В начале 2024 года автопроизводители отказались от традиционного повышения цен, а сейчас наблюдается своеобразный ценопад: марки соревнуются друг с другом размерами скидок, пытаясь переиграть конкурентов в номинации «цена от…». Скидки на прошлогодние автомобили бывали и раньше, но уже несколько лет подряд январское подорожание было настолько явным, что под скидками, скорее, понимался возврат к декабрьской цене. Сейчас же демпинг идёт относительно честный: в статье ниже мы сделали обзор прямых скидок на популярные модели, к которым добавляется дисконт за пользование кредитом или трейд-ин. И можно констатировать почти повсеместное, пусть и временное, удешевление машин
Продажи января. Первый месяц 2024 года оказался достаточно успешным, и, по данным «Автостата», продажи легковых машин превысили 80 тысяч штук, что лишь немногим ниже результата последнего докризисного месяца — января 2022 года. Лидером рынка предсказуемо стала Lada, за которой расположилась ведущая китайская четвёрка — Haval, Geely, Chery, Changan. В рейтинге моделей два первых места у тольяттинских Granta и Vesta, за которыми идёт Haval Jolion тульской сборки.
Насколько снизились цены
В начале февраля ощутимо подешевел кроссовер Omoda C5, причём сильнее всего — в базовой комплектации, которая стала доступнее сразу на 240 тысяч рублей. Теперь автомобиль стоит от 2,44 млн рублей, и это отчасти символично, потому что столько же он стоил год назад. В течение 2023 года Omoda С5 дорожала, и минимальная цена выросла до 2,68 млн. Теперь её вернули на прежний уровень, но речь об автомобилях прошлого года выпуска. На остальные версии скидки меньше — 140-190 тысяч рублей.
Подешевел и седан Omoda S5, причём его стоимость и так была снижена в прошлом году, а теперь добавлена безусловная скидка в 100 тысяч рублей на базовую версию. Минимальная стоимость теперь составляет 2,15 млн рублей, что также означает возврат к прошлогоднему прайсу.
Материнская марка Chery также снизила стоимость кроссовера Tiggo 8 на 240 тысяч рублей, а на ряд версий Chery Tiggo 7 Pro Max — на 110 тысяч. Для соплатформенного кроссовера Jetour Dashing предлагается прямая скидка аж в 300 тысяч рублей, что с учётом изначально более низкой цены делает его одним из самых привлекательных предложений сегмента.
Впрочем, конкуренты не отстают: Haval Jolion, который и так был одной из самых дешёвых иномарок в России, предлагает скидки в 100 тысяч рублей на весь модельный ряд дорестайлинговых кроссоверов. С учётом дисконта они стоят от 1,849 млн рублей, что на 150 тысяч дешевле обновлённых Jolion, которые также появились в продаже.
Скидка в 200 тысяч рублей действует для обеих комплектаций Haval M6, который стоит от 1,979 млн рублей за машины 2023 года выпуска. Автомобиль дебютировал в прошлом году и по размерному классу сопоставим с Haval F7, но во многих аспектах проще и бюджетнее его. Зато по соотношению цены и вместимости это сегодня, пожалуй, самое смелое предложение на рынке: так, минимальная цена Haval F7 на 400 тысяч выше. При этом скидки предлагаются и для F7 на все версии, кроме базовой: от 100 до 300 тысяч рублей. Например, полноприводный Haval F7 c 2-литровым мотором стоит сейчас от 2,599 млн (2023 года выпуска).
Его одноклассник Dongfeng 580 подешевел сразу дважды: сначала компания снизила цену на 100 тысяч в середине января, затем ещё на 150 тысяч в конце. Теперь за кроссовер с 1,5-литровым турбомотором и вариатором просят от 2,5 млн. Чувствуется, что импортируемым моделям сложно конкурировать с Haval тульской сборки.
Changan уже не первый месяц предлагает дисконт сразу на несколько моделей, и, что интересно, на 100 тысяч рублей снижена стоимость самой доступной иномарки России — Changan Alsvin. Базовая версия с роботизированной коробкой передач стоит сейчас от 1,65 млн рублей. Автомобиль является одноклассником Hyundai Solaris и Lada Vesta, причём последняя лишь ненамного дешевле: доступные у дилеров версии с механической коробкой стоят от 1,6 млн.
Самую большую скидку в 200 тысяч рублей Changan предлагает на кроссовер Uni-K и его гибридную версию iDD. А конкурентоспособность относительно нового Changan Eado Plus должна повысить скидка в 100 тысяч: цена седана стартует от 2,23 млн.
«Москвич», на наш взгляд, погорячился с ценой лифтбэка 6, который осенью прошлого года дебютировал с прайсом от 2,626 млн рублей. До конца зимы на машины 2023 года действует прямая скидка в 200 тысяч рублей на 136-сильный версии, хотя даже так автомобиль получается дороже соразмерных седанов. На кроссовер «Москвич-3» есть скидка в 100-200 тысяч рублей, но даже с ней минимальная стоимость стартует от 2,12 млн рублей. Это выше прошлогоднего прайс-листа, который стартовал от 1,97 млн.
В январе Geely подняла стоимость ряда моделей, но на символические 10-20 тысяч рублей. При этом на автомобили прошлого года предлагают скидки, например, на средние версии Geely Coolray I — 65 тысяч рублей, на топовые — 155 тысяч. При этом прошлый Coolray уступает место новой версии, которая импортируется из Китая, но модель первого поколения белорусской сборки по-прежнему можно купить под именем Belgee X50. Цена начинает от 2,291 млн рублей, что дешевле оставшихся Coolray I, которые стоят от 2,345 млн. Новый Coolray ощутимо дороже (от 2,61 млн), хотя на него предлагают скидку в 50 тысяч.
Geely распродает кроссоверы Atlas первого поколения со скидкой 80-150 тысяч, благодаря чему стоимость кроссовера с 1,5-литровым мотором (150 л.с.) и автоматом начинается от 2,684 млн. Новый Atlas ощутимо дороже — от 3,195 млн, и прямых скидок пока нет.
Хорошие скидки предлагают и малоизвестные марки, например, Kaiyi E5 калининградской сборки подешевел сразу на 270 тысяч и теперь стоит от 1,925 млн рублей. Вероятно, это реакция на выход нового Geely Emgrand, который с учётом скидок стоит сейчас от 1,96 млн рублей.
АВТОВАЗ не предлагает прямых скидок, но пока и не повышает стоимость моделей. При этом стоимость Lada Vesta менялась трижды за осень, а сейчас цена топовых версий подбирается к 2,4 млн рублей. C января подорожали УАЗы, правда, речь про модели нового модельного года: «Патриот» прибавил 50-60 тысяч рублей. Стоимость внедорожника 2023 года выпуска с учётом доставки (она тарифицируется отдельно) составляет 1,6 млн рублей.
Что дальше?
Считать нынешнее снижение цен тенденцией рано. Ещё в конце прошлого года дилеры отмечали затоваривание складов, чему способствовал эффект маятника: в первой половине 2023 года рынок был дефицитным из-за трудностей логистики, но когда ближе к осени поставки наладились, случилось несколько неприятных событий. В августе вырос утилизационный сбор, Банк России несколько раз поднял ключевую ставку, а доллар закрепился в диапазоне 90-100 рублей. В итоге произошла рассинхронизация поставок и спроса, что привело к накоплению складов и стабилизации цен.
Во всех случаях речь идёт не о долговременном снижении цены, а о скидках на автомобили прошлого года. Склады понемногу очищаются, в феврале поставки снизятся из-за китайского Нового года, так что цены автомобилей 2024 года выпуска могут вернуться к росту уже весной. К этому подталкивают невыгодные курсы валют, общая инфляция и отсутствие противовесов в виде локализованных иномарок российской сборки (кроме Haval).