Эта незаметная милитаризация

Пока россияне отдыхают, думский принтер шлёпает один за другим законы, которые сделают нашу жизнь не столь беззаботной. Нас ждут электронные (заочные) повестки, штраф 30 тысяч за неявку в воекомат, запрет на вождение и множество других ограничений для уклонистов от службы/мобилизации. Изрядные штрафы готовят для работодателей, которых обяжут сдать своих работничков и технику военкоматам по свистку. На 5 лет увеличен возраст пребывания в резерве и расширен возрастной коридор призыва на срочную службу, а обещанное ранее поднятие минимального возраста срочников с 18 до 21 года не состоялось (хе-хе, кто бы сомневался). Если кто-то надеется откосить от мобилизации по здоровью, оставьте чаяния: какие-то гарантии даёт лишь категория «Д», но она означает фактически инвалидность. Категория «Г» даёт лишь отсрочку, а категории «А», «Б» и «В» считаются полностью годными к мобилизации (для срочников критерии другие).

И думаю, это только начало. Дух новых поправок в том, что каждый боеспособный россиян должен стать собственностью армии. Он должен лежать на военном складе, пока не возникнет потребность зарядить им пушку, после чего система сработает с чёткостью затвора: сейчас его смазывают лучшими депутатским маслами. Если иные законопроекты согласовываются годами, тут темп прямо-таки кавалерийский: профильные комитеты, услужливо изогнувшись, шлёпают одно предложение за другим. С разгорячённых языков капают соки преданности. Не осуждайте депутатов: это раболепие — от страха, который пронизывает сейчас всех, кто не успел спрятать голову в тёплый пляжный песок. Переслушайте «Скованные одной цепью» Наутилуса.

Альтернативой отправке в горячие точки будет работа на одном из оборонных предприятий, в силовых структурах, судимость или (всё более сложная) эмиграция. В остальном мужчинам нужно быть морально готовыми к походу в военкомат, сначала для уточнения данных, потом — чтобы отдать долги за тех, кто втянул страну в эту великолепную историю. Уклонистов ждёт «де-социализация»: примерно так в позднем СССР боролись с инакомыслящими, ставя людей в унизительное положение. Кто-то ломался, кто-то нет — как сказал один из комментаторов-юристов, время простых решений прошло.

И не важно, будет ли мобилизация этой осенью, зимой, следующей весной или ещё через год. Детали мы в своё время узнаем, но воспетая патриотами «трёхдневная СВО» превращается в явление настолько затянутое, что шансы остаться без ног, кажется, предоставят многим, у кого эти ноги имеются. Ну, рано или поздно.

Кто-то надеется, что СВО скоро закончится. Всё более опасливо помахивая Z-флагом, они грезят, что до них самих или их детей руки воекоматов не дотянутся. Может, они в чём-то правы. Если брать острую фазу, не исключено, мы увидим какую-то разрядку в течение года-двух, какой-нибудь шаткий «Минск-3». А дальше? Столь фундаментальные изменения в законах готовят страну не к месяцам, а словно к десятилетиям конфликтов, когда подпитка армии должна идти быстро и безропотно. Все должны согнуться в три погибели: если наука — то ракетная, если медицина — то катастроф, если образование — то через призму военизированной идейности. Ничего другого России будущего, похоже, не нужно: главное, генофонд будущей армии и ВПК.

Пока остаются лазейки. Например, уголовная ответственность для уклонистов ещё сравнительно мягкая и де-юре исключает отправку на фронт (прошлогодние практики не берём: они же были незаконными, но об этом тс-с-с). Не удивлюсь, если скоро осуждённых по статье 328 УК РФ будут вполне официально загонять в штрафбаты, используя плюс-минус как рабов.

А самое страшное, что все привыкнут. Народ проглотил одну мобилизацию, вероятно, проглотит и следующие. Постепенно смирится с мыслью, что СВО — это такая социальная лотерея, в которой одни отправляются на повышение, другие — в вечный путь, с почестями. Обществу некогда размышлять, а уж тем более вырабатывать позицию: оно отдыхает на черноморских побережьях, переживает из-за подросших цен на бензин и смотрит «Барби».

Похоже, всё действительно идёт по плану.

18 Comments

  1. Ульянов в январе семнадцатого года:
    «Мы, старики, может быть, не доживём до решающих битв этой грядущей Эволюции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодёжь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей …»

    Ну может хоть таким авторитетам в литературе доверяете? )))) тут вроде все сходится как надо

  2. Страшная реальность рисуется и самое страшное, что по мнению управителей государства(вершителей судеб) ты перестаешь себе принадлежать. Вспоминаю в детстве читал книжицу » В мире металлов» и тогда меня поразила срочка, буквально на всю жизнь в память врезалась: «Нагревать до тех пор, пока кинжал не засветится, как восходящее в пустыне солнце, затем охладить его до цвета царского пурпура, погружая в тело мускулистого раба. Сила раба, переходя в кинжал, и придает металлу твердость.» Это о закалке оружия в древности. Но меня тогда поразило, как ради одного кинжала можно убить человека, да не абы какого, а молодого здорового мускулистого, т.е. по тем временам самого самого.

  3. И еще закручивая гайки власть стирает преграды перед протестами. Теперь можно дискредитировать армию и сесть, избежав мобилизации. Или сесть уклонившись от мобилизации. Или мобилизоваться и умереть. Такой себе выбор и протесты тут не худший сценарий. Неужто и дискредитирующих армию на фронт додумаются отправлять?

    1. Думаю, не исключен вариант с отправкой на фронт и дискредитирующих армию, скажем, для физических тяжелых работ. Оружие им можно и не доверять, а в остальном рабы пригодятся.

      А что до протестов… Сценарий бархатных революций, на который ставил Навальный, уже не сработает: власти слишком готовы, а население слишком напугана. Думаю, если власти где то перегнут палку, возможна вспышка массового спонтанного недовольства в регионах или стране в целом, но, кажется, власти учитывают это. Проблема российского люда в том, что он не хочет вникать в проблемы «того парня». Его тригеррит, только если ему бензин подорожал, а если соседского мальчишку в закрытом гробу привезли, он сделает скорбную гримасу для приличия и пойдет огород поливать

  4. Курей прибирать пойдет.

    Да я не про бархатные революции, а как раз про выбор одного человека. Запротестовать и оказаться в тюрьме по статье, которая как бы показывает, что ты неблагонадежен в бою может оказаться лучшим вариантом. Хотя наши власти возможно не будут вникать в такие мелочи.

    Сейчас команда Навального, кстати, одна из наиболее радикально настроенных частей оппозиции.Там явно не на бархатную революцию ставят.

    1. Выбор одного человека — это, наверное, не про современную Россию. Умение делать личный выбор — это скилл, который нужно «прокачивать», воспитывать в людях. Если бы изначально люди готовы были критически подойти к этой войне, то её бы и не было: общество бы не приняло тезисы февраля 2022 года. Но раз оно приняло, то после стольких сеансов выученной лояльности и беспомощности ждать можно только бунта из-за шкурного недовольства.

      Вообще люди как будто уже и ждут тайком, что эта СВО как-то закончится и Путина куда-нибудь задвинут. Но именно тайком. Вслух и даже про себя они этого не формулируют, но втайне надеются, что какой-нибудь Пригожин решит всё за них. Сделает как-нибудь так, чтобы всё стало «не страшнее ОРВИ». А я думаю, что это неправильно. Такое общество так и останется пластилином, из которого не Путин, ну так Пригожин, Стрелков или кто-то из силовиков будут лепить свои безумные идеалы. Россия заслужит каких-то положительных перемен, если она в массе своей скажет своё слово, но мы далеки от этого. И я не обязательно про кровавые бунты говорю, скорее, про синхронное прозрение, которое проявляется потом в массе мелочей. Не уличные бунты, а сопротивление в каждом шаге, чтобы Кремль был парализован в действиях, чтобы в обществе появилась чёткий запрос на отказ от тупикового насилия и полной милитаризации. Вот тогда может быть… Но, поправьте меня, мы пока далеко от этого.

      А Навальный… Я бы уже не надеялся. Он и в прежние времена не апеллировал к массам, а сейчас его команда сыпет какими-то невнятными расследованиями про дочек и зятьёв, которые, по-моему, уже никому не интересны (могу ошибаться, но…) При этом тот же Пригожин за меньший срок добился куда большего в дестабилизации власти, чем Навальный за все годы, но опять же — это не комплимент Пригожину, это, скорее, просто факт. К сожалению, не любой крах режима принесёт облегчение пацифистам. Нас загнали в ситуацию, когда спасительный ключ лежит под толстым слоем гадюк, и фиг знает, способен ли кто-то вытащить его без смертельного укуса.

    2. Так убирать курей важнее чем сво. И в отпуск съездить важнее сво, и ипотеку оплатить важнее и много чего еще. Будь сотни тысяч добровольцев в самом начале, возможно по другому бы все сложилось. А сейчас получается по факту «общество молчунов». Большая часть общества сохраняет привычный образ жизни, и думаю хотела бы сохранить его и дальше. Но почему-то сказать об этом не хочет или не может. Какие протесты, хотя бы мысленно в своей голове каждый протестовал — думаю и этого нет.

      1. Согласен. Даже протест в голове — занятие энергозатратное, а отчасти и рискованное. Проще в несознанке жить

      2. Когда протесты были возможны — на них не ходили по всяким разным причинам. Когда они стали невозможны — начались призывы к протестам и «общество молчунов».
        Чего там, уже не помню какие были самые модные отмазки, что-то вроде «Путин мне не нравится, но и Навальный не лучше, буду сидеть дома!». А тех кто ходил, вроде всячески порицали, типа «Ты просто нихуя не разобрался, в смысле ты говоришь, что не за Навального ходил, ты именно за него ходил!». Так вот, сейчас стало абсолютно очевидно, что ходил я таки не за него, а против того беззакония, которое набирало силу. Оно набрало силу. И что вот теперь делать лично я не знаю. Ну вот прям вообще не знаю как сейчас можно как-то что-то изменить.

    3. Антону Л.

      Да плохо, что у нас из альтернатив Путину только Навальный был, популист. Но я бы Навального в эту ситуацию не подмешивал, у него в повестке всегда больше классовых лозунгов было, типа поглядите на «дворец Путина», на Медведева, а это далеко не самое важное. Именно по болевым точкам он и не бил, и к массам поэтому не апеллировал. Когда была пенсионная реформа, действительно значимая для многих людей, он шкерился где-то (я тогда на митингах был и видел кучу электората путинского, но навальнистов не видел). Ну, а когда война началась, он уже сидел, и тут о его позиции и действиях можно только спекулировать. Хотя вот именно в тот момент, возможно, он мог бы сыграть важную роль.

      И мне кажется, ты переоцениваешь значение уличных протестов с точки зрения перемен в обществе. С одной стороны, эта методика слишком хорошо известна властям и они её эффективно гасят. Но дело даже не в этом: цветные революции работают, когда в обществе есть запрос, а народные гулянья становятся триггером. Наша же проблема — запроса нет (ИМХО). Ну, или он есть, но глубоко внутри, под грудой лени, страха и пр. Навальный поджигал сырые дрова, не пытаясь их просушить. Ему пофиг было на тех, кто его не принимал, он не пытался к ним апеллировать (ко мне, например). Он считал, что все такие люди, ну, типа как недостойные, а он пойдет в бой с кучкой малолетних декабристов и бешеных тётушек, которые за любой кипиш — хоть за экологию, хоть против ковида. Ну, в принципе, он и сходил. Но на одной протестности тут не выехать, задача посложнее. Тут надо бы ещё что-то конструктивное предложить, ибо ломать — не строить, а строить — не ломать.

      Прежде чем появится достойный лидер, общество должно дозреть. Оно должно заслужить его. Невозможно такую массу людей резко отклонить от курса. Глядишь вот на Ройзмана или Шевчука или кого угодно — ну, достойная позиция, достойно держатся. Но в массе своей люди не пойдут за ними вот прямо сейчас. И на это бесполезно сетовать, тут нужно искать более глубинные причины и рецепты.

      Ну, а Навальный при всём моем сочувствии к его нынешнему положении и уважению за то, что держится, всё же не видится полноценным лидером. И выходить именно за него я и сейчас не буду (точнее, как за политзаключенного могу выйти, а как за будущего лидера нации — маловероятно). Также как не видится мне лидером условный Стрелков, Пригожин и прочие полу-политиканы, которые карьеры делают. Если они и способны что-то изменить к лучшему, то случайно.

      1. «Прежде чем появится достойный лидер, общество должно дозреть. Оно должно заслужить его.»
        Ну Артём, ну камон, ну реально ты считаешь, что у нас нет лидеров, потому что общество не заслужило? Мне вот кажется, что это происходит потому, что за слово «против» человек становится либо иноагентом, либо заключенным, либо просто умирает. Мэров не выбирают, губернаторов не выбирают, откуда им взяться, лидерам? Т.е. типа путин у власти дохулиард лет потому, что достойней него не нашлось человека? Я в другом причины вижу.

      2. Я уже даже не буду говорить о том, что вообще-то, сосредоточение власти в руках одного человека недопустимо в цивилизованном обществе. Но это так смешно(не смешно) звучит сейчас…

      3. Моя позиция такова:
        Даже если президентом стал бы мой немецкий овчар, но при этом не случилось бы того, что случилось, это был бы лучший вариант, чем сейчас. Т.е. любой вариант, лучше чем тот, который сейчас.

      4. >>>Т.е. типа путин у власти дохулиард лет потому, что достойней него не нашлось человека?

        Ну, ты как-то превратно понимаешь. Достойные люди есть (даже привёл там парочку), но народ не дозрел, чтобы задуматься об этом, определиться, сделать выбор и отстоять его. Да, народу и не дают выбор сделать, но народ и не сильно настраивает.

        Тут не важно, сколько человек становится иноагентами: если у народа вспыхнет, то всех в тюрьму не посадят. И власти отчётливо это понимают, принимают меры и у народа не пыхает. Иноагентство потому и работает, что это единичная мера. Если бы пригорело разом у всех, никакие статусы и суды никого бы не испугали. Но массово никто не хочет. Вот ты хочешь сделать что-то такое, чтобы власть на тебя обиделась? Думаю, что нет. Вот и все так. Потому метод «козла отпущения» так эффективен: этот козёл всегда один, а народ своей жизнью живёт. То есть для меня первопричина именно в прохладности народа, которую власть просто использует в своих целях.

        Люди пока никак не могут выйти из постсоветской, пост-потребительской комы, и потому какой бы Д’Артаньян их не подзуживал, они не пойдут. За Навальным не пошли, когда он экономическую повестку толкал, но это вещи шкурные, часто спорные. А война — вещь экзистенциальная, покруче проблемы всяких толстомордых чинуш. Но даже тут, в критической ситуации, и то народ не спешит делать выбор, а ты сетуешь, что за Навальным по меньшим поводам пять лет назад не ходили.

        И я не говорю, что это хорошо, я просто констатирую.

      5. >>>Даже если президентом стал бы мой немецкий овчар

        Готов за Дика проголосовать. Виделся с ним недавно, считаю, достойный сменщик

      6. Вообще если от прекраснодушия абстрагироваться, но народ сейчас скорее по экономическим причинам триггернётся, чем политическим. Ну, или если слишком массовая мобилизация его заденет. То есть протест сейчас возможен по сугубо эгоистическим и злободневным мотивам: КОНЕКРЕТНО-МЕНЯ-ОБИЖАЮТ. И это плохо, конечно, что людей не волнует ничего, что их напрямую не касается. Опять же, не в оправдание, а просто констатация.

  5. Надеяться на Навального точно не надо. Радикальная позиция совсем не означает что они её будут как-то реализовывать иначе как на словах. Они так же в сторонке ждут, что какой ни будь условный Пригожин раскачает развалит систему, и уж тогда видно будет найдется ли чем поживиться.

    И еще, в первую очередь на войне оказались те кто не был толком устроен в обществе и война для них оказалась социальным лифтом. Но таких людей всё меньше и сейчас будет стоять задача затащить на войну тех у кого в жизни всё гораздо лучше устроено. Вот у них то желания поплыть по течению в окоп гораздо меньше, я думаю.

    1. По первому абзацу — полностью согласен.

      По второму: да, наверное… На самом деле, мы не знаем точно количество людей, которые подвержены «стокгольмскому синдрому», то есть после мобилизации оправдают её теми или иными соображениями. Сколько ещё таких неустроенных? Сколько прокачанных пропагандой? Думаю, ещё на пару волн хватит. Есть обширная российская глубинка, удалённые регионы с низкими з/п, есть призывники, которых можно не на передок, а на подсобные работы.

      Говорят, сейчас активно набирают добровольцев, и даже западные оценки (то есть скептические) вроде бы в пользу того, что эта кампания отнюдь не безрезультатная. То есть люди идут туда. У меня перед глазами такие примеры есть. В основном, как я понимаю, это не декларативные патриоты, которые с помпой и шумом отстаивают идеалы СВО в интернетах, а люди попроще, которые «дозрели». Так что потенциал ещё не исчерпан.

      Общий фон опять же насколько спокойнее стал. Раньше мы постоянно писали про погибших, сейчас нет. И не потому, что нам запретили — об одиночных случаях по-прежнему (вроде бы) можно. Но их просто не стало. Ну, то есть мы не видит такие истории в соцсетях, не слышим жалоб родственников. Думаю, этому есть много причин, от «заморозки» тел за ленточкой, до работы с родственниками по принципу «выплаты за молчание». Но это же создаёт ложную успокоенность в обществе: да, 300 тысяч мобилизовали, и ничего страшного.

Добавить комментарий