилей. Каких? Ну, например, Changan Alsvin, аналог Hyundai Solaris, который в Китае стоит в районе 50–60 тысяч юаней (550–670 тысяч рублей), в России — от 1,65 млн.

Попутно можно вспомнить про сборку иномарок, которую также стимулирует наличие пошлин, утилизационных сборов и прочих мер «поддержки отечественного производителя». Да, до событий 2022 года сборочный автопром был важным сегментом экономики, но мы его, увы, потеряли, откатившись в этом вопросе лет на 20 назад. А потому, как и 20 лет назад, ограничения на ввоз иномарок вызывают сплошной негатив.

Но все всё понимают. АВТОВАЗ — это такая скрепа, что пусть люди лучше пешком ходят. А если кому дорого, в продаже есть ВАЗ-21099 по 100 тысяч.

6 Comments

  1. Вот как раз про утильсбор хотел написать комментарий. Был недавно в Абхазии, поразился какие там классные тачки: очень разнообразные и по российским меркам дорогие. Совершено убил не старый еще додж-пикап, который переделали под «мини-воровайку» и он теперь возит навоз и камни…

    И это на фоне полнейшей разрухи в стране, где даже в центре сквозь дома растут деревья, а на стенах все еще следы от пуль, хотя война закончилась довольно давно…

    Заехали на авторынок, а там цены чуть ли не вдвое меньше российских. Но становятся примерно такими же, если машины расстамаживать, регистрировать и проч.

    И ладно бы раньше такие пошлины можно было бы объяснить желанием развивать отечественный автопром (пусть и за счет людей, но когда мы не скидывались на госпроекты). А сейчас это точно не перебор? Мы что поддерживаем, китайский «москвич»?

    1. Формально-то у нас всё идёт по плану, просрали один автопром, по тем же лекалам строим новый. В принципе, тот же «Автотор» или бывший калжуский Фольц перейдут на полновесную сборку рано или поздно, но это в любом случае очень длительные процессы, и опять локализация после всех усираний будет где-то на уровне 1/5 или 1/3, а львиная доля всего будет везтись из Китая, и по-сути, кормить китайскую экономику. Прежний сборочный автопром был во многом компромиссным, но ново-китайский будет ещё более компромиссным. И да, на этом фоне вопросы, так ли нам надо его развивать, если мы способны одним взмахом пера перечеркнуть весь прогресс за четверть века.

      Я ещё готов смириться, что какие-то пафосные тачки облагаются пошлинами. Но сейчас вопрос уже переходит в разряд критических, потому что тупо машины стали недоступны, и если уж мы пестуем АВТОВАЗ столько лет, то именно ради того, чтобы в тяжёлые времена он заполнил нишу минимально-достаточных авто. Но нет же, зарядили ценник, как у Ауди Ку5, при том, что Веста постепенно устаревает.

  2. Страна не создана для развития, страна существует для выдаивания. На текущий момент, такой темп начинает набирать, как умирающий, который уже чувствует, что все, его минуты сочтены. Но всеми силами пытается вдохнуть еще каплю воздуха, затолкнуть в глотку еще кусок, еще, еще…

    1. Описанный тобой эффект по дорожному строительству заметен: какая-то реально инфраструктурная агония с перспективой того, что все эти мегастройки в какой-то момент застрянут по «объективным причинам». Что будет само по себе очень печально, потому что тут в Челябе и М-12, и М-5 ждём (да и метротрам тоже), но Пригожин вон уже во всю разгоняет, что хватит дороги строить, стране танки нужны

Добавить комментарий