Читатели прислали фотографию с подписью: «Началось, ценники на топливо видели?» На снимке — стелла небольшой АЗС в Челябинске, на которой за АИ-95 просят 55,1 руб. за литр. Мы верифицировали снимок: под окнами нашего офиса на заправке той же самой сети точно такие же цены. Любопытно, что они выше, чем у АЗС крупного бренда неподалёку. Этот парадокс мы обсудим позже, но главная тревога автомобилистов в другом: топливо стало дорожать на глазах, такими темпами стоимость литра бензина может подобраться к отметке 60 рублей уже к концу осени. Ситуация вышла из-под контроля или это просто «временная корректировка»? Расспросили об этом экспертов.
Сравнение с бензиновым кризисом 2018 года
За минувшие 20 лет Россия пережила два скачка бензиновых цен: в 2009 и 2018 годах. В последнем случае за 6 недель — с конца апреля до начала июня — топливо прибавляло в среднем на 50 копеек каждые семь дней, после чего процесс остановили комплексом мер. Но запомним эту цифру — 50 копеек в неделю.
Так вот, за вторую неделю сентября 2023 года, по данным Росстата, бензин АИ-92 прибавил 35 копеек, бензин АИ-95 — 39 копеек. Эти показатели пока не дотягивают до пика 2018 года, но близки к ним. Дизтопливо при этом скакнуло более чем на 1 рубль, что вдвое превышает темпы весны 2018 года.
В 2018 году, после введения упомянутых мер, в последующие пять лет цена топлива росла в пределах инфляции. Это было одним из условий правительства, поставленных крупным нефтяным компаниям (ВИНКам). Средний темп подорожания за эти пять лет для бензина АИ-92 составил 2,5 копейки в неделю, для АИ-95 чуть больше — 3 копейки в неделю. Но с мая 2023 года темп ускорился до 19 копеек в неделю для АИ-92 и 22 копеек для АИ-95. В минувшую же неделю темп подорожания возрос чуть ли не вдвое и приблизился к показателям весны 2018 года.
Особенно драматична ситуация с дизтопливом, которое только за август прибавило около 2,7 рубля за литр (67 копеек в неделю).
Парадокс мелких АЗС
Вернёмся к вопросу из начала статьи: как получается, что топливо на независимых АЗС оказывается на три рубля дороже, чем на заправках авторитетных брендов? Причина — в резком росте оптовых цен. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в течение августа стоимость основных видов топлива установила абсолютный рекорд. Так, в начале сентября бензин АИ-95 впервые перевалил отметку 75 тысяч рублей за тонну. В пересчёте на привычный эквивалент это 54,4 — 58,5 рубля за литр, то есть чисто экономически мы уже приблизились к ситуации, когда ценники на АЗС должны составлять 55 — 60 рублей за литр (с учётом расходов на содержание АЗС). И независимые заправки, покупающие топливо на крупных нефтебазах, вынуждены продавать его дороже крупных ВИНКов, которые по политическим мотивам искусственно сдерживают розничные цены.
Почему дорожают топлива
Большая часть опрошенных нами экспертов считает, что на внутренний рынок давит конкуренция с внешним. Подешевевший рубль и высокая стоимость нефтепродуктов на международных рынках делают экспорт выгодной альтернативой, что ограничивает предложение в России и толкает цены вверх. Так, стоимость нефти марки Brent в сентябре превысила $90 за баррель, нефть Urals подобралась к $78 за баррель, показав полуторакратный рост за три месяца. Несмотря на санкционные ограничения, нефтяные компании используют разнообразные схемы экспорта, что ограничивает предложение внутри страны.
Для компенсации «недополученных нефтяных доходов» работал механизм демпфера, который за счёт налоговых вычетов компенсировал ВИНКам разницу между экспортным и внутренним рынком. В сентябре размер демпфера сократился вдвое, и речь о десятках миллиардов рублей: например, в июле выплаты через механизм демпфера составили 110 млрд рублей, а в августе ожидался его существенный рост. Недополученные таким образом деньги создают у нефтяных компаний мотивацию увеличивать цены внутри страны.
На дизельное топливо влияет сезонный фактор, в частности, уборочная кампания. Но между строк эксперты отмечают и другое обстоятельство: «солярка» является основным топливом для сухопутной техники российской армии.
Ситуация выходит из-под контроля?
Мнения экспертов о серьёзности ситуации разделились. Вице-президент национального топливного союза Антон Шапарин считает, что она уже выходит из-под контроля: российские цены на топливо стремятся к экспортным «аналогам»:
— Курс рубля также влияет на нефтяные цены: рубль дешевый, можно получить больше рублей за единицу топлива на международных рынках, — объясняет он. — Был бы рубль крепкий, не было бы такой ситуации. Проблема давно вышла на президентский уровень, и с этим нужно что-то делать. Но в этом месяце из-за разницы в ценах на внешних и внутреннем рынках нефтяники не получат около 100 млрд рублей ценового демпфера, и у них есть несколько дней, чтобы наверстать это на бирже, но, судя по всему, у них не выйдет.
Если такой сценарий сбудется, нас ждёт ступенчатый подъем цен, пока нефтяные компании не сочтут баланс восстановленным.
Авось не сработал
Более сдержан в оценках экономист Сергей Гордеев. Он подчёркивает, что подобные скачки случались и раньше, и во многом связаны с инертностью властей.
— Сначала у нас реагирует рынок, а потом уже соответствующие структуры, — считает он. — Да, произошли структурные изменения и повысились издержки, но важно помнить, что цены на топливо в значительной степени состоят из налогов и акцизов, и себестоимость горючего в его розничной цене менее 20%. Это делает ситуацию достаточно управляемой. Принципиально нового ничего нет, только масштаб изменений.
Летом 2018 года одной из мер по сдерживанию роста цен стало как раз снижение акцизов в районе 3000 рублей за тонну (чуть более 2 рублей за литр). С тех пор акцизы значительно выросли и сейчас для бензинов пятого экологического класса составляют 14 345 рубля за тонну, то есть обеспечивают около 11 рублей в розничной цене бензинов. Для дизтоплив акциз составляет 9938 рублей за тонну или в районе 8 рублей на литр. С учетом темпов подорожания дизтоплива, корректировки акциза может оказаться недостаточно, но у правительства есть и другие механизмы, поэтому Сергей Гордеев называет ситуацию, в целом, некритичной.
— Сама по себе нефть является санкционным товаром, за границу идёт закрытыми путями, это тоже влияет на ситуацию, но она в большей степени связана всё же не с нефтью, а нефтепродуктами: поскольку крупных производителей у нас немного, надо разбираться с каждым из них. Скорее всего, дефицит возник именно на уровне производства, и я думаю, всегда присутствует соблазн отправить часть топлива за границу. То есть совокупность причин удорожания бензина достаточно прозрачная, — добавил Сергей Гордеев.
Эксперт убеждён, что у властей есть рычаги воздействия на ситуацию, просто реакция оказывается медленной.
Идёт торг с правительством
По мнению главы аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, между правительством и нефтяными компаниями идёт своеобразный торг:
— Когда речь идет о снижении демпферных выплат, возникает такая игра: нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты. Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать.
Григорий Баженов не считает ситуацию опасной с точки зрения возможного выхода цен из-под контроля: для их стабилизации необходимо увеличить объемы биржевых торгов, чтобы выравнять баланс спроса и предложения.
В конце июля Минэнерго и ФАС изменили минимальные объемы, которые необходимо продавать через биржу, и для бензина показатель вырос с 12 до 13%, а для дизтоплива — с 8,5 до 9,5%. Рост топливных цен эта мера пока не остановила.
«Запускается спираль подорожания»
Опрошенные ранее эксперты сошлись во мнении, что увеличение топливных цен разгоняет инфляцию. Экономист Константин Селянин видит ситуацию так:
— Товаропроизводители вынуждены закладывать большую себестоимость, по спирали запускается цепочка подорожаний. Понемногу дорожает всё, и в итоге это сказывается на ценах на полках. Например, в сельском хозяйстве, где идет уборочная, не хватает топлива, цены выросли существенно. Это означает, что будут трудности со сборкой урожая — он обещает быть рекордным, но может помешать нехватка нефтепродуктов. Повышение цен на бензин касается и розничной торговли, где расходы на транспортировку значительные. Да и в целом это скажется практически на любой отрасли, любом человеке в России, это очень чувствительная строка затрат.
По данным Росстата, инфляция в России имеет тенденцию к ускорению. Августовский показатель оказался достаточно низким — 0,28% против 0,63% в июле. Но годовая инфляция за последний летний месяц увеличилась с 4,3% до 5,15%. На этом фоне темпы подорожания топлив ощутимо опережают инфляцию, например, на конец августа годовое удорожание бензина АИ-95 составило почти 8%.
Этот пресловутый рубль… Если дешёвый — компенсируем недополученную выгоду от торговли за валюту. Если дорогой — компенсируем убыток от торговли за валюту. Все время что-то компенсируем за счёт внутреннего рынка. Ситуация интересна тем, что два года санкции, нефть не идёт на экспорт, а внутри цены на нефтепродукты не снизились ни на копейку. Компенсируем. Теперь, похоже образовались обходные цепочки и возникли условия для торговли за настоящие деньги