В России наблюдается беспрецедентный интерес к подержанным автомобилям: по данным агентства «Автостат», за пять месяцев 2023 года реализовано 2,25 млн автомобилей с пробегом против порядка 300 тысяч новых. Это значит, что соотношение подержанных машин к новым достигло семикратной величины, что значительно выше докризисных уровней. Например, в 2017 году этот коэффициент был 3,3 единицы, то есть с тех пор удельная доля «бэушек» выросла вдвое, как подскочил и спрос на японские праворульные машины.
Объем вторичного рынка по итогам пяти месяцев 2023 года возрос сразу на четверть. Май и вовсе установил локальный рекорд: было продано более полумиллиона подержанных машин, что в полтора раза больше, чем в мае 2022 года. Последний раз столь высокая активность на вторичке наблюдалась ещё до начала СВО, в конце 2021 года, и тогда триггером был пост-ковидный дефицит машин.
А при чём тут Куба? Остров Свободы прославился на весь мир колоритностью своего автопарка, который даже в наше время пестрит старомодными американскими и советскими автомобилями. Причины этого похожи на те, что разрушают авторынок России: в 1959 году постреволюционная Куба попала под эмбарго США, поставки машин в страну прекратились, а гражданам запретили продавать автомобили, выпущенные после 1959 года. России подобный сценарий в чистом виде не грозит, потому что страна обладает собственным автопромом плюс поставки продолжает Китай. Но полпути до кубинского варианта мы всё-таки прошли.
Резкое увеличение цен на первичном рынке толкает вверх и стоимость б/у автомобилей. Их средняя цена достигла 1,385 млн рублей, превысив прошлогодний показатель на 15%. За эту осреднённую цену сегодня можно купить, например, относительно свежие Renault Logan/Sandero, а из машины в возрасте до 5 лет — Skoda Rapid, Kia Rio или Renault Duster.
Рейтинг марок и моделей
Уже который месяц в лидерах вторичного рынка отнюдь не «Лады», а Ford Focus: он перепродается в количестве более 10 тысяч штук в месяц. За ним идёт Hyundai Solaris, а далее лучшая из «Лад» — ВАЗ-2114. Следом расположилась Kia Rio, и, кстати, если сложить её результат с «Солярисом», то дуэт корейских близнецов был бы лидером вторичного рынка (это ведь, по сути, одна модель). Большим спросом на вторичке пользуется неизменная Toyota с моделями Corolla и Camry, а также прочие модели «Лады», включая ВАЗ-2107, который продаётся в количестве почти 9 тысяч автомобилей в месяц. И это — спустя полвека с дебюта первых «Жигулей».
Lada же предсказуемо лидирует в зачёте марок, за ней расположилась Toyota (в том числе, за счёт праворульных экземпляров), далее Kia и Hyundai, а замыкает пятёрку Nissan.
«Китайцы» буксуют
На первичном рынке чайнакары бьют личные рекорды, и их доля приближается к 50% от общего числа проданных машин. Поэтому всё чаще возникает вопрос, реально продать китайский автомобиль на вторичном рынке? Пока новости не слишком обнадёживающие: продажи «китайцев» на вторичке стагнируют, и за первые пять месяцев было куплено 42,5 тысячи машин из КНР, что соответствует уровню прошло года. Доля китайцев на вторичном рынке по-прежнему ничтожна: лишь 2%. По итогам же первых четырёх месяцев продажи китайских автомобилей на вторичке и вовсе упали.
Большая часть спроса приходится на «китайцев» в возрасте более 10 лет: они обеспечивают половину всех продаж. Чайнакары пока выбирает небогатая клиентура, которая ищет иномарку по низкой цене. Например, Chery Tiggo (T11) в возрасте 10-13 лет стоят в средне около 400 тысяч рублей (есть и дешевле): это вдвое меньше, чем новая Lada Granta в бедненькой комплектации.
Из китайских автомобилей на вторичном рынке наибольшей популярностью пользуется бренд Chery, за ним следует Geely, потом обанкротившийся Lifan, далее Great Wall и Haval, Впрочем, этот рейтинг не говорить о ликвидности марок: «Чери» лидирует, потому что продаётся дольше и активнее других марок уже почти 20 лет. А тот же Haval пришёл в Россию лишь в 2014 году, поэтому и на вторичном рынке его меньше.
Постепенно растёт интерес к китайским машинам новой волны, например, доля чайнакаров в возрасте 3-6 лет увеличилась за год с 10 до 18%. Но вот продажи китайских трёхлеток наоборот сократились, что связано, скорее, с отказом продавцов расставаться с достаточно свежей машиной. Интересно, что в случае со многими китайскими автомобилями цена перепродажи выше, чем стоимость новой машины в год покупки. Например, по данным «Автостата», трёхлетний Chery Tiggo 4 стоит сейчас в полтора раза больше, чем три года назад стоил новый.
Последнее обстоятельство справедливо и для других моделей. Например, Toyota Corolla турецкой сборки (такие поставлялись в Россию) в 2019 году в версии с вариатором стоила в районе 1,4-1,5 млн рублей, максимум — 1,7 млн. Сейчас автомобили этого года продаются в основном за 2 млн рублей.
Электромобили разменяли тысячу
Из других экзотических тенденций — увеличение спроса на подержанные электромобили: в мае их купили более 1000 штук, и сегмент демонстрирует уверенную динамику. Лидером был и остаётся Nissan Leaf, занимающий почти 60% рынка, на втором месте Tesla Model 3, а вот третьим идёт «параллельный» Hyundai Kona. Остальные модели электромобилей на вторичном рынке расходятся в штучных количествах.
Кстати, растёт и рынок новых электромобилей, которые в мае купили в количестве 861 штуки — абсолютный рекорд для России. Но список востребованных моделей отличается от рейтинга вторичных моделей: из общего — только Tesla Model 3. В остальном среди новых электромобилей спросом пользуются ввезённые параллельным импортом Volswagen ID.4 и ID.6, а также продукция липецкого Evolute (в основном седан i-Pro). Недавний тест электрического «Москвича-3е» показал, что машины с таким приводом уже не кажутся безнадёжными.
Старый анекдот: своими контурами Тюменская область похожа на Францию. Больше на Францию она ничем не похожа. Скорее всего, мы тоже будем похожи на Кубу в нищете.