Челябинец Юрий при оформлении ОСАГО на свой автомобиль вдруг обнаружил, что территориальный коэффициент для города — максимальный в стране (такой же только в Мурманске). «У нас коэффициент 1,88, — пишет Юрий. — Москва, Тюмень, Питер — коэффициент 1,8, а в Екатеринбурге и других миллионниках всего 1,64. Минимальный коэффициент составляет 0,68 для Якутии, Забайкалья, Крыма и так далее. Думаю, есть резон для написания статьи». Резон есть как минимум потому, что обоснованность столь высоких тарифов совсем не очевидна.
Юрий не ошибся: Челябинск много лет остаётся лидером по дороговизне ОСАГО. До 2020 года территориальный коэффициент был ещё выше, 2,1 единицы, но после очередной реформы его снизились до 1,99 единицы, а в начале 2022 года — до 1,88. Но наравне с Мурманском наш город остаётся чемпионом по стоимости страховки. Напомним, что при расчёте цены полиса страховщики умножаются базовый тариф на ряд коэффициентов, включая территориальный. Поэтому, например, если для жителя Екатеринбурга ОСАГО стоит 7000 рублей, то для жителя Челябинска с теми же параметрами — 8025 рублей.
Страшное слово «юрист»
Дороговизну челябинского ОСАГО страховщики чаще всего объясняли высокой активностью в городе автоюристов, которые добиваются от страховых компаний максимальных выплат за счёт штрафов, пени и так далее. Верифицировать этот тезис сложно, равно как трудно понять, почему именно в Челябинске и Мурманске сложились такие сильные школы «автоюризма».
Мы отправили запрос в Российский союз автостраховщиков (РСА) и Банк России с просьбой прокомментировать ситуацию и опубликуем ответы сразу после получения.
Кстати, высокие территориальные коэффициенты есть и в других городах области: в Магнитогорске — 1,64 (как в большинстве городов-миллионников), в Копейске — 1,48. Для совсем мелких населённых пунктов Южного Урала установлен коэффициент 1, которые не рекордный для страны, но тоже сравнительно высок: допустим, для Самарской области он составляет 0,92, а для ростовской — 0,84.
При этом из открытых данных, которые РСА публикует на своём сайте, высокой аварийности Челябинска не заметно. Правда, территориальные коэффициент назначают для каждого города, а данные РСА относятся к регионам. Но Челябинск — самый автомобилизированный город области, и если бы аварийность здесь была экстремальной, это отразилось бы и на региональных рейтингах.
Статистика на стороне Челябинска
По статистике РСА Южный Урал не попадает в число регионов с высокой удельной аварийностью. Так, последние данные опубликованы в конце ноября 2023 года, и в лидерах по частоте аварий — республика Дагестан, Ингушетия и Чечня, затем Приморский край, Новосибирская область, Хабаровский край, Карачаево-Черкесская республика, Якутия, Чувашия, Санкт-Петербург. Челябинская область находится в глубине списка с показателем 4,8%, что вдвое ниже, чем у регионов-лидеров.
А вот рейтинг регионов, в которых велика доля высокоубыточных полисов (тех, что страховщики передают в пул, то есть не хотят страховать своими силами). На первом месте Чечня, затем Дагестан, Приморский край, Тыва, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Бурятия, Карачаево-Черкессия, Якутия… Где именно находится Челябинская область, неясно, но не в лидерах списка. При этом территориальный коэффициент в Чечне составляет 0,82 единицы, то есть более чем в два раза ниже челябинского.
Не попадает наша область и в список регионов, где автомобилисты любят подавать на страховые в суд. По данным на середину прошлого года лидером была республика Марий Эл, за ней шли Северная Осетия-Алания, Архангельская область, Камчатка, Ярославская область, Адыгея, Ингушетия, Краснодарский край, Мурманская область и Приморский край. Нет Южного Урала и в перечне областей с высокими накладными расходами. Нам не удалось найти ни одной метрики, согласно которой Челябинская область выглядела бы вопиюще на фоне других регионов.
При этом по статистике отдельных страховых Челябинск и вовсе относится к весьма безаварийным городам: например, он попал в «белый список» страховой «Согласие». Худшие результаты были у Краснодара, который имеет территориальный коэффициент 1,64, то есть на 13% ниже челябинского.
Складывается впечатление, что дорогое ОСАГО досталось Челябинску по наследству, и город, получив один раз чёрную метку, автоматически попадает в список наиболее проблемных. Хотя есть ли к этому статистические предпосылки — вопрос открытый. Ждём ответа РСА или Банка России.
Дак это, нацпроект. По решению президента.
Этот лозунг можно под любой ямой российской действительности подписывать.
Гнобить Челябинск — нацпроект? )
Не то чтобы, характерно для всех городов, кроме Москвы. Туда еще хватает денег, чтобы не чувствовали дно. Но и там уже звоночки, как с Подольском. Сейчас, главное развернуть лозунг, что вот они все виноваты, разворовали, главный не доглядел, но ничего, надо затянуть пояса и вперед, восстанавливать. Уже начали отжимать собственность, приватизированную в 90 под госуправление. Что из этого выйдет никуда ходить не надо, получится республика ШКИД-2. Хотя, сдается мне, что поотжимают, а потом снова «приватизируют» уже другими, через несколько лет. Ладно бы только бывшую госсобственность, так забирают и у тех, кто нажил сравнительно честным путем.
Ну а касательно страховки — что тут скажешь. Наверное, есть какой-то лоббист от Челябинска.