Почему в Челябинске смог? Это провал эко-проекта?

На бумаге — чуть ли не двукратное сокращение выбросов. А в реальности вот такие картинки почти каждый день

Во время недавней жары Челябинск чуть ли не каждый день задыхался от смога, хотя город уже седьмой год участвует в проекте «Чистый воздух». Я попытался вникнуть, почему декларации чиновников так сильно расходятся с показаниями нашего носа.

Вообще я не любитель гнать волну по поводу челябинской гари: всё же город у нас сложный и промышленный. Но последние дни тема сама просится на перо вместе с мелкодисперсной пылью, которая усеивает внутренний подоконник моего балкона также, как десять лет назад. Сколько тёплых вечеров было испорчено газовыми атаками — не сосчитать. Выйдешь прогуляться и тут же тянет домой написать что-нибудь злое (окей, тут сделаем поправку на характер и спутанность сознания ввиду отравления токсинами).

И при этом Челябинск участвует в нацпроекте «Чистый воздух», да что там участвует — берёт на себя рекордные обязательства и, что интересно, якобы выполняет их. Почему же тогда воздух в городе вызывает флешбеки из Первой мировой, когда солдат вражеской армии травили газами? Если не слышали о самом экопроекте, ниже будет инфоблок, а далее разберёмся, почему ситуация действительно плачевна.

Проект по спасению челябинского воздуха вырос из нацпроекта «Экология» и его подпроекта «Чистый воздух». Челябинск вошел в список 12 городов, где планировалось сократить на 20% совокупные выбросы от всех наземных загрязнителей (закон 195-ФЗ). Основу для этого проекта создали четырехсторонние соглашения, которые с 2019 года заключали крупные предприятия с региональным правительством, Росприроднадзором и Минприроды. Соглашения были подписаны с 16 региональными предприятиями, из которых 9 находилось в Челябинске или поблизости — это ЧЭМК, Цинковый, ЧКПЗ, ЧТПЗ, завод «Техно», ЧМК, «Мечел-Кокс», завод «Минплита» и Коркинский разрез (ООО «Промрекультивация). Помимо федерального экопроекта Челябинск создал и свой собственный. Он материализовался в виде 33 двухсторонних соглашений между областным правительством и главными загрязнителями города. Из челябинских предприятий, кроме перечисленных выше, новые соглашения подписали заводы «Сигнал» и «Оксид», Челябинский завод металлоконструкций, «Донкарб Графит» (электродный завод), группа «Конар», «ЧТЗ-Уралтрак», ПАО «Фортум» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4) и расположенный в Копейске, но близкий к нам «Завод «Пластмасс»». Предприятия обязались инвестировать в новое оборудование и устранять наиболее опасные источники выбросов, что, в числе прочего, облегчало и выполнение федеральных требований.

Минус 45. И точка

Предполагалось, что в период с 2017 по 2024 годывыбросы в городах-участниках проекта «Чистый воздух» снизятся на 20%. Но Челябинск ещё в начале правления губернатора Алексея Текслера взял на себя повышенные обязательства — сразу минус 31,5%. В прошлом году планку подняли до сенсационных 45,5%, хотя оказалось, что речь шла не о дополнительных обязательствах: просто большая часть предприятий декларировала снижение выбросов с запасом, и когда в правительстве сложили все «цифры впрок», вместо 31,5% получилось 45,5%.

Так, может, мы зря паникуем? Ведь когда это двукратное снижение будет достигнуто, мы ощутим разницу, разве нет? Оказывается, что нет. У меня перед глазами комплексный план челябинского экопроекта, подписанный вице-премьером Викторией Абрамченко в 2022 году. Из приведённых в нём таблиц следует, что из 45,5% снижения выбросов 40% уже достигнуто в 2021 году, и оставшиеся 5,5% — это план на период 2022-2026 годы (то есть одна девятая от общего числа). Если в 2017 году выбросы фиксировались на уровне 211 тысяч тонн в год, то к концу прошлого они якобы уже были 127 тысячи, а за оставшееся до 2026 года снизятся лишь на 5,7% от первоначального значения. То есть вроде как экологический рай уже без пяти минут (процентов) наступил.

Аналогичную картину видим в отчетах главного загрязнителя воздуха (по объемам выбросов) — Челябинского металлургического комбината («Мечел»). Если в 2017 году выбросы составляли 68 тысяч тонн, то сейчас они порядка 50 тысяч тонн, и за будущие годы предполагается снижение лишь на 2 тысячи тонн. Кстати, нынешние цифры контрастируют, например, с показателями 1990 года, когда фиксировалось по 268 тысяч тонн: то есть предприятие вроде как за тридцать лет сократило выбросы более чем в пять раз (тут сказалось и закрытие мартеновских печей, и общее падение объемов производства).

«Мечел» обязался сократить выбросы примерно на треть, и к настоящему моменту план якобы выполнен на 90%. То есть в ближайшие два года не нужно ждать радикального снижения выбросов именно на ЧМК: вопрос считается почти закрытым

Проще говоря, по чиновничьим метрикам экологический проект Челябинска уже почти реализован. И воздух, которым мы дышим сейчас — это примерно тот же воздух, что будет в конце двукратного снижения.

Конечно, есть оговорки. Например, после начала СВО крайний срок сместили с 2024 на 2026 годы, и если тот же «Мечел» ведёт работы и показывает журналистам результат, то ферросплавный завод (ЧЭМК) играет в молчанку и обещает лишь уложиться в новые сроки, но не более того. Между строк читается, что экопроект настолько не приоритетен в сложившихся обстоятельствах, что наши запросы руководство ЧЭМК не удостаивает внимание. Может быть, они достигнут сногсшибательного прогресса к 2026 году и мы все вздохнём с облегчением? Ну, верить никто не запрещает, но пока я, как журналист, вижу полное нежелание комбината обсуждать эти вопросы.

При чём тут свалка

Откуда вообще берутся красивые цифры сокращённых выбросов, которые якобы уже упали на 40%? Продавать их публике очень помогает проект рекультивации челябинской свалки. Он, безусловно, стал важным достижением, но он же обеспечил львиную долю рекордного сокращения выбросов в 2018-2021 годах, как бы сняв нагрузку промпредприятий. Суди сами: ликвидация свалки якобы уронила выбросы на 63 тысячи тонн в год, а от промпредприятий требуется их сокращение на 32 тысячи. То есть закрытие свалки сразу обеспечило 2/3 успеха, позволяя промпредприятиям снижать выбросы куда меньше осреднённой величины в 45,5%.

Вот так выглядело место бывшей городской свалки на автодороге «Северный луч» ещё в 2021 году

Итак, ждать 2026 года бесполезно: по большей части, мы уже дышим «очистившимся» воздухом. Почему в Челябинск по-прежнему душегубка?

Заводы коптят на СВО

Ответы чиновников мы знаем: сказываются лесные пожары и неблагоприятные метеоусловия, засуха и пыльность, автомобильный транспорт и неучтённые выбросы (сады, шашлычники, карликановский карьер и прочее). Не забудем, что если тот же «Мечел» подробно освещает ход своего экологического проекта, то ряд заводов продолжает играть в молчанку, а их выбросы, вероятно, уже учитываются в «плане Абрамченко» как сокращённые. Не забудем также, что пока экопроект Челябинска не учитывает специфический состав вредных веществ, и многие мероприятия нацелены на улавливание пыли (что само по себе важно), но есть и более опасные вещества, которые даже в меньших количествах наносят большой вред. Но учёт их выбросов — это пока отдалённое будущее.

По цифрам проект «Чистый воздух» почти реализован, но, если верить субъективным ощущениям, он потерпел фиаско. Кто-то скажет, что субъективные оценки в таких вопросах роли не играют. Такому человеку я предложу поселиться, например, в хлеву, ведь разница с пятизвёздочным отелем — исключительно субъективная. Подумаешь запах: главное, спальное место есть.

Фундамент для системы аспирации литейного двора доменного производства ЧМК

На это накладывается усердие заводов. По данным «Росстата», производство изделий из металла за год выросло на треть, а загрузка мощностей металлургических предприятий близка к 100%. Многие заводы работают в режиме «газ в пол», и кому-то этим газом дышать.

«Чистый воздух 2.0»?

Получается, Челябинску нужен новый план? Да, и он даже существует. Помимо прямого сокращения выбросов наш город участвует в эксперименте по их квотированию, настолько сложном и запутанном, что даже посвящённые не могут в двух словах объяснить его принципы. Суть примерно в следующем: специалисты Росприроднадзора выполнили так называемые сводные расчёты и установили квоты на выбросы для отдельных предприятий таким образом, что в любой момент в любой точке города все показатели укладывались в ПДК. Этот проект буксовал ещё с 2020 года, и всё ещё находится в стадии разных согласований. Предприятия получили квоты, торгуются, разрабатывают планы, отчитываются, но до реальной работы не дошло. Добавляет скепсиса крайняя закрытость темы, например, данные о выданных предприятиям квотах не публикуются (это же коммерческая тайна). В условиях СВО и смещения сроков проект наверняка пробудет в подвешенном состоянии ещё какое-то время, хотя формально Госдума приняла очередные ужесточающие поправки. Но ужесточать неработающие законы — это всё равно что умножать на ноль.

Было ещё одно полезное начинание: требование оснастить все предприятия датчиками, фиксирующими реальные выбросы загрязняющих веществ в прямом эфире (а не расчётным путём, как делается сейчас). Это, например, облегчило бы контроль за предприятиями в периоды НМУ, потому что пока сокращение выбросов фиксируется лишь косвенным образом без учёта специфического набора компонентов, которые могут иметь разную опасность для здоровья. Проект обсуждается много лет, но лишь в апреле 2023 года президент РФ подписал соответствующий закон, а до реализации в лучшем случае 2,5 года. Сами предприятия пока лишь разводят руками: собственное производство таких датчиков в России ограничено, импорту мешают санкции…

Когда датчик спорит с нюхом

Ещё один нужный, но несколько застопорившийся проект — центр экомониторинга, открытый в 2021 году. Сама идея независимой оценки качества воздуха в разных точках города выглядит абсолютно разумной (вот сайт проекта). Однако пока данные плохо коррелируют с субъективными ощущениями, и даже в дни ядовитого тумана система по большей показывает нормативное состояние воздуха. Этому есть много объяснений, но мы не сдвинемся с мёртвой точки, пока цифры не сойдутся с ощущениями. Ведь зачем нам градустник, показывающий +20, если от мороза отваливается нос?

Центр экологического мониторинга использует весьма дорогое и точное оборудование. Но проблема, скорее, с визуализацией результата и его соотносимостью с субъективными ощущениями

Не то что бы проект «Чистый воздух» оказался совсем бесполезным, нет. Скорее, это первый шаг на длинном пути. Как минимум, «Чистый воздух» заставил власти и предприятия всерьёз обсуждать качество воздуха в Челябинске и согласовывать шаги, необходимые для его улучшения. Но большого прорыва пока не случилось, а значит, Челябинску нельзя останавливаться и уже сейчас нужно думать о проекте «Чистый воздух 2.0». Иначе даже достигнутый прогресс рассеется в тумане очередных НМУ.

Добавить комментарий