Яркая надпись «Москвич» на борту отрабатывает каждый грамм своей пленки: люди сбегаются к тебе с горящими глазами и расспросами. Правда, в основном люди в возрасте 40+, кто еще помнит оригинальные «Москвичи». В основном удивляются дизайну машины и сравнивают с каким-нибудь «Москвичом-412», который был у папы в 1976 году, заключая: «Ну, ничё, ничё, наконец-то сделали нормально. А движок какой? Не УЗАМовский хоть?». Нет, движок не УЗАМовский, он китайский и с турбонаддувом. Потому что де-факто это JAC JS4, ребрендированный под «Москвич», говорю я. Легкая тень бежит по челу земляков, но большинство принимает новость достойно: «Китайский? А чё такого? Сейчас всё китайское. Айфоны тоже китайские». И не поспоришь. А наша задача сегодня разобраться, насколько «Москвич 3» попадает в российскую аудиторию, и что вообще за аудитория у «Москвичей» XXI века?
Если вы пропустили последний год, предыстория появления «Москвича» такова: прошлой весной Renault ушла из России, оставив и московский завод, который в свое время достался французам как раз от «Москвича» (точнее, АЗЛК). Идея возрождения «Москвича» витала в воздухе, тем более еще до кризиса к бренду приценивались Renault и Volkswagen. Но если с названием все получилось изящно, то с выбором модели сложностей оказалось больше. В приоритете стояла задача спасения коллектива завода, так что времени на раскачку, как обычно, не было. Поэтому первым «Москвичом» стала копия кроссовера JAC JS4, который до этого собирали в Казахстане и недолго ввозили в Россию под родным брендом. В Москве его делают в режиме крупноузловой сборки из китайских машинокомплектов, то есть российский вклад пока стремится к прикручиванию ходовой части и бамперов. Над таким подходом легко иронизировать, но, с другой стороны, какие еще были шансы перезапустить завод за полгода, спасти оборудование, коллектив, менеджмент? Объективно — никаких. Тот факт, что «Москвич» является хэфэйцем (в Хэфэе — штаб-квартира JAC) есть следствие куда более глобальных причин, чем желания самого завода. Так что оставим иронию и оценим его чисто потребительски: годится ли машина на замену, скажем, «Дастерам», которые выпускались в Москве до весны 2022 года?
Китайцы достигли такого прогресса в интерьерах, что у некоторых машин вроде Changan Uni-V они поражают воображение лихостью форм. На этом фоне интерьер «Москвича» не выглядит сенсационно, но он вполне симпатичный и глаз не режет: плюс-минус, это уровень Duster второго поколения. Аналоговые приборы оформлены в «фольксвагеновском» стиле и этому, вероятно, есть объяснение, потому что сам JAC ранее заявлял, что автомоиль разработан при участии немецкой стороны. Классно смотрится селектор вариатора, блестит лаком сенсорная панель, цветной экран не перегружен функционалом. Да и эргономика, в общем, неплохая: в минусы я бы записал ограниченные возможности регулировки кресла и руля (он не двигается по вылету). А главная претензия связана как раз с сенсорными панелями.
Я уже было похвалил «Москвич», что он не топит тебя в гуще слоистых меню на экране (как, например, Haval Dargo). Климат-контроль, рециркуляция, магнитола — всё управляется элегантной, как рояль, сенсорной панелью ниже дисплея. Но на ходу пользоваться ей оказалось не очень удобно, потому что обратной связи при нажатии кнопок нет, а шрифты на экране мелкие и не очень контрастные. Почему нельзя вывести нужную информацию ярко и на полэкрана?
Но если не брать технократические изыски, базовая эргономика «Москвича» вполне рабочая, хотя я бы советовал применять автомобиль под себя: диапазоны регулировок у него не слишком широкие. Зато он довольно просторный в задней части салона. По габаритам «Москвич 3» близок к Renault Duster, Skoda Karoq, Nissan Qashqai, Chery Tiggo 4 Pro, но все же он чуть длиннее их и скомпонован так, что место не съедается полноприводной трансмиссией или независимой задней подвеской — их тут попросту нет. Поэтому сам за собой я сажусь вольготно, тоннель пола низкий, а багажник имеет объем 520 литров, то есть больше, чем у эталонного Karoq. Под полом, правда, лишь колесо-докатка, но места достаточно и для полноразмерной запаски. Из минусов, пожалуй, лишь тугие кнопки складывания задних сидений и образующаяся при этом ступенька.
У автосалона, где я забирал автомобиль, довольно разбитая дорога, на которой мы в свое время проверяли и Renault Logan, и Duster. И первые ездовые впечатления от «Москвича» очень напоминают как раз о Renault: подвеска кажется достаточно комфортной и склонной обволакивать ухабы, рытвины и рельсы, не страдая при этом раскачкой. Я уже мысленно ставил ей высший балл, но какая-то злобная выбоина вдруг прострелила подвеску и отозвалась ощутимым тычком. Предельные возможности «Москвича», пожалуй, послабее, чем у подвесок Renault, но если не штурмовать кратеры, на которых рискуешь пробить шины на 17-дюймовых колесах, он обеспечивает хороший виброкомфорт.
Одной из причин заката предыдущего «Москвича» и его тогдашнего флагмана 2141 считается отсутствие хорошего мотора: на довольно крупный хетчбэк ставили двигатели от вазовской «шестерки» или агрегаты из Уфы (УЗАМ), а также примеряли импортные моторы, включая и Renault. Но последние были дороги, а отечественных 75–85 л.с. было недостаточны для автомобиля, который тогда считался практически D-классом. Наверное, поэтому и сейчас любопытные частенько спрашивают о моторе, но у нового «Москвича» с этим не то что порядок, а даже некоторый избыток. Пока он доступен только с 1,5-литровым турбомотором мощностью аж 150 л.с., при том, что оригинальный JAC JS4 декларировал его мощность на уровне 136 л.с.
На тесте был автомобиль с вариатором бельгийской компании Punch Powertrain, которая после разрыва с немецким производителем трансмиссий ZF в 2016 году была выкуплена китайской Yinyi Group и с тех пор работает в основном на азиатские рынки, сохравнив при этом заводы и в Европе. В отличие от более привычных нам вариатором Jatco с гидротрансформаторами, у «Панчей» используется пакет фрикционов, проще говоря, автоматическое многодисковое сцепление. Плюс это или минус, сказать сложно: на ходу изредка чувствуешь работу сцепления, но внимания не обращаешь.
Разгон не взрывной, но и не кислый: для практических целей, когда нужно перелистнуть на трассе пару грузовиков, его достаточно. Интересно, что в технических характеристиках «Москвич» не указывает динамику разгона, но первые владельца по данным с диагностического разъема намерили 10,2 секунды до 100 км/час, что похоже на правду. После обкатки и на хорошем покрытии, вероятно, получится менее 10 секунд.
Инструкция утверждает, что вариатор имитирует работу шестиступенчатого «автомата». С имитацией у него, как у некоторых женщин, не очень, и в нашем случае при интенсивных разгонах коробка загоняла стрелку тахометра на 5000 об/мин и держала там до окончания атаки. Поэтому и главным возмутителем акустического спокойствия у «Москвича» является двигатель в режиме максимального ускорения. Нечто подобное встречалось и на других машинах, скажем, Toyota Corolla (но там двигатель зависал на 6000 об/мин). Зато у «Москвича» удобно включать режим S: качнул рычаг вправо, обороты подскочили, реакции на газ обострились. При этом алгоритм разгона остается единым, просто в режиме D марш-бросок к 5000 об/мин будет более плавным.
Нет и особых проблем с управляемостью. В районе нулевой точки руль кажется рыхлым, что осложняет микроподруливания, но при агрессивной езде реакции кажутся естественными. «Москвич» не страдает избыточной валкостью и охотно входит в поворот, так что, пересаживаясь с легковушки, долго привыкать не придется. От водительской лихости страхует ESP, которая в данном случае нужна, потому что иногда «Москвич» как будто склонен к заносу (такие настройки порой выбирают, чтобы обострить реакции автомобиля).
Впрочем, он ведь и есть легковушка, разве нет? Полного привода не предусмотрено, а просвет составляет 170 мм, что является минимальным уровнем для кроссоверов и доступно многим хетчам, адаптированным для России. Угол въезда всего 17 градусов, тогда как у Renault Duster он превышал 30 градусов. На летних шоссейных шинах «Москвич» ехал по грунтовой дороге задумчиво и боязливо, а когда шины сдались, заработала система стабилизации с функцией противобуксовочной системы. Порой казалась, что машина вот-вот встанет, но нет: просто электроника душила тягу, а сам «Москвич» без особой драмы полз вперед. Если хочется покутить, ESP можно выключить, но кутить особенно не хочется.
Я распробовал «Москвич», когда основная часть тест-драйва осталась позади, машина была уже грязной, а сам я уставшим. Когда я просто ехал и слушал музыку через Apple CarPlay, «Москвич» начал убаюкивать: едет ровно, не трясет, не нервничает, если нужно — обгонит, не нужно — оставит тебя наедине с самим собой. Если иные китайские автомобили нацелены на то, чтобы поразить воображение, то «Москвич» из того непритязательного семейства машин, вроде Suzuki SX4 или Nissan Qashqai, которые ценят не за яркие черты, а за уместность в небольшой семье, где автомобиль — это член семьи, вроде верного пса. Наверное, небольшие семьи и являются его клиентурой, если не брать такси, каршеринг и разнообразные ведомства, которые уже обозначили интерес к «чисто российскому бренду».
Автомобиль пока доступен лишь в единственной комплектации, и выбор сводится лишь к типу трансмиссии: версии с механикой стоят 1,97 миллиона рублей, с вариатором — на 65 тысяч дороже. Комплектация, с одной стороны, достаточно богатая: сразу есть климат-контроль, система стабилизации, люк в крыше, релинги, 17-дюймовые колёса, камера заднего вида, мультимедийная система, электрический ручник, бесключевой доступ. Но нет банального подогрева сидений — камон! Когда-то мы потешались над первым Duster с его слепыми кнопками подогревов, но там они хотя бы были. Из других «недостач»: только две подушки безопасности. В общем, если оценивать старыми мерками, комплектация выглядит не совсем сбалансированной, в ней есть приятные излишества, но нет чего-то совсем базового.
Оказалось, что покупатели «Москвича» есть уже среди моих знакомых. Меня это заинтересовало: я спросил, почему выбор пал именно на «Москвич», ведь если за 1–1,5 миллиона новую иномарку сегодня не выбрать, то за 2 миллиона альтернатив немало: тут и китайцы, и оставшиеся у дилеров иномарки старой волны. Например, за 2 миллиона рублей еще можно присмотреть Hyundai Solaris. Знакомый ответил:
— Выбор продиктован здравым смыслом: мой Peugeot 308 (2009 года) забрали в трейд-ин за 400 тысяч рублей, плюс обложили скидками. Катаюсь пару недель, по сравнению с другими моими машинами «Москвич» нравится больше. Седан, вроде Solaris, не рассматривал в принципе, тем более, таких такси по городу пруд пруди, а хочется внедорожник. За сумму менее 2 миллионов найти автомобиль с автоматической трансмиссией и кучей опций сложновато. Тот же Solaris с «автоматом» будет стоить минимум 2,2 миллиона, имея двигатель 100 л.с., а здесь 150 л.с. плюс официальная гарантия 3 года.
«Москвич» немного дешевле Chery Tiggo 4 Pro: тот с вариатором стоит от 2,15 миллиона рублей, «Москвич» — от 2,035 миллиона. Но, например, Haval Jolion с семиступенчатым роботом и 147-сильным турбомотором оценивается в 1,9 миллиона при сравнимой с «Москвичом» комплектации. В общем, при всем дефиците конкуренции «Москвич» приходит в сегмент, где выбор все же есть. При этом иномарки старой гвардии дороже: например, оставшиеся Renault Duster со 150-сильным 1,3-литровым турбомотором стоят ближе к 2,5 миллиона рублей.
Советская марка «Москвич», если помните, обозначала народные автомобили, которые сегодня мы бы называли бюджетными: так, например, в начале 1970-х за «Москвич-412» нужно было отдать около 5000 рублей, вазовская «копейка» была на 10% дороже, а номенклатурная «Волга» стоила 8500 рублей. Есть ли у нового «Москвича» амбиции стать народной маркой? Той субординации, что была в Союзе, мы не увидим: «Москвичи» явно позиционируются выше продукции АВТОВАЗа и конкурируют все же с иномарками. Но резерв для снижения стоимости есть.
Так, уже сертифицирована версия со 109-сильным бензиновым 1,6-литровым мотором, что в сочетании с более простой комплектацией и усиленной локализацией производства могло бы снизить цену, скажем, на полмиллиона. В современных условиях это неплохо, ведь за 1,5 миллиона выбор иномарок сегодня нулевой. Кроме того, название «Москвич 3» явно предполагает, что будет и «Москвич 1», который, чем черт не шутит, побеспокоит АВТОВАЗ (мечты-мечты).
Но до «единички» еще нужно дожить, и следующими моделями станут «Москвич 5» и «Москвич 6»: первый будет лифтбэком размером со Skoda Octavia, второй — кроссовером класса Nissan X-Trail. А почему бы «Москвичу» не сделать ставку на модель класса Renault Logan, ведь в сегменте В+ сегодня страшный дефицит? Но отверточная сборка массовой модели бесмысленна из-за высоких пошлин и прочих сборов (по этой же причине не везут к нам лоукостеры сами китайцы), а до локализации уровня московских Renault еще минимум год работы (в реальности, наверное, больше).
В прошлом году первые 600 машин собирались в режиме крупноузловой сборки, причем даже не на конвейере, а на стапелях, между которыми автомобили перемещали на специальных тележках. Но уже в 2023 года сборка должна перейти в конвейерный режим. Оставшиеся от Renault производственные линии позволяют сваривать и окрашивать кузова, то есть запас на локализацию у «Москвича» хороший, и полноценный выпуск машин должен стартовать через год. Тогда, наверное, нарисуется и перспектива более дешевой модели.
В 2023-м московский завод планирует выпустить 50 тысяч «Москвичей 3», из которых 10 тысяч будут электрическими. К 2025-му объем выпуск должен достичь 120 тысяч автомобилей в год. Это немало, но и не рекордно: для сравнения, завод Hyundai в Петербурге в лучшие времена делал почти вдвое больше. «Москвич» же пока не скрывает, что помимо частных клиентов акцент делается на такси и каршеринг плюс на госструктуры: недавно партию из 15 «Москвичей» отгрузили сотрудникам Мосгосстройнадзора. Кому еще надзирать за московскими стройками, как не москвичам?
Пока задача «Москвича 3» — это, скорее, разведка боем. Это не финальное слово, это отправная точка в разговоре с будущими клиентами. «Трешка» должна напомнить о марке, заставить говорить о ней, сплетничать, судачить. И стратегия, в целом, работает: к живой машине чувствуется повышенный интерес, какого оригинальному JAC JS4 не снился бы. Известный бренд на неизвестном пока кроссовере — это интрига. Теперь задача «Москвича» умело использовать первоначальный интерес и удержать его, а удастся ли — зависет от сотни факторов. Но в любом случае «Москвич 3» выглядит достаточно сбалансированным, а на фоне машин советской эпохи — просто передовым. На том и порешим.
Пишут мне люди, мол, а ты в курсе, что «Москвич» запрещает журналистам упоминать, что он построен на базе «Джака»? Я чёт ржу. Я бы ещё понял, «Рено» просила бы не упоминать, что «Аркана» сделана из супового набора платформы CMF-B, там хотя бы российский вклад был более заметный. А тут тупо взяли чужую модель, ни технологии, ни разработок, но давайте конечно делать вид, что её в Химках проектировали. Но причина понятна: чиновникам нужно очковтирательство, какие они молодцы, только люди уж не настолько идиоты, всё равно узнают. Пожелаем «Москвичу» смотреть в будущее, где он всех нас убедит, что ему по силам штамповать кузова и создавать собственные платформы.
«люди уж не настолько идиоты»
«Ну, ничё, ничё, наконец-то сделали нормально. А движок какой? Не УЗАМовский хоть?»
Как раз таки настолько 🙂
Ну, да ))))
Но это же просто зеваки на улице увидали надпись знакомую. В интернете люд более прошаренный, и если уж надумают покупать, разберутся, что и как. Тем более изначально никто не засекречивал связей с JAC.
Не знаю, как у кого, а у меня с советскими брендами только не очень хорошие воспоминания: ломается, выглядит уныло и никакой перспективы в развитии. Но чему удивляться, если люди подходят со святой уверенностью, что это настоящий, наш российский автомобиль? Вроде бы из всех утюгов вещалось, но люди отчего-то не знают даже лежащих на поверхности вещей. Что уж там говорить о том, о чем и философы голову ломают? Я даже больше чем уверен, что спроси моих детей и они также не знают, что стоит за нынешним москвичом. (Спрошу сегодня, кстати.) Вчера разговаривал на эти темы с товарищем, отчего так получилось, что к 80 годам в США шла огромная популяризация вычислительной техники, развитие интернет, ПО. А у нас из вычислительной техники были логарифмические линейки и калькуляторы МК чего-то там. Я высказал мысль, что была возможность частного производства, капитала, который искал и ищет возможности заработка и развития, соответственно, новые идеи точно также быстро рассматривались как новые возможности и пытались внедриться. Если находили отклик, то взрывались спросом и развитием. У нас это все было погребено под запретами «вдруг враг узнает, негоже это каждому пользоваться» или еще какими-то неизвестными мне причинами. А, ну еще пренебрежительное «спекулянты» и «коммерсы». Товарищ мне резонно заметил, что заместо популяризованных технологий, бытовой техники и языков программирования СССР подарила всему миру разработки и чертежи станций «Мир» и МКС, а также ТОГАМАК. И крыть вроде нечем: какое там сравнение космос и эти ваши интернеты с посудомойками. Но интернеты они вот они, здесь, машинка-автомат и робот-пылесос отчасти избавляют жену от рутины. А ТОГАМАК… это что-то далекое и непонятное, причем, настолько, что о нем и не вспоминаешь. Да и если его будущее наступит, то с таким вот отношением к своему народу, населению, его плодами простому человеку, занятому выживанием и сложным трудом, так и не придется насладиться. Там в полушутку прозвучало: надо создавать партию «Будущая Россия» и потихоньку менять. Я ответил:» Может, хватит уже Россий? Сколько их уже, справедливых и не очень, единых, патриотичных, экологичных, либеральных, коммунистических и прочих. Да и почему мы все время пытаемся говорить о каком-то недостижимом будущем, которое настолько светлое, что его сияние ослепляет, утомляет глаза и потому теряются ориентиры» На самом деле, я не против России. Но вот эти слоганы, они какие-то безвкусные, бумажные, выхолощенные. Что подразумевается под этой Россией? Какой она должна быть? Почему она должна быть именно такой, какой ее видят с высокого пьедестала и никакой иной? Думаю, пора перестать строить будущее и начать потихоньку разбираться с настоящим: настоящими проблемами с образованием, настоящими проблемами с медициной, наукой, религией… Слушай, здесь можно бесконечно перечислять. Это функция многих переменных, на их место можно ставить любое слово, характеризующее человеческую жизнь, но в настоящий момент, она будет возвращать отрицательный результат и только в редких случаях что-то положительное. Похоже, я пессимист.
По бренду «Москвич»: двоякое отношение, потому что оригинальные машины были довольно говёными, а в последнее время он запомнился хорошо задуманной, но плохо сделанной моделью 2141. Но всё же ход не лишённый смысла: ностальгический флёр, российский массовый бренд, сумели разбудить интерес, и даже сарказм тут на пользу. Молодые уже не помнят самих «Москвичей», для них это просто отзвук, ну, типа как для меня Руссо-Балт. Но если бы сейчас возродили Руссо-Балт, я бы клюнул на бренд. И марки же, как имена людей, преображаются, когда под ними появляется что-то годное. Так что сам ход с «Москвичом», я, скорее, одобрямся, осталось увидеть динамику его развития. Хотя в любом случае ближайшие лет 5-7 — это сидение на китайских технологиях, может быть, с лёгким дрейфом в глубокую российскую адаптацию.
>>>СССР подарила всему миру разработки и чертежи станций «Мир» и МКС, а также ТОГАМАК.
Это да, хотя проклятый капитализм умудрился подарить и микроволновку, и космические аппараты, и кое-какие заготовки для термояда. Да, СССР в каких-то областях был впереди, но по совокупности, думаю, западное развитие в те годы было более органичным. Гражданские технологии или военные, прикладная науки или фундаментальная — это же очень часто две стороны одной медали. У нас просто любили перекашивать одно в ущерб другому, а так-то и совмещать можно было.
По отсталости ЭВМ в СССР, скорее, склонен с твоей концепцией согласиться. В СССР же управленческие импульс шли от достаточно костной, боязливой номенклатуры, тогда как области взрывного прогресса требуют смелости, бесшабашности, а ещё внутренней конкуренции. В СССР рубили идеал серпом и молотом, а на западе засевали поля и глядели, что бодрее взойдёт. И если тебе нужны розы, то лучше их растить, чем серпом вытачивать)
А что до России, мой оптимизм насчёт нашего будущего и так не был зашкаливающим, а сейчас и вовсе упал. Ну мы и так были в роли догоняющих, сейчас ещё сильнее откатимся, законсервируемся в своём импортозамещающем самолюбовании. Настроение общества ни к чёрту, мозги утекают, все проблемы решают методом замолчать и забыть, все балансы смещаются в сторону чего-то крупного и громоздного…
Впрочем, сейчас на весь мир погляди: трещит по швам. Думаю, нас в любом случае в перспективе лет 10-20 ждёт какой-то совсем другой мир, так что, возможно, России придётся открывать себя заново, и какой она будет — западной, восточной, замкнутой, открытой… Даже предположить сложно. Но в любом случае нас ждёт этак десять потерянных лет в лучшем случае.
Я тут что подумал….Китай стал великим производственником копируя технологии англо-саксонского мира и романо-германского, а сможем ли мы сделать сингапурское чудо копируя Китайские гаджеты и авто, или же так и останемся страной догоняющего развития, причем догонять будем самих же себя, как собака свой хвост (думающий сразу сделает практически-арифметический расчет возможности догнать собаке свой хвост))). В общем на Джаке клеим наклейку Москвич, на Сяоми клеим наклейку надкусанной репы (наш ответ проклятым буржуям), на Левайся клеим бирку фабрики Большивичка, на Найки аир макс значок фабрики Самоход, ну и переснимем Титаник назвав его Булгария. Вот заживем то тогда на зависть всему миру, утрем нос)))
На данный момент, Китай таковым является, настолько, насколько ему позволяют являться. Главное золото тысячелетия это информация, интеллект и технологии. А основные запасы этого до сих пор на Западе, да и условия созданы такие, что там выгоднее находиться обладателям этих характеристик. Даже китайцы учат своих детей в заморских институтах, надеясь, что они там и останутся. Мне тут недавно принесли на торт наклейку напечатать: «Арсения Гарвард ждет, но Арсений патриот!» Если бы родители Арсения, да и он сам были патриотами, то они бы осознавали величину пропасти между состоянием образовательных институтов здесь и там. А, значит, истинный патриотизм был бы за короткое время научиться передовым технологиям на Западе и вдохнуть их в российскую жизнь. Смотрю сейчас лекции одного преподавателя по C++, русский, преподает в России. В Интел занимается (или занимался) разработкой компиляторов для графических подсистем. Недюжинного ума человек, но вот так. Делится своими знаниями в свободном доступе, выкладывает лекции, обучает студентов. Вот это истинный патриот, который передает свои знания, развивает подрастающее поколение. Я восхищаюсь такими людьми, которые не только сами научились, но и делятся этим с другими.
Никита, смешно написал))) Ну, всё так и будет плюс-минус. А вместо «Аватара» — фильм про синявок из Тагила, которым внедрили агента ГРУ под видом синяка