«Возврат отстрела — это фейк». О бездомных собаках

Основным методом контроля бездомных животных по-прежнему остаётся ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат)

Госдума приняла в окончательном чтении поправки к закону «Об ответственном обращении с животными…», который регулирует работу с бездомными собаками. Выход этих поправок особенно ждали те, кто ратует за возврат отстрела или усыпления собак, и в апреле 2023 года активно обсуждались инициативы, дающие региональным властям такие полномочия. Но в финальную часть законопроекта наиболее радикальные идеи не прошли, и умерщвление собак за редким исключением по-прежнему запрещено. Наиболее значимые изменения: это расширения полномочий местных властей и запрет самовыгула домашних животных.

«Нынешние подходы — это коррупция и халатность»

Депутат Государственной Думы Владимир Бурматов рассказал, что в ходе обсуждений отклонили семь инициатив, так или иначе легализующих эвтаназию бездомных собак. Против них активно протестовали зоозащитники. По словам депутата, расширенные полномочия регионов должны учитывать главный принцип закона, что работа с безнадзорными животными ведётся гуманными методами. Поэтому новости о том, что новая редакция закона 498-ФЗ якобы разрешает отстрел животных, он назвал фейком.

— Есть множество мероприятий, которые регионы теперь могут теперь проводить для решения проблемы: например, они могут использовать не только приюты, но также пункты временного содержания, передержки, то есть более эффективно расходовать средства, — пояснил Владимир Бурматов. — Они могут заниматься мониторингом численности популяции, льготной стерилизацией животных, их регистрацией и так далее, но все мероприятия должны чётко соответствовать законодательству РФ. Предельно чётко.

Он добавил, что эти меры могут регулироваться как региональными законами, так и постановлениями правительств субъектов РФ, приказами отраслевых министерств, высшими должностными лицами региона.

Нынешний закон допускает эвтаназию животных, но, во-первых, они в любом случае должны поступать сначала в приют, а во-вторых, умерщвлять их разрешено в случае непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного, если это подтверждено специалистом. Методы должны гарантировать быструю и безболезненную смерть.

— Есть карантинные ситуации по бешенству, например, и режимы чрезвычайных ситуаций, когда законы допускают эвтаназию животных, но это закрытый перечень, и «мероприятия», какие имеют место в Челябинске в городском бору, где ходит человек, стреляет собак и добивает их кольями, недопустимы, — продолжает Владимир Бурматов. — И если кто-то из чиновников надеялся, что принятие поправок к закону спишет эти преступления и признает их нормой, то нет, это не норма. А когда власти региона заявляют, что тратят 330 млн рублей, а потом закрывают глаза на беспредельщика в центре города, то это коррупция и халатность.

Владимир Бурматов убеждён, что власти Челябинской области должны активнее применять меры по борьбе с беспризорными животными, например, вводить ответственность за самовыгул и проводить льготную стерилизацию. По его мнению, расширенные полномочия позволяют полностью ликвидировать проблему.

«Разработаем новый порядок»

В Челябинской области порядок работы с бездомными животными определяет Министерство сельского хозяйства. В ведомстве нам рассказали, что сейчас предстоит принять новый порядок обращения с такими животными с учётом изменений:

— Сегодня на территории области работа с безнадзорными животными строится на основе системы ОСВВ и деятельности частных и государственных приютов, — добавили в Министерстве сельского хозяйства. — В соответствии с новым федеральным законодательством она дополнится новыми нормами, связанными с запретом свободного выгула питомцев вне специально оборудованных мест, и другими нормами.

В приют попадает много щенков. У них есть шанс обрести хозяев: это одна из функций приюта

В министерстве добавили, что на территории области работают более 30 частных приютов, в которых содержатся более 3000 животных. Есть и два государственных приюта под Челябинском и Магнитогорском на 1400 мест. При этом, по данным самих муниципалитетов, в области насчитывается не менее 11 тысяч бездомных кошек и собак.

— В год через систему ОСВВ проходит уже не менее 5700 бездомных животных, а до строительства госприютов эта цифра была на уровне 3000 животных, — продолжили в Министерстве сельского хозяйства. — Сегодня только в Сосновском государственном приюте в месяц стерилизуют более 100 собак, вся процедура осуществляется с видеофиксацией. За приютом закреплено 15 муниципалитетов, ещё 9 муниципалитетов закреплено за госприютом в Агаповском районе. Сегодня есть необходимость достроить третий государственный приют в горно-заводской зоне (в Катав-Ивановске), работа в этом направлении ведётся.

В этом году контракт стоимостью 7 миллионов рублей на поимку бездомных собак в Челябинске выиграл ИП Скородумов Е. А. Оставить заявку можно по телефону +7 931 106–67–65.

Как запретили отстрел

До 2018 года в России практиковался отстрел и усыпление бездомных животных, но такой подход критиковали за чрезмерную жестокость. Бытовало мнение, что контракты на отстрел способствуют развитию коррупцию, поскольку контролировать процедуру сложно. Умерщвление животных запретили в конце 2018 года с введением 498-ФЗ. С тех пор основным методом стал так называемый ОСВВ: отлов, стерилизация, вакцинация и возврат собак в среду обитания. Такой подход также подвергался критике, в частности, за низкую эффективность отлова и увеличение стай чипированных собак. В 2021 году обсуждался возврат отстрела животных, но законопроект отклонили. В то же время доработали закон 498-ФЗ, разрешив приютам оставлять собак на пожизненное содержание, даже если они не проявляют агрессии. Поклонники метода ОСВВ отмечают, что его необходимо использовать в комплексе с другими мерами, например, льготной стерилизацией домашних собак и запретом на самовыгул. Последние изменения в 498-ФЗ расширяют полномочия местных властей в этой области.

Труп бездомной собаки, обнаруженный нами возле реки Миасс (Мелькомбинат) в мае 2023 года. Ранее множество трупов было найдено неподалёку в городском бору (фото Дарьи Пона)

Скандалы с появлением стай бродячих собак случаются регулярно. Другая сторона проблемы: нелегальный отстрел бездомных собак, часто — с элементами садизма. С весны в Челябинском городском бору орудует неизвестный, с крайней жестокостью убивающий собак.

Что думают о методе ОСВВ эксперты?

Мнения по вопросу очень контрастны. Мы собрали выдержки комментариев разных специалистов: полные версии можно увидеть по ссылкам.

Президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев считает метод ОСВВ лишь «ограниченно годным»:

— Программы ОСВВ хорошо работают на замкнутой территории, где есть теплый климат и кормовая база, но Челябинск и Екатеринбург — это точно не теплые острова в океане, чтобы принять такой подход, — объясняет он. — Чтобы программа работала, нужен усиленный контроль и продуманная система, где каждый член цепочки ОСВВ понимает свою ответственность.

Если отлов проводится выборочно, на улицах остается много фертильных сук и численность бездомных собак восстанавливается очень быстро, однако дальше не растет. Популяция восстановится до тех пределов, которые позволяют территория и наличие пищевого ресурса. Если изымать быстро и одномоментно более 80% бездомных собак, можно добиться их сокращения на улице.

Руководитель приюта «БиМ» Татьяна Порошина делает особенный акцент на необходимости оставить приток новых собак, особенно щенков:

— Люди едут из деревень, едут на заводы, по пути бросают щенков. Это какой-то бесконечный поток. Мы стерилизовали их кучами, но что толку? Везут — и выкидывают снова. А программа ОСВВ рассчитана не на год-два, и при систематическом применении лет через пять за счет стерилизации и естественной убыли поголовье бродячих собак в Челябинске сократится.

Этого пса по имени Антошка, который жил в городском бору, жестоко убили этой весной. По словам зооактивистов, он был стерилизован и чипирован, но потерял бирку с уху. Антошка отличался мирным характером и к людям не подходил

Член Общественной палаты Челябинской области Евгений Савченко убеждён, что закон необходимо менять:

— Действующая редакция закона, ориентированная на максимально гуманное отношение к бездомным животным, к сожалению, не учитывает фактические финансовые возможности региональных и муниципальных бюджетов и не гарантирует регионам выделение достаточных средств для исполнения обязательств из федерального бюджета. Всё это привело к ненадлежащему исполнению норм закона. В результате, на общественных пространствах территорий начали появляться стаи агрессивных бездомных собак и фиксироваться случаи их нападения на людей. В том числе, с трагическими последствиями, вызвавшими хлесткое недовольство в обществе.

Общественник Александр Агарков подчёркивает, что большинство здравомыслящих людей выступают не за эвтаназию, а против выпуска собак на волю:

— По сути, эвтаназия нужна не как основной метод, а как исключительный, когда уже строго возникает дилемма: на улицу или «на радугу» («на радугу» — так зоозащитники называют гибель собак — Прим. авт.). Речь про агрессивных животных, которых невозможно пристроить. Разумеется, никто не собирается усыплять собак, которым можно найти новых хозяев или место в частном приюте.

Многие эксперты сходятся во мнении, что первоисточником проблемы является приток новых особей за счёт выброшенных щенков, поэтому одним из методов борьбы называют массовую стерилизацию домашних животных, особенно живущих в частном секторе (кроме породистых собак с родословной).

С конца прошлого года под Челябинском заработал первый государственный приют, где проводят стерилизацию и чипизацию собак, а агрессивные особи оставляют на дожитие. Я делал репортаж из этого центра.

Недавно в Челябинской области ввели штрафы за ряд нарушений, связанных с содержанием домашних собак, например, за прогулку без намордника.

Добавить комментарий