Триумф китайцев, автокредитов и электромобилей. Полные итоги 2023 года для авторынка

Китайские марки обеспечили более половины всех продаж: такой доли у чайнакаров не было никогда

Аналитический сайт «Автостат» опубликовал полную статистику продаж автомобилей в 2023 году. Как и ожидалось, они превысили миллион, но ненамного: россияне купили 1,059 миллиона легковушек. Это на 69% лучше результатов 2022 года, но, конечно, слабая планка для сравнения. Если же брать историю российского авторынка вообще, то таких плохих результатов он не показывал уже больше 20 лет. Ниже — основные выводы, которые можно сделать из общей статистики.

Lada не дотянула до плана

В 2023 году АВТОВАЗ предполагал выпустить и продать 400 тысяч машин, но многочисленные сложности с поставкой комплектующих и перезапуском моделей привели к тому, что реальные результаты скромнее: на учет встали 324 тысячи «Лад», выпустил 374 тысячи (данные АВТОВАЗа). Дилеры отмечали, что большую часть года рынок был дефицитным из-за нехватки новых машин, но к декабрю ситуация поменялась.

Lada сохранила статус самой продаваемой марки, но в абсолютных значения ее продажи далеко не рекордны, например, в 2021 году россияне купили 351 тысячу «Лад», а в 2012 году продажи превышали 540 тысяч машин. Впрочем, разобравшись с производственными сложностями, АВТОВАЗ имеет шанс нарастить продажи, ведь конкурентов в ценовом сегменте до 1,7 миллиона рублей у него нет.

Chery представлена в России уже 20 лет и пользуется преимуществами широкой линейки кроссоверов семейства Tiggo

Chery дышит в спину

Лидером среди иномарок стала компания Chery с результатом 119 тысяч проданных машин, но Haval уступил немного — на его счету 112 тысяч. Однако Chery продает автомобили под несколькими брендами (Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed, Kaiyi), с учетом которых продажи превысили 200 тысяч машин.

На третьем месте в рейтинге иномарок Geely (94 тысячи машин), на четвертом — Changan (48 тысяч). Причем если троица лидеров устоялась давно, то Changan выстрелил именно в 2023 году: прирост продаж аж в 19 раз. Из марок старой школы в топах продаж места сохранили KIA (34 тысячи), Hyundai (25 тысяч) и Toyota (23 тысячи): здесь учитываются и остаточные продажи дилеров, и параллельный импорт.

Jolion обогнал Niva

Самой популярной моделью стала Lada Granta с результатом 196 тысяч автомобилей, и это, кстати, абсолютный рекорд для модели, которая обычно расходилась тиражами 110–130 тысяч единиц в год. На полях отметим, что с 2018 года АВТОВАЗ слил с «Грантой» семейство «Калины», что несколько исказило статистику, но в данный момент выпускают только седаны и лифтбэки Granta, то есть экс-«Калины» (хетч и универсал) к результату не примешивались.

Второе место занял Haval Jolion тульской сборки c результатом 56 тысяч машин, за ним идут Lada Niva Travel (47 тысяч), Lada Vesta (41 тысяча), Chery Tiggo 7 Pro Max (41 тысяча), Lada Niva Legend (39 тысяч), Geely Coolray (38 тысяч), Omoda C5 (36 тысяч), Chery Tiggo 4 Pro (33 тысячи), Geely Monjaro (20 тысяч).

Haval пожинает плоды своевременного начала местной сборки: завод под Тулой работает с 2019 года. Это, в числе прочего, позволило кроссоверу Jolion стать самой популярной иномаркой года

Относительно скромные результаты Lada Vesta объяснимы — выпуск модели стартовал только в июне, и в течение полугода она восстанавливала линейку комплектаций. В этом году Vesta имеет все шансы вернуться на второе место рейтинга.

Средняя цена автомобиля — 3 миллиона рублей

Этот параметр немного напоминает среднюю температуру по больнице, тем не менее он показывает точку ценового сегмента, вокруг которой фокусируется пик продаж. За последние пять лет медианная цена автомобиля выросла практически вдвое: если в 2019 году средняя машина стоила 1,5 миллиона рублей, то теперь — без малого 3 миллиона. А усредненная стоимость подержанного автомобиля превысила 1 миллион, изменившись более чем вдвое за тот же период.

Декабрь стал лучшим месяцем

В последний месяц 2023 года продано без малого 120 тысяч автомобилей, и это рекорд за весь период с начала СВО. Символично, что результат декабря 2023-го соответствует результату февраля 2022-го, хотя в целом декабрьские продажи в хороший год были чуть выше. Отчасти результат связан с небольшим откатом цен на китайские автомобили и желанием людей купить машину до новой волны подорожания.

Китайское доминирование усилилось

В 2023 году доля китайских автомобилей составила 53% против 32% у отечественных марок — такого соотношения не было никогда. Для сравнения: в 2019 году, до начала пандемии, доля китайских марок в России составляла едва заметные 2,4%, затем возросла до 5–8% в ковидные годы. Без СВО она бы продолжила расти небольшими темпами, и сами дилеры прогнозировали долю «чайнакаров» на уровне 10–15%. Кстати, в декабре китайские марки показали еще лучший результат — 61% всех продаж. Что касается параллельного импорта, то локомотивом рынка он не стал: доля таких машин по итогам года составила лишь 15% и к зиме снизилась.

Китайские марки стали безальтернативным выбором, если нужен новый иностранный автомобиль, официально представленный в России. Альтернатива — параллельный импорт, зачастую из того же Китая

Снова подсели на импорт

Большую часть китайских машин ввозят в страну, а потому и доля импорта в структуре продаж достигла 54% против 14% в докризисном 2019 году. А вот доля иномарок российской сборки напротив существенно упала — с 64% до 13%. В режиме полного цикла в стране работает только тульский Haval, а «Москвич» и «Автотор» планируют перейти на мелкоузловую сборку в 2024 году. До локализации уровня Renault Logan или калужского Volkswagen Polo еще годы и годы.

Электромобили побили рекорд

До 2023-го продажи электромобилей в России носили характер статистической погрешности, но прошлый год стал весьма успешным: продано более 14 тысяч «электричек», причем весьма недешевых. Для сравнения: до пандемии в 2019 году россияне купили 350 новых электромобилей. Стоит отметить, что самой популярной моделью стал не один из локализованных Evolute, а Zeekr 001 с результатом почти 4 тысячи машин. Вчера рассказывал об опыте владельца Zeekr, который проехал 6000 км от Урала до Грузии.

Zeekr 001 в Россию официально не поставляется, но спрос на него на удивление высок. Электрокар берут на замену премиальным немцам и японцам

Всё больше машин — в кредит

Доля кредитных автомобилей выросла практически вдвое: на 81% в численном выражении и на 111% в денежном (то есть увеличился средний размер автокредита). Аналитики «Автостата» отмечают нервную динамику кредитования после поэтапного повышения ключевой ставки Банка Росси. Дилеры считают, что именно скачок этой ставки привел к охлаждению спроса осенью 2023 года и затовариванию складов.

15 Comments

  1. Почитал я вчера отчеты о прогнозах электромобилизации в ЕС. Ну это не электромобилизация, это декарбонизация. Т.е. там в общем то все реалистично, личный транспорт тупо подоражает, подзарядку надо будет выискивать в непиковые часы, чтобы накропать на 50 км пробега. И воообще ездить надо на общественном транспорте.

    Ну и риски) что люди будут ездить на старых авто сколько смогут, не декарбонизируясь. Т.е. торжества автопрогресса не прослеживается. Особенно мне понравился в эко расчетах по сравнению с ДВС, вес батареи 160 кг)) на сколько это км пробега?))

    Ну т.е. декарбонизация то реальна, будет такая электробричка на 160-200 км пробега, и умная зарядка) а если пиковые часы энергопотребления, то откажитесь от поездки. А еще лучше вообще на общественном транспорте.

    P.S. ну и конечно уже раздаются заявления например директоров BMW и Toyot-ы например, что людям надо дать выбор, т.е. никакого торжества электромобилей на свободном рынке не планируется

    P.S. и называть это надо декарбонизация, тогда все встает на свои места, от личного транспорта отказался или не смог себе позволить купить, профит)

    1. Ну и такой нюансик еще, если Вы покупаете электричку с большим запасом хода, то там большая батарея, и если Вы не накатываете 200 т.км. лет за пять, то по сравнению с ДВС это сильно дороже на текущий момент, т.к. батарейку потом надо менять. (а стоит она как пол-автомобиля) Т.е. вообще можно новую электричку продать со скидкой (что и происходит), а потом заработать на батарейке. (По сравнению с ДВС)
      Это никто и не скрывает.

    2. Европа — не самый показательный рынок для электромобилей. Европейские марки (особенно немецкие) очень сильны в автопроме, но именно электро-тема пока им даётся с трудом. Тот же VW показывает большой рост продаж электромобилей, но в целом его доля незначительна на фоне гигантов типа BYD или Tesla. Применительно к электромобилям правильнее ориентироваться всё же на Китай: Европа более консервативна, более привыкла к дизелям, плюс многие критические технологии для электромобилей — именно в Китае (а в Европе они только строятся).

      По батарее 160 кг. Ну давайте считать: сейчас хорошей емкостью считается 300 Вт*ч/кг, то есть батарея на 100 кВт*ч весит 333 кг, ну на деле со всеми обвесами и термоконтролем — 400 кг. Но это, замечу, довольно крупная батарея, для ситикара нужно половину этого. Далее, сейчас вся индустрия заточена на исследование новых типов батарей (скоро пост опубликую), перспективная емкость — порядка 600 Вт*ч/кг, то есть батарея ситикара на 50 кВт*ч будет весить порядка 83 кг, большого электромобиля — указанные вами 160 км. Пробег на такой зарядке уже сейчас достижим на уровне 500 км по трассе, 600 по городу.

      В общем, не устану повторять тезис, что электромобили не достигли пика формы, и смотреть нужно в динамике. Батарея массой 160 кг — да, это то, над чем сейчас работают десятки компаний с миллиардными инвестициями. И, думаю, через сколько-то лет мы обсудим их успехи.

    3. >>>Ну и такой нюансик еще, если Вы покупаете электричку с большим запасом хода, то там большая батарея, и если Вы не накатываете 200 т.км. лет за пять, то по сравнению с ДВС это сильно дороже на текущий момент, т.к. батарейку потом надо менять. (а стоит она как пол-автомобиля) Т.е. вообще можно новую электричку продать со скидкой (что и происходит), а потом заработать на батарейке. (По сравнению с ДВС)

      Батареи действительно очень дороги, но менять их через 200 тысяч км не надо. Тесловские батареи (уже доказано) ходят порядка 300-500 тысяч, средний движок соляриса или шкоды за это время также потребует очень дорогостоящего ремонта. Цена батарей быстро падает: за десять лет снизилась, грубо, в 10 раз, сейчас процесс не столь интенсивный, но это если брать литий-ионные, а есть другие типы батарей, например, более дешёвые натиевые (китайцы в этом году запускают первые машины с ними).

      Тесла работает над батареей, рассчитаной на срок службы 1,6 млн км (1 млн миль). Она им нужна для будущих робо-такси и грузовых тягачей. По моим ощущениям, скоро ресурс батареи будет настолько велик, что менять придётся остальные части , а не батарею)))) Есть пример Теслы, которая проехала 1,9 млн километров на четырёх батареях, то есть в среднем на 500 тысяч км хватает https://insideevs.com/news/699413/highest-mileage-tesla-model-s-3-batteries-14-motors/

      Ну и будет у меня скоро публикация по батареям, там ещё добавлю

      1. >>Тесла работает над батареей
        Только сейчас начала?))) Да не только Тесла, люди вообще уже 100 лет работают над батареями. Тесла уже выпускала революционную батарею.)

        В прогнозах на которые ориентируются реально никаких супер батарей нет и речь идет именно о декарбонизации, т.е. об экологии. Поездки на 3000 км вообще не предусмотрены) для этого нужно использовать скоростные жд дороги)) или просто жд (у кого что есть)

        Что касается Китая это отдельная тема и тоже никакая не электромобилизация, а достижение энергонезависимости от ископаемого топлива по заданию тoвaрищeй, которая также достигается скоростными жд между прочим и развитием общественного транспорта.

        Т.е. на любом свободном рынке электромобили проигрывают, и об этом говорят и представители крупных автокомпаний.

  2. >>>Только сейчас начала?)))

    Не только, с 2019 года у них патент на ряд технологий. Думаю, срок созревания их всё равно несколько лет занимает.

    >>>Поездки на 3000 км вообще не предусмотрены

    Хм… А на каком автомобиле вы 3000 км без дозаправки проезжаете? Пробег в 600-1000 км, который является целевым для нового поколения электромобилей (см. Nio ET7 и пр.). является вполне достаточным для дальних пробегов, потому что дубасить 3000 км вообще без остановки (даже в туалет) — ну, как вы себе это представляете? При мощностях зарядки 500 кВт, на которых сегодня вышли китайцы, дозарядка батареи на пробег 500-600 км занимает минут 15-20.

    >>>Что касается Китая это отдельная тема и тоже никакая не электромобилизация, а достижение энергонезависимости от ископаемого топлива по заданию тoвaрищeй, которая также достигается скоростными жд между прочим и развитием общественного транспорта.

    В ноябре в Китае было продано более 1 млн электрических авто. Сейчас они занимают треть рынка и доля растёт. Если это не электромобилизация, то как она, по-вашему, должна выглядеть?

    1. >>электромобилизация, то как она, по-вашему, должна выглядеть?

      Она выглядит как 400 авто на 1000 человек) т.е. любой рядовой работник может себе позволить личный автомобиль. А в Китае личный автомобиль для каждого работника не планируется) но старшие тoвaрищи не должны выбиваться из энергонезависимости, поэтому отваливаете 5 мультов (на наши деньги) и велкам в клуб автомобилистов.

      Поэтому ну пусть хоть 100% продают электромобили) для меня это не будет электромобилизацией. Есть другие автомобильные рынки, более свободные)

      1. >>>Есть другие автомобильные рынки, более свободные)

        И на всех свободных рынках сегодня лучшую динамику показывает именно сегменте электромобилей. Просто у всех она чуть разная: Китай впереди, США на втором месте, Европа на третьем. Турция тоже вот подтягивается со своим TOGG — первая модель по итогам прошлого года неплохо разошлась, лучше Теслы (в пределах Турции)

      2. >> США на втором месте,

        А может гибриды они любят? нет?)) Что вообще за электромобилизация в динамику которой включены гибриды) Т.е. вроде электрокар, а вроде и с ДВС) так ДВС умер или нет?

      3. Нет, в США за 2023 год продан 1 млн чистых электромобилей. В Китае — 6 млн. С гибридами, конечно, ещё больше цифры будут, но я говорю о чистых электро

      4. И, добавлю, что когда речь о суммарной статистике BEV+PHEV, то второе — это плагины, то есть они большую часть времени также на электротяге, у них обычно привод на колёса — чисто электрический, бензиновый мотор служит как «удлинитель пробега». Я не фанат такой концепции, поэтому в своих публикациях чаще говорю о чистых BEV (battery electric vehicle). Но с точки зрения инвестиций в батарейки PHEV также обеспечивают спрос и инвестиции. У BYD по итогам 2023 года 1,6 млн чистых электричек и 1,4 млн подзаряжаемых гибридов

      5. Почти убедили) но я открыл топ 50 моделей в СШA за 2023, я тоже хочу такую электро-мобилизацию)))))))

        Ну по сути там весь электромобильный рынок составляют Tesla Y и 3))

        Вот так выглядит триумф электромобилей?))) на фоне Ford F и Chevrolet Silverado))

        Ну для меня электро-мобилизация рынка СШA тоже равна нулю (на текущий момент), ну если по существу) ну бывают айфоны и те кто их любят, ну и что)

  3. На полях замечу, что литий-ионные батареи в серийном исполнении появились в начале 90-х, никаких 100 лет там нет. До появления литий-ионок серийных электромобилей в принципе не было.

    1. >> серийных электромобилей в принципе не было

      Зато были серийные дизель-электрически субмaрины, и много чего еще)

  4. Илье:

    >>>>Ну по сути там весь электромобильный рынок составляют Tesla Y и 3))

    Да, США заметно отстаёт от Китая, у которого уже, грубо, пять таких «Тесл». Но я же выше писал, что консервативный автопром Европы и США хуже воспринимают эту историю, чем Китай. Популярность Y и 3 предсказуемо, по цене-качеству сегодня, наверное, лучше и не найти.

    Других крупных производителей электромобилей в США пока нет, там даже старичок Bolt далековато. Я думаю, что гигантам типа Ford и GM сильно мешают традиции и корпоративная громоздкость, поэтому рынок электромобилей попилят другие компании.

    В США «Тесла» пока единственный крупный производитель чистых электричек. Но у американцев есть и другие крутые электромобили, например, Lucia Air — просто это менее массовый сегмент, поэтому в первых строках статистики его не видно, как и, условно, премиум-марок)

Добавить комментарий