Почему в России растёт смертность в ДТП?

Итоговые показатели смертности в ДТП за 2023 год мы узнаем в январе, но помесячные данные говорят о том, что впервые с 2012 года число погибших в автомобильных авариях вырастет. Так, по итогам 11 месяцев 2023 года в ДТП погибли 13 146 человек (здесь и далее — данные ГИБДД), что означает прирост на 2,7%. Для сравнения, в 2021 году наблюдалось снижение числа погибших на 8%, в 2022 году — ещё на 5%. Таким образом, впервые за долгое время ездить по дорогам стало опаснее.

Сколько людей гибло в прошлые годы

Худшим для России был 2003 год, когда погибли 35,6 тысячи человек. Автомобилизация быстро росла, контроль за соблюдением ПДД был ещё на уровне 90-х, а в автопарке доминировали архаичные «Лады». После этого статистика поползла вниз, но крайне неохотно, и ещё пять лет 30 тысяч погибших в ДТП считалось мрачной нормой. Потом цифры снизились до 27 тысяч погибших в год, но остановились на этой отметке из-за стремительного роста автопарка: в 2011–2013 годах продажи машин били рекорды. А затем — резкий прогресс, и за десять лет после 2012 года смертность снизилась вдвое. Относительно пиковых показателей это означает, что каждый год гибнет на 20 тысяч россиян меньше, ещё 85 тысяч избегают травм, иногда — крайне тяжёлых.

Lada классического семейства (от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107) были вполне уместны в начале 80-х, но по меркам XXI века их рейтинг безопасности был нулевым. Впрочем, и остальные отечественные машины того времени («Ока», УАЗы, «Нивы») были не лучше

Причины улучшения ситуации многообразны. Так, 2012 год стал последним, когда АВТОВАЗ выпускал капсулы смерти ВАЗ-2107, отстававшие от современных стандартов безопасности лет на тридцать-сорок. В десятых годах все новые автомобили в России оснащались хотя бы одной подушкой безопасности, имели АБС и ремни на всех сиденьях, а большая часть иномарок набирала максимальные пять звёзд в краш-тестах по системе EuroNCAP (или сходных). Лучше становились дороги и общая организация движения, а появление камер фотовидеофиксации радикально улучшило контроль. Да и водители слегка перебесились: светофорные гонки «с двухлитровым субарём» или езда по трассе на скоростях за 200 км/час вышли из моды и стали восприниматься уделом недорослей.

Что происходит в 2023 году

Помесячная статистика смертности в ДТП выше аналогичных показателей годичной давности, и по итогам года может достичь уровня 14,5 тысячи погибших. Пока это укладывается в статистическую погрешность, например, годы стагнации были в прошлом (2009–2010 и 2011–2012). Поэтому говорить об изломе статистики пока преждевременно.

Помесячные данные о количестве ДТП с пострадавшими, число травмированных и погибших в ДТП людей

Но есть факторы, которые могут повлиять на смертность в ДТП, например, снижение уровня безопасности новых автомобилей. АВТОВАЗ некоторое время выпускал машины без АБС и подушек безопасности, правда, их сделано немного. Например, Granta без эйрбегов выпускалась только летом 2022 года, а Lada Vesta после её перезапуска в этом году сразу шла с АБС и фронтальными подушками (хотя остаются вопросы к их эффективности).

Помимо отечественных автомобилей на рынке доминируют китайские, одно время слывшие крайне небезопасными: например, Chery Amulet провалил краш-тест издания «Авторевю» в 2007 году, а китайский Brilliance набрал единственную звезду в краш-тесте EuroNCAP и тем самым зарубил себе окно в Европу. Но с тех пор китайские автомобили заметно прибавили, например, Omoda C5 набрала полноценных пять звёзд по методике EuroNCAP. В КНР есть свой рейтинг безопасности C-NCAP с похожей на европейскую методикой. Максимальные пять звезд в нем набирают, например, популярные в России Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8, Geely Atlas и Haval F7.

Пресловутый краш-тест Chery Amulet изданием «Авторевю» в 2007 году. «Голова «водителя» промахнулась мимо «баранки» и с силой ударилась о переднюю панель, пространства для ног не осталось вовсе…», — читаем в отчёте

В 2023 году люди стали больше ездить в автомобильные путешествия по России: закрытие многих направлений привело к тому, что отдых в Сочи или на Алтае стал для многих безальтернативным, а машина — самый дешёвый способ доставить туда всю семью. Правда, это не объясняет снижение статистики в 2022 году и её ухудшения в 2023.

Выросло не только число погибших, но и общее количество аварий с пострадавшими: по итогам 11 месяцев 2023 года — на 1%. Пока говорить о сколь-нибудь различимой тенденции сложно, однако прогресс как будто остановился. И мы всё ещё далеки от идеала: в России на 100 тысяч населения приходится в районе 10 погибших в ДТП в год. В Германии этот показатель 3,7, в Японии — 2,5, в Норвегии — 2. Зато в Китае, на который мы теперь равняемся, — 18.

Добавить комментарий