Владелец электрического Zeekr 001 — о дальних турне, морозах и снегопадах

Этот Zeekr 001 за полгода проехал более 17 тысяч километров на чистой электротяге

Пока я жду владельца электромобиля Zeekr 001 Артема Смирнова в условленном месте, мороз начинает подъедать пальцы ног: в Челябинске -20 градусов и ветер. Мы уже тестировали чисто электрический Zeekr 001 в тёплое время, но то была короткая поездка. Артем же купил полноприводный лифтбэк в конце лета и уже намотал более 17 тысяч километров, поэтому хочется расспросить его о езде в морозы, снегопады, а ещё — о турне из Челябинска в Батуми (3000 км), которое он предпринял сразу после покупки. Сколько раз, например, пришлось вызывать эвакуатор? Оказывается, пришлось. Но обо всём по порядку.

Zeekr 001 — это единственный автомобиль Артема после продажи предыдущего, BMW 5. В семье есть также небольшой бензиновый Mercedes, но Артем ездит исключительно на Zeekr

Zeekr — это подразделение Geely, специализирующееся на выпуске премиальных электромобилей, а 001 — первая модель компании, сразу ставшая хитом. Это чистый электромобиль (то есть не гибрид), который в Россию поставляется в версии с полным приводом, двумя электромоторами суммарной мощностью 544 л.с. и тяговой батареей на 100 кВт*ч. Есть также версия с батареей на 140 кВт*ч и пробегом на зарядке до 1000 км, но она заднеприводная и Россию ее пока не везут.

В интерьере доминирует огромный центральный дисплей, и Артем говорит: «К хорошему быстро привыкаешь». Теперь стандартные экранчики автомобилей кажутся ему куцыми и неудобными

У Zeekr довольно богатая комплектация, например, дисплей на центральной консоли поражает размером и качеством картинки, сиденья имеют массаж и вентиляцию, а крыша сделана панорамной с самозатемнением. Артем, который до этого ездил на BMW 5 серии, говорит, что понижения градуса не ощущает: машины довольно разные по характеру, но с точки зрения оснащённости вопросов к Zeekr 001 нет.

Артем отключил систему стабилизации и оставил только задний привод, чтобы подрифтовать для фотосъемки. Получилось

Но с электромобилями вопрос всегда в запасе хода. Zeekr с батареей 100 кВт*ч обещает более 600 км по достаточно строгой методике WLTP. В реальности, говорит Артем, лучше ориентироваться на 500 км при нормальной езде по трассе со скоростями до 110 км/час. Электромобиль крайне нежелательно разряжать полностью, поэтому эффективный объем аккумулятора обычно процентов на 10 меньше максимального заявленного. Плюс обычно электромобили не заряжают до 100%, поскольку последние 20% зарядки занимают много времени и могут снижать ресурс батареи.

Купили — и в путь

Артем — большой любитель автопутешествий и всем своим новым машинам всегда устраивает длительный тест-драйв после покупки. Электромобиль он приобрел впервые в конце лета 2023 года, но традициям не изменил. Решили ехать на день рождения друга в грузинский Батуми, до которого от Челябинска почти 3000 км.

— Я ждал, когда автомобиль обклеят защитной плёнкой, и после этого мы сразу поехали, — рассказывает он. — У меня не было времени как следует подготовиться к поездке, что-то почитать, и мы с женой решили, что раз путь будет долгим, успеем всё выяснить по дороге. Я вообще люблю приключения, мне так интереснее.

И приключения начались очень скоро. На полностью заряженном Zeekr из Челябинска пара выехала в ночь на 19 сентября. На улице уже было прохладно — температура воздуха опускалась ниже нуля. Артем скачал приложение 2Chargers (карта ЭЗС), наметив первую дозарядку очень рано — в «Солнечной долине». Зарядка там нашлась, но у неё не было своего кабеля. Кабель отсутствовал и у Артема, поэтому решили зарядиться в Миассе. Но в Миассе история повторилась, поэтому вернулись в «Солнечную долину» и подключились к обычной розетке. Только она не помогла.

В Челябинске всё больше ЭЗС Punkt e мощностью 150 кВт, которые удобны, потому что имеют свои кабели и поддерживают все популярные типы зарядок (GB/T, CCS 2, CHAdeMO). Эта зарядная станция — на Молодогвардейцев

Тут надо понимать, что стандартная 16-амперная розетка выдаёт в лучшем случае 3,2 кВт мощности, в реальности при зарядке электромобиля — где-то 1,5 кВт. Если у вас батарея емкостью 100 кВт*ч, полная зарядка от неприспособленной розетки займёт что-то в районе 2–3 суток. Поэтому за пару часов, что Zeekr стоял в «Солнечной долине», он зарядился на пару процентов. Решили ехать дальше до станции в районе Уфы: зарядки ещё вполне хватало, хотя, с учётом низкой температуры и всех петляний, впритык. Но под Уфой всё то же самое: есть зарядные станции, нет кабелей. Урок первый — планируя поездку на электромобиле, берите с собой кабель и переходники под те зарядки, которые планируете посещать. Ниже во врезке — основные сведения о типах электромобильных зарядок.

Заряжать электромобиль можно от зарядок переменного тока (медленные) и постоянного (скоростные). Зарядки переменного тока имеют мощность до 22 кВт, так что если поставить такую станцию дома, можно заряжать батарею Zeekr 001 примерно за 6 часов по бытовому тарифу. Зарядки переменного тока бывают и публичными, и в России для подключения к ним чаще всего используется разъем Type 2 с семью контактами. Однако большинство таких ЭЗС не имеет собственного кабеля, так что его лучше купить сразу и возить с собой. Зарядки постоянного тока гораздо мощнее, и в пределе Zeekr можно заряжать мощностями до 350 кВт, то есть от 10% до 80% он пополнится минут за 20. В России таких зарядных станций нет, но есть мощностью 150 кВт, что позволяет заряжать батарею за 1-1,5 часа. Зарядки постоянного тока бывают нескольких типов: изначально Zeekr использует чисто китайский формат GB/T (DC), однако есть переходники на другие (CCS 2, CHAdeMO), правда, их цена может достигать 150 тысяч рублей. Tesla для американского рынка, кстати, использует собственные типы зарядок NACS.

В итоге путешественники решили тянуть до Уфы, но запас хода таял, и уже в городе электромобиль перешёл в защитный режим, то есть полз в темпе складского погрузчика. До скоростной зарядки не дотянули несколько километров. Более того, машина разрядилась настолько, что вскоре погасли приборы, то есть кончилась не только силовая батарея, но даже 12-вольтовый аккумулятор (да, в электромобилях есть и такой).

Опыт — сын ошибок трудных. В Уфе на подзарядку Zeekr приехал уже на эвакуаторе: отсутствие кабеля для зарядки от розеток формата Type 2 дорого обошлось

Артем вызвал эвакуатор, тот доставил Zeekr до ближайшей зарядной станции, но тут выяснилось, что электромобиль отказывается заряжаться от скоростных ЭЗС постоянного тока. Артем нашёл на карте удобную ЭЗС переменного тока (то есть маломощную), машина приехала туда на эвакуаторе, но история повторилась: Zeekr как будто окончательно умер.

— Я стою и думаю: блин, не успели поехать, уже окирпичил машину, — смеется Артем. — У неё ещё пневмоподвеска застряла в каком-то странном промежуточном положении, короче, было полное ощущение, что это конец.

По счастью, выбранная Артемом ЭЗС находилась прямо перед автосалоном Evolute — российского производителя электрокаров. Артем дождался утра и обратился к сотрудникам дилера. Причина отсутствия зарядки Zeekr выяснилась быстро: достаточно было зарядить 12-вольтовый аккумулятор, как ожила бортовая электроника и вернулась способность Zeekr заряжаться. От медленной зарядки Артем немного пополнил батарею и до скоростной ЭЗС добрался уже своим ходом. Попутно восстановились все системы, включая пневмоподвеску. Но стало ясно, что путешествия по России без кабеля под ЭЗС переменного тока пока слишком рискованны.

Уфимский дилер Evolute помог Артему оживить Zeekr после глубокой разрядки. Передний разъем у автомобиля — для медленной зарядки переменным током

— Позже мы выяснили, что в той же Грузии вообще нет зарядных станций с кабелями, только розетки, то есть без своего провода там делать нечего, — вспоминает Артем. — Поэтому опыт в Уфе оказался полезен.

Друг Артема, который ехал в Грузию на мотоцикле, купил кабель за 23 тысячи рублей и передал Артему уже позже, в Саратове. Больше на эвакуаторе Zeekr не катался.

Сельский Илон Маск

Артем говорит, что сети зарядных станций в России распределены пока очень неравномерно, при этом растут с невероятной скоростью: например, по пути в Грузию зарядок в Саратове не было, а на обратном пути они уже появились.

После Уфы была Самара, до которой почти 500 километров. Артем решил не рисковать и дозарядиться по пути, обнаружив ЭЗС где-то в частном секторе. ЭЗС представляла собой столб с розеткой, запитанной от частного дома. Его владелец приехал на Tesla Model 3 в рыбацких сапогах и с удочкой, а денег за зарядку не взял: сказал, что просто помогает своим электрифицированным братьям.

— Такой сельский Илон Маск, здоровья ему! — смеётся Артем.

К слову, по бытовому тарифу порядка 4 рублей за кВт*ч полная зарядка Zeekr требует примерно 450 рублей (с учетом потерь), то есть стоимость километра получается в районе 90 копеек — минимум в пять раз дешевле, чем на бензине. Но на скоростных ЭЗС цена обычно составляет 16–18 рублей за кВт*ч, то есть выходит где-то на треть дешевле, чем на бензине. В городе расход электромобиля падает, поэтому разница будет существенней.

На трассе «Дон» — рай

Сложным был участок от Самары до Саратова, где поначалу ещё не было зарядных станций и пришлось экономить и заряжаться от бытовых розеток. Зато в Волгоградской области — изобилие, а после выезда на трассу М-4 «Дон» — просто рай.

— Там скоростные зарядки буквально каждые 100 километров, часто прямо на АЗС «Лукойл», — говорит Артем. — По М-4 мы ехали 160–170 км/час, проезжали в таком темпе порядка 300 километров, потом останавливались на часовую подзарядку.

Если не брать эти скоростные участки М-4, при скорости до 110 км/час Zeekr проезжал на одной зарядке порядка 490 км. После уфимских приключений Артем рассчитывал путь так, чтобы в батарее оставалось не менее 20% заряда, а заряжался до уровня 95–100%. По его словам, паспортные 600+ км можно получить, если ехать совсем аккуратно.

Zeekr на парковке в Грузии

До Грузии добрались без других приключений: путь туда занял пять суток, обратно — четверо. Это означает, что средний дневной пробег на электромобиле составлял примерно 750 км, что, вообще говоря, неплохо.

— Я знаю, есть люди, которым нужно сесть в машину и без остановок гнать до моря за двое суток, но мы с женой не любим так, — говорит Артем. — Мы любим ехать ночью, останавливаться в городах, получать удовольствие. Поэтому сама зарядка электромобиля, даже от маломощной розетки, в дороге не напрягает: в это время ты можешь поесть, что-то купить, куда-то сходить.

Греется мгновенно, от крыши холодит

Но все знают, что настоящий челлендж для электромобиля — это зима. Пробег на зарядке падает по трём причинам: снижается емкость тяговой батареи, появляются затраты на обогрев салона и батареи, а сопротивление движению растёт. Когда я сажусь в Zeekr Артема, на панели горят значения в 180 км остаточного пробега при зарядке батареи 40%. Я спрашиваю, может ли Zeekr 001 проехать при температуре воздуха -20 градусов более 300 км на зарядке?

— Ну да, где-то так, — соглашается Артем. — Я много езжу по работе, но летом заряжаю его от маломощной розетки (7 кВт) раз в 2–3 дня, а зимой ставлю каждый день.

Zeekr разгоняется до 100 км/час менее чем за 4 секунды. Артем говорит, что в реальности так гоняешь, только если друзья попросят продемонстрировать возможности

У Zeekr есть неплохая аналитическая система, которая показывает красивые графики и цифры расхода энергии. Так вот, в морозном и снежном декабре при ежедневной эксплуатации Zeekr 001 показал расход 42 кВт*ч на 100 км, что примерно вдвое больше летней нормы. Из этой цифры порядка 10 кВт*ч на 100 км — это затраты на обогрев салона, батареи и работу всех систем (включая пневмоподвеску), соответственно, затраты на движения составляли примерно 32 кВт*ч. Конечно, значения очень зависят от режима езды (в данном случае ближе городскому), а также от условий хранения, скажем, в крытом паркинге батарея и салон будут остывать меньше. Артем отмечает, что за счёт электрических тэнов салон автомобиля прогревается гораздо быстрее, чем у классических машин.

Из минусов зимней эксплуатации Артем отмечает две вещи. Во-первых, у Zeekr 001 безрамочные двери, поэтому после мойки могут примерзать. Во-вторых, если летом большая стеклянная крыша не напрягала, то зимой от неё идёт прохлада, поэтому Артем заказал шторку.

Zeekr 001 — это крупный лифтбэк длиной почти 5 метров. Цены сегодня стартуют от 5,5 млн рублей

«В снегопад он прёт, как катер»

Недавний бешеный снегопад Артем провёл за рулём Zeekr и, говорит, был поражён его проходимостью.

— Мне пришлось ещё ехать за город, где дороги вообще не чищены, но он показал себя отлично: кажется, вот-вот зароется, а он прёт, точнее, плывёт, как катер, прямо по снегу, — говорит Артем. — Может быть, помогает ещё идеально плоское днище.

У Zeekr 001 полный привод, просвет до 206 мм и чувствительная электроника, распределяющая момент между колёсами. Так что с проходимостью по снегу у него порядок, но всё же стоит иметь в виду очень длинную колёсную базу, которая ограничивает проходимость на изломах рельефа

Кроме того, в верхнем положении пневмоподвески просвет составляет 206 мм, то есть на уровне хорошего кроссовера. На зиму Артем купил резину Nokian Hakkapeliitta 9, что вообще-то удивительно, ведь её размерность — 21 дюйм, а тут санкции, уход производителей, дефицит…

— Ну да, мне когда сказали, что одна шина такого формата стоит 44 тысячи, я призадумался, — говорит Артем. — Но потом нашёл лайфак: у разных продавцов нашлись неполные комплекты, у одного — три шины, у другого — одна. Их продавали со скидками, в итоге резина обошлась мне в 22 тысячи рублей за колесо.

Недавно Артем прошёл на Zeekr 001 первое плановое ТО на пробеге 17 тысяч. Вообще-то можно было ездить до 40 тысяч, но Артем решил сделать его превентивно, тем более цена невысока — 7000 рублей. В отличие от классических автомобилей, замены потребовал салонный фильтр и масло в редукторах. Впрочем, самый дорогой узел электромобиля — это батарея, и нуждается ли она во внимании, покажет лишь время.

Артем Смирнов говорит, что по сравнению с его предыдущей BMW 5 у Zeekr другой характер, например, он мягче и не так здорово рулится. Зато динамика у него — как у самых навороченных бензиновых машин, которые сегодня втрое дороже

Напоследок я спрашиваю Артема, какой будет его следующая машина?

— Только электрической! — сходу отвечает он. — Один раз попробовав, возвращаться на бензиновые уже не хочется. Я также хочу изучить и попробовать гибриды, типа Li 9, но с другой стороны, чисто электрические кажутся мне интереснее.

39 Comments

  1. Таким образом, если у Вас есть 5.5 млн), маломощная розетка на 7 кВт (!!) с хорошим напряжением зимой, и Вы готовы неспеша на скорости 160-170 км/ч (трэш!!! не такой зеленой энергетики мы ждали) ехать к морю 5 суток, добро пожаловать в клуб, тем более очередей на ЭЗС пока нет и похоже не будет) (в нашей стране)

    Как итог, Вы сможете сэкономить треть на бензине (или больше при наличии маломощных розеток) и задуматься о гибриде.

    В общем, я начинаю сомневаться что и через 20-30 лет будет доля продаж хотя бы 50% в мире, (реально ну 30% от силы) очень серьезные вложения нужны в инфраструктуру с сомнительными перспективами. Ну если вы вдруг не Китай и не поставили цель стать энергонезависимыми от других стран.

    1. Ну, пока электромобиль — это, скорее, эмоциональный выбор, но в целом, уже не такой далёкий от здравого смысла, как 10 лет назад. Прогресс просто сумасшедший. Батареи за это время подешевели в 10 раз, побег возрос в 3-4 раза, количество ЭЗС пока недостаточно, но растёт довольно бодрыми темпами.

      Для жителей частных домов, в принципе, уже проблем нет. Даже 7 кВт зарядки (а есть и втрое более мощные) вполне достаточно, чтобы ездить по городу, ну а на трассах, конечно, нужны скоростные ЭЗС и они появляются. Так что надо смотреть на тенденцию: ещё десять лет назад все смеялись, мол, никогда электромобили нигде не приживутся, а теперь мы констатируем, что разработка новых типов ДВС практически остановилась, зато в электромобили вливаются сумасшедшие деньги и это даёт результат. Скоро опубликую статью про современные аккумуляторы и области, где стоит ждать прорыва.

    2. И не забудем пикатный факт: Зикр в 3-4 раза дешевле классических автомобилей с таким оснащением и динамикой. Поэтому сегодня это марка №1 в России среди BEV

  2. Цыплят считают по осени, а здесь еще даже не лето. Проехать 3000 км на электричке, это, знаете ли, много. Да, есть какие-то проблемы с кабелями, но это даже не столько проблемы, сколько неосведомленность и недоработка владельцев зарядных станций. Очень быстро это исправится. Для станции приобрести кабель за 23 тысячи это не так уж и много. так что я не разделяю пессимизма, что электромобили не заменят: заменят и очень быстро обычные ДВС

    1. Согласен, собственно, история выше — просто про первый опыт владения, когда человек ещё не разобрался, что к чему. Также на бензиновой машине можно встрять, если не знать, как лючок бензобака открывается))) Конечно, пока всё это далеко от идеала, чтобы каждый купил себе по электромобилю, но я просто вспоминаю свой жутковатый вояж 10-летней давности на электромобиле Citroen C-Zero, когда до Чебаркуля она доезжала только на 50 км/час и ни на йоту больше. Zeekr в таком режиме, думаю, до Казани бы доехал))))) И это всего 10 лет прогресса. А если посмотреть, сколько сейчас компаний работает над батареями, электромоторами, зарядными станциями, то думаю, что ещё лет через 10 особенных заморочек уже не будет (хотя мозг всё равно нужен, тут от типа машины не зависит))

      1. Да, у меня такое было. Брал какую-то в свое время и минут 10 не мог понять, где у нее бензобак открывается. То ли Октавия, то ли китайский MyWay

      2. >> что ещё лет через 10 особенных заморочек уже не будет

        Прогресс дело такое относительное) вот в Сосновском районе 20 лет+ уже трубу газовую пытаются в землю закопать, и не факт, что закопают, это Вам не акб изобретать и бороздить на космических кораблях просторы Вселенной.

        P.S. молчу про трансформаторы, вот поставят котлы на 30 кВт и все, конец прогресса, и ничего то тут не поделаешь

      3. >> Цыплят считают по осени, а здесь еще даже не лето

        Тут уже не то что осень) зима уже) Первый электромобиль когда появился?

  3. Илье: ну, если смотреть в окно, где стоит ржавый «Запорожец» в течение десяти лет, наверное, можно подумать, что в мире ничего не меняется) Я просто предлагаю посмотреть в другое окно. Проблемы Сосновского района абсолютно понятны и предсказуемы и никак с темой электромобилей не связаны. И да, электромобили проектируют и делают люди, чуть более компетентные, чем распиздяи из Сосновского района, на которых пробу негде ставить

    По поводу первого электромобиля: он появился раньше автомобиля. И да, до появления литий-ионных аккумуляторов тема была нежизнеспособной. Колоссальные деньги тратились на разработку новых типов ДВС и это дало результат, но прогресс в этой области остановился. Сейчас всё внимание науки и техники перефокусируется на электромобили и это также даёт плоды. По хорошему, начало современной эры электромобилей нужно отсчитывать от 2008 года, когда появилась Тесла Роадстер, а если массовую историю брать — то переломным стал 2015 год. То есть 8-15 лет развития пока против 150 лет у ДВС. Дайте ещё десять лет и поглядим.

    Тут некоторые читатели десять лет назад ядом плевались, что ни одна серьёзная фирма не сделает ставку на электромобили. А теперь ни одна серьёзная фирма не обходится без электромобиля.

    Интересно, кстати, что фирмы-старожилы типа VW и GM испытывают колоссальные сложности. Думаю, что набор электромобильных брендов будет весьма отличаться от набора автомобильных, хотя тому же VW, наверное, удастся приспособится.

    1. >> что в мире ничего не меняется
      Своей страной в первую очередь интересуюсь, даже если в мире живу, как-то так вот пошло.

      >>никак с темой электромобилей не связаны
      Переведу) поставят Вам N-ском районе, электромобили на зарядку, что скажут энергетики N-го района, что нечего ставить котлы 30Квт при вводном на 15Квт (мне кажется это немного очевидными)

      Закон Мура не работает в процессорах, есть вероятность что в электромобилях тоже. (если сравнивать технологии в рыночных условиях, то электромобили даже не зеленые по прежнему, ну только если в зеленый покрасить)

      1. Инфраструктура подстаивается под потребности. Так-то энергетикам довольно выгодны пересадить всех на электромобили и брать за их зарядку повышенный ночной тариф. Думаю, всё это более чем решаемо. Конечно, всегда найдется очередной «Сосновский район», который из ничего сделает проблему, но я предлагаю не ориентироваться на худших ) Когда-то и с качеством бензина были казалось бы нерешаемые проблемы, но ничего, решились. И даже в самой отдалённой перди сегодня есть вполне приличный «Лукойл».

        Принципиальная проблема с электромобилем пока только одна — его батарея. Тут есть прогресс, но лучшее впереди. А что касается зарядных станций — вопрос сугубо технический и организационный.

      2. >> Инфраструктура подстаивается под потребности. Так-то энергетикам довольно выгодны пересадить всех на электромобили и брать за их зарядку повышенный ночной тариф.
        Что??))) В рамках истории как 100-200 лет конечно решаемо))

        >> И даже в самой отдалённой перди сегодня есть вполне приличный «Лукойл».

        Отдаленная пердь — это видимо трасса М4, мы наверное в разных странах живем, или вы живете в мире фанатов электромобилей) иначе не понять.

      3. У меня ощущение, что вы, Илья, из тех людей, кто на планёрках объясняет всему коллективу, почему это сделать невозможно. А потом другой сотрудник берёт молча и делает и даже не знает, что совершает подвиг)))

        Ну, а про «Лукойл» — западнее Красноярска он везде так-то есть. Как пользователь данной сети говорю) В Нарьян-Маре он есть если чо) Даже недалеко от колонии, где Навальный сидит, он есть, а уж более страшную пердь найти сложно. Ну, не нравится «Лукойл», напишите своё любимый бренд — ГПН, Роснефть, что-то да найдете.

        А живём мы в одной стране, просто у вас фильтр, видимо, мешающий видеть «Лукойл» кроме как на трассе М-4 😉

      4. >>есть вполне приличный «Лукойл».
        Фильтр вполне приличный это с туалетом (вполне приличным)
        .
        Я столько своим ощущениям не позволяю)))

      5. >> более страшную пердь найти сложно

        Вовсе не сложно, она как раз по пути за 3000км от Че, только не по федеральным трассам))

        Я же из тех кто сломя голову несется 90-100 км/ч, чтоб за двое+ суток доехать, надо же быстро забежать на ближайший Лукойл и в туалет сходить, чтоб дальше нестись.))))) а тут обломчик ))) а лес у нас не везде)) Надо электромобиль покупать, не иначе))))))

      6. Да что Лукойл))) когда на пп Верхний Ларс с нашей стороны туалет будет? Что в этом невозможного??) вот что??) потребность есть такая, можно плату брать)

        Подъезжаешь такой на авто за 7+ мультов с экраном, стоишь в очереди, приспичило тебе вдруг, ну мало ли, или с детьми едешь, а некуда)))

        Прогресс он такой неравномерный)).

      7. Вы так быстро тему меняете, что я уже не успеваю. Прогресс не равномерный, но из этого не следует, что его нет. Всегда будут регионы или туалеты, которые застряли где-то в XIX веке, равно как и люди, которым в них хорошо (тут я без осуждения говорю). Электромобили — это, конечно, новая тема, рискованная, интригующая, не для Кузьмичей, которые всё ещё грезят о рамном джипе с честным V6 и непременно гидромеханическим автоматом. И опять же, без осуждения. Пусть каждому будет своё.

      8. Надеюсь я из тех, кто не подвиги делает, а в срок заявленный объем, а результат оценивает по самому слабому звену в цепи (ну там рвется обычно), а хочется чтоб было надежно. (Т.е. если у вас чистого туалета нет, значит неуд)

        Как это относится к автомобилям?, у работников Автoваза тот же самый вопрос был к Бу Андерсону, который автомобили начал делать с туалета. (Как это связано??? и чего так перескочили? мистер Андресон объясните людям уже)

        P.S. Т.е. работник который не через одно место делает, но смело можете это отнести к раздутому самомнению))) не страшно.

      9. >>>Надеюсь я из тех, кто не подвиги делает, а в срок заявленный объем, а результат оценивает по самому слабому звену в цепи (ну там рвется обычно), а хочется чтоб было надежно. (Т.е. если у вас чистого туалета нет, значит неуд)

        Эта философия мне близка, за это — уважение. Просто оставьте немного места и для фантазии и риска, без которого прогресс обычно невозможен. Электромобили — это не состоявшийся факт, это развивающееся явление. Также как ребёнка мы не судим в пять лет, может ли он там штангу поднять или нет. Так и электромобили нужно судить с учётом общей тенденции. А она даже в России уже заметна, хотя нам на этом пути гораздо сложнее, тут согласен.

    2. Я уже смирился с мыслью, что моя текущая машина — последняя из настоящих. Следующая будет либо китайская, либо электрическая, либо и то и то. Поэтому берегу её очень, планирую 15 лет ездить и доказать, что 6B31 — миллионник:)

      1. Я вообще думаю, что бензиновые машины, пока их не запретят окончательно (а это в лучшем случае середина века) будут иметь своих поклонников, также как винил, плёночные фотоаппараты, телефоны Nokia 3310 и так далее. Совсем не говорю, что это плохо) Пусть так и будет. Но мне кажется, что попробовав раз классный электромобиль, многие изменят мнение. Я фанател от темы ещё когда все электромобили были страшными чахотками, но сейчас, попробовав современные образцы, окончательно понял, что это прям кайф. Но и вопросов ещё много, так это и хорошо — есть о чем поговорить)

  4. «не для Кузьмичей, которые всё ещё грезят о рамном джипе с честным V6 и непременно гидромеханическим автоматом»
    :)))

    1. Я к такой философии с пониманием отношусь если что)))) Я просто за то, что разные вкусы — это вообще ни разу не плохо. У нас как-то если человек ездит на новом солярисе, то и ничего другого быть не можем. А если у него лохматый БМВ, то лучше машины нет. А так-то люди разные, машин много, и хорошо, что каждому своё. И у электромобилей формируется свой рынок.

      Я, кстати, с сыном в снегопады спорил: он говорил, мол, вот бы Зикр, он бы проехал. А я такой: «Да у зикра колёса широченные, в снег это минус». Но владелец говорит, что машина по снегу прёт будь здоров. И ещё я выдвигающиеся ручки хаял, мол, примёрзнут. А оказалось, они же вообще не выдвигаются у него, дверь автоматически открывается (правда, безрамочные стекла примерзают). Короче, думаю, если не будет мирового коллапса, Кузьмичи 2035 года будут рассуждать, что нафиг все эти водородные погремушки, нужен честный мотор на постоянных магнитах и литий-ионки, а не всякие там чудные натриевые))))

      1. Ну если Вами наблюдаемое подрастающее поколение интересуют вообще авто, это интересный факт. Т.к. тех которых я наблюдаю, им достаточно фиолетово на авто, (и тем более на постоянные магниты и литий-ионки)))) ) т.е. по моей версии будущих Кузьмичей будет интересовать, что-то другое. Короче вместо жевачки турбо, они предпочитают персонажей из игр, если Вы наблюдаете другое, ну это интересно.

      2. Вот автомобили с ДВС подрастающему поколению действительно уже не интересны, но электромобили — тут немного иная история. Это же гаджеты. То есть помимо электрического привода у них мощная мультимедийка, зачаточный автопилот, и да, какая-то часть молодёжи интересуется, что там Сяоми придумала и сколько там Тесла Плейд до сотни делает. У меня сын прётся по таким видео (14 лет), хотя к автомобилям был изначально равнодушен.

        Ну и опять же, при чём тут интерес молодёжи? Они и устройством канализации не интересуются, это не значит, что у нас дома с дыркой в полу)))))

        Всё равно потребность в транспорте того или иного формата сохранится: вероятно, доля частных машин сократится, доля роботизированных такси возрастёт, может быть, новые формы ОТ появятся, так что всё равно любопытная тема.

      3. >>Ну и опять же, при чём тут интерес молодёжи?

        Не знаю как в журналистике, а в остальных областях при планировании будущих финансовых потоков и разработке новых проектов)) И некоторые рассуждения доходят даже до меня, например по теме необходимости «геймификации» всего и вся.

        Да по канализациям новых проектов маловато) действительно) хотелось бы больше внимания этой теме) Тема безусловно одна из важнейших.

      4. Так интерес и спрос — это вообще-то разные вещи. Я вот не интересуюсь картошкой вообще, но спрос обеспечиваю. Я не интересуюсь смартфонами вообще, но у меня их три. Вы чет кислое с солёным путаете. Спрос на транспорт ещё долго сохранится, пока мы окончательно в виар не переселимся (думаю, это уже поколение наших внуков будет)

      5. Ну как это путаю, мы же рядовые работники должны добывать как то эту самую картошку. А технологии продажи картофеля роботизируются))), упрощаются много не заработаешь. А вот там где интерес, много новых рынков и денег, и работать поприятнее.

        Поэтому даже я периодически интересуюсь, может уже новое образование надо получать, а я все картофель продаю на калькуляторе сдачу считаю.

      6. Ну, раз ушли в самоиронию, будем считать дуэль завершённой. Благодарю за участие и до новых электро-баттлов)

      7. Раз уж ты меня записал в Кузьмичи(хотя это не совсем так, но близко), то вот лови мои аргументы и попробуй с ними поспорь:)
        1) ЭМ никакие не супер эффективные, пока нет полного покрытия атомной энергией. Всё, забыли про экологию, нет её в электричках. КПД электростанций хуже, чем у автомобиля. Про производство аккумуляторов лиионых вообще молчу. Выносим экологию из города — да, но экологично ли это — нет.

        2) Лиион аккумуы очень стрёмно горят при замыканиях. Бензин тоже горит, но всё же он не так-то просто растекается, а бак не занимает всё свободное пространство в авто. Представляешь последствия столкновения какого-то более или менее бодрого? Так бы человек подлечился амбулаторно и ок, а так всё, сгоришь и выскочить не успеешь.

        3) Переработка лиион аккумуляторов до сих пор не налажена толком.

        Про лиион больше говорить не буду, ясное дело, что он не подходит для массового применения в авто. Ну ты говоришь про другие какие-то батареи, ок, мб. Переходим к пункту 4.

        Электричество. Если кратко, то я вот смотрю как россети работают и грустно. Какие массовые электромобили… Ну если только они и станут толчком к развитию, тогда может быть. Пока, если честно, верится с трудом. Это колоссальная трансформация электросетей нужна, с текущим уровнем управления(а он вроде как рискует сохраниться) это не выглядит возможным. Мб и ошибаюсь, хз.

        Но! Я не Кузьмич всё же, я очень даже охотно пускаю прогресс в свою жизнь и какой-нибудь электроквадроцикл с радостью бы купил, да что-то нет ничего достойного.

  5. Антону Л.

    По 2 и 3 пункту, наверное, в отдельных постах поговорим, пока не до конца владею темой. По поводу экологичности.

    Ну, вот смотри: все упёрлись в то, что электромобиль непременно должен питаться от ТЭЦ. На самом деле, электромобили заточиваются под другие виды энергетики. Ты знал, например, что Уругвай (самая развитая страна Латинской Америки) 90%+ электричества вырабатывает на чистых ветряках? Ну да, они потратились изначально, теперь пожинают плоды — всё это за 15 лет сделано. В Германии уже ветряки+солнце дают половину энергии. Опять же, это не законченный тренд, он ещё развивается. И вся чехарда с нефтяными рынками только подстёгивает его. Я не говорю о перспективе 2 лет, я говорю о перспективе 20-50 лет. Сейчас мы видим раннюю стадию перехода.

    Но даже если взять ТЭЦ, окей. Во-первых, у них КПД под 90% (с учётом тепловой части), во-вторых, они на чистом природном газе работают, а главное, ТЭЦ гораздо дальше от города, их влияние именно на твоё здоровье нулевое. В отличие от тачки, которую сосед под твоим окном прогревает. Ты просто не замечаешь воздействия СО, например, потому что оно тупо не заметно. Человек при сильных отравлениях падает в обморок, при слабых его просто мутит. В ЧЛБ в безветренную погоду вдоль дорог попробуй походи.

    Наконец, в производстве батарей тоже наметился прогресс, не знаю, слышал или нет, но Тесла запустила производство батарей с сухими электродами, а именно их просушка является одним из самых энергоемких и токсичных процессов. Так что надо смотреть в динамике, а не пользоваться аргументами, которые за десять лет не изменились (в отличие от технологий)

    PS я не считаю тебя Кузьмичем. Кузьмич на Тойоте должен быть 😀

  6. Добавка по Россетям: ну да, это громоздкая структура, но, честно говоря, пока у меня нет ощущения, что они как-то тормозят процесс. У них есть свои ЭЗС, но попутно уже с десяток фирм ставит частные ЭЗС, тот же Punkt e и Electromobiles — у них мощные 150-квт зарядки. В Челябинске начали выпуск ЭЗС Elli, в этом году 300 штук по Уралу и в МСК поставят. Короче, этот вопрос решаемый. Подключение ЭЗС требует, безусловно, рассчётов и разрешений, но это вопрос чисто организационный. А коль скоро у нас с самого верха ветер дует и Минпромторг ножкой топает, я думаю, тут сделают зеленую дорогу. Вот Малиновка будет без света сидеть ещё лет десять, это да)

    1. Ок, я согласен, что если мы говорим о цифрах 20-50 лет, то это всё может быть. Действительно, батареи там и всё такое могут развиться. Допустим, согласен. Помотрим че каво, может быть. Я вообще ни разу не сторонник ДВС, наоборот, считаю что это очень устаревшая технология, а всякие турбины и т.п. лишь отсрачивают её падение в бездну забвения.

      1. Да, в течение этих 20-50 лет наступит какой-то переломный момент, когда переход приобретёт лавинообразных характер. При этом бензин и дизель останутся, просто доля будет сокращаться и ограничиваться всё более специфической техникой.

        Кстати, предвижу, что быстрый прогресс в этой области породит много узких мест, типа очередей на ЭЗС (Тесла уже столкнулась), и скептики электромобилей будут представлять это фундаментальной и неразрешимой проблемой 😀 То же с нагрузкой на сети, с утилизацией батарей… Да, этот переход не будет линейным и гладким, как и любой прогресс вообще.

  7. А я вот честный Кузьмич. Леху дизельного менять не собираюсь. Не готов я пока к приключениям на 3000 км поездки с электричкой. Хотя третья машина а семье — именно электричка. И в качестве городской машины (да еще с собственной розеткой) это замечательный автомобиль.

    1. Алексей, так и правильно, речи же не идёт о том, что все резко должны пересесть на электрички — это коллапс будет) Просто сама тенденция довольно устойчивая и поэтому интересна. А так я и сам пока не готов на электро садится, но главная причина, пожалуй, потому что нет домашней розетки. Вот если свой дом будет — можно уже думать, пробеги у меня обычно небольшие.

      Не уловил, у вас третий автомобиль в семье — электричка? Nissan Leaf?

      1. Нет. Два ДВС. Бензин и дизель. Третья машина VW I’d 4.
        И да, наличие домашней розетки было определяющим фактором при покупке машины.
        Сейчас четверо моих товарищей задумываются о покупке электрички. Первое что я им говорю — где вы будете ее заряжать. Ответьте себе на этот вопрос и тогда принимайте решение.

      2. Интересно. Если что, можно сделать небольшой обзорчик на ID.4 — всё чаще и на улицах вижу, думаю, людям любопытно, что за зверь. По формату примерно как вот этот материал

Добавить комментарий