Поручение Владимира Путина перенести ЧЭМК (ферросплавный комбинат) за пределы города прозвучало неожиданно: в 2013 году такая идея уже было в повестке, но не получила поддержки федерального центра. Сейчас же президент посчитал, что нужно «вредное производство в центре города закрыть, вынести его за пределы города», поддержав инициативу губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Насколько реальна эта перспектива? Мы посмотрели на опыт других городов, и он не слишком обнадёживает. Примеры переноса или ликвидации крупных промышленных объектов в городской черте — не редкость, но в подавляющем большинстве случае речь либо об умирающих предприятиях, либо об очень выгодных для застройки территориях. Примеров переноса действующего металлургического завода сходу нам найти не удалось, но если вы знаете о таких, напишите нам через форму обратной связи.
Пока нет даже ясности, идёт ли речь о переносе завода или о выносе части его производств. Алексей Текслер так прокомментировал решение президента:
— Владимир Владимирович одобрил мою инициативу о переносе Челябинского электрометаллургического комбината за пределы города. Это кардинально улучшит экологическую ситуацию в Челябинске, — написал он в телеграм-канале. — Начнем с электродного производства с наибольшей экологической нагрузкой. Это приоритетная задача. Затем со временем будет создано ферросплавное производство на новой площадке с учетом всех современных экологических стандартов. Особое внимание уделим трудоустройству работников ЧЭМК. В собственность региона перейдет социальная инфраструктура предприятия.
В разговоре с Владимиром Путиным южноуральский губернатор отметил, что соглашение о снижение выбросов, подписанное в 2019 году, в полной мере не выполняется:
— В части электродного производства работы никакие не велись по снижению выбросов, и сегодня прокуратура предъявляет претензии к собственникам завода по выполнению своих обязательств, — отметил Алексей Текслер.
Справка. ЧЭМК, Серовский завод ферросплавов, «Кузнецкие ферросплавы», Катав-Ивановский литейный завод и «Метагломерат» входили в «Урало-Сибирскую металлургическую компанию» (УСМК). Она была основной структурой империи известных челябинских бизнесменов Юрия Антипова и Александра Аристова. После раздела активов металлургические заводы отошли Юрию Антипову. УСМК прекратила деятельность в июне 2023 года после присоединения к АО «Компания Эталон». По данным последней, на 30 сентября 2023 года стоимость чистых активов компании оценивалась в 34,6 миллиарда рублей. Как следует из материалов арбитража, Юрию Антипову принадлежит 4,6 миллиона акций АО «Компания Эталон», его супруге Людмиле Антиповой — 13,4 миллиона акций.
Столичный опыт
Программы по ликвидации крупных промзон действовали в Москве: на жаргоне бывшие заводские площадки называли «ржавым поясом». В столице счёт шёл на десятки предприятий, которые занимали площадь 20 тысяч га. Так, под застройку отдана территория автозавода ЗИЛ, и сейчас здесь построены жилые кварталы и спортивный кластер. Но есть два важных уточнения: к 2013 году, когда принято решение о редевелопменте, предприятие находилось на грани закрытия. Кроме того, оно расположено в 5,5 км от Красной площади, и было лакомым куском для застройщиков.
Другой пример: скандальный Московский завод полиметаллов, в окрестностях которого обнаружили радиоактивное загрязнение. Основное производство перенесли из Москвы, а площадку в 13 км от центра столицы оставили в ведении Росатома: сейчас в числе прочего здесь делают аккумуляторы для электромобилей (проект компании «Рэнера», дочки Росатома).
А вот пример «реновации» промзоны — бывший завод АЗЛК, где в советское время выпускали оригинальные «Москвичи». Он находится в 7 км от центра Москвы, и также пришёл в упадок к нулевым годам. Один из его цехов (бывший моторный) выкупила компания Renault, а после её ухода там выпускают новые «Москвичи» (китайские). Большая же часть прежнего завода отдана под «Технополис Москва»: это пример не столько выноса предприятий, сколько приведение их к современным стандартам.
А как в Екатеринбурге?
Но всё-таки Москва — не глубинная Россия. В тройке городов, где шёл активный перенос предприятий, числится Екатеринбург, где подобная программа появилась ещё в 2004 году и была рассчитана до 2025 года. И примеры есть. Михаил Хорьков из Уральской палаты недвижимости подробно рассказал нам об опыте Екатеринбурга:
— Вынос промышленных предприятий из центральных районов Екатеринбурга идет около 20 лет. Изменения городской среды происходят не очень быстро, но непрерывно и последовательно, — объяснил он. — В основе процесса лежат не экологические обоснования и не политические решения, а рыночный запрос на землю от девелоперов. Часть предприятий выносилась на новые площадки, другие прекращали свое существование задолго до появления жилых проектов.
Важная мысль: экологические плюсы от переноса предприятий являются как бы бонусом, но в основе чаще лежит прагматичный расчёт.
— Среди первых примеров в центральной части города — это ЖК «Бажовский», построенный на месте шарикоподшипникового завода (начало строительства 2006 год), — продолжает Михаил Хорьков. — В самом центре города реализован проект «Макаровский» на территории мукомольного завода. На месте завода по обработке цветных металлов построен крупный жилой комплекс бизнесс-класса «Ленина, 8». Продолжает застраиваться одна из площадок «Уралтрансмаша» в центре города (проект «Екатерининский парк» компании ТЭН). В прошлом году ЛСР начала реализация крупного жилого проекта «Азина 16» на месте городского молочного завода.
В Екатеринбурге происходит и замещение промпредприятий, находящихся не в центре города.
— Масштабная застройка была запущена в 2017 году на территории Уралпластика (проект компании ПИК, «Космонавтов 11»), — продолжает Михаил Хорьков. — Компания «Брусника» застраивает территорию бывшего завода «Электротранс» в районе Сортировки, рядом реализуется проект на месте «Виншампанкомбината». В районе Чермет компания «Гринвич» в партнерстве с несколькими компаниями в ближайшее время запустит крупный проект по развитию территории бывшего Екатеринбургского мясокомбината. Это не полный перечень территорий, которые подверглись редевелопменту в Екатеринбурге, и этот процесс еще не окончен.
— Но получается, что если предприятие действующее, прибыльное и не находится на перспективном для развития города участке, шансов на его перенос меньше?
— Да, все верно. С эффективно работающими предприятиями как раз большие сложности. Обычно же это не столярная мастерская, которую можно без проблем перенести с места на место, — добавляет Михаил Хорьков.
Перенос предприятий в Екатеринбурге коррелировал с принятым ещё в нулевых годах генпланом, и предполагал новое зонирование города, где центр мегаполиса отдаётся под бизнес-застройку и жилые комплексы. При этом ещё на ранних этапах было ясно, что особенных рычагов у мэрии города на промышленников нет, поэтому вопросы решались, скорее, договорным путём. Это небыстрый процесс, который требует решение сразу нескольких задач, включая поиск инвесторов и девелоперов под рекультивацию и застройку земли.
При чём тут электродное производство
В феврале 2021 года между правительством Челябинской области и руководством ЧЭМК было подписано соглашение о снижении выбросов: это происходило в русле программ, предусмотренных нацпроектом «Экология» и его подпроектом «Чистый воздух». В то время обе стороны звучали оптимистично, и Алексей Текслер сообщил, что сроки реализации программ ЧЭМК сдвинули с 2024 на 2021 годы. Ключевым проектом была газоочистка электродного производства, на что предполагалась выделить 5 млрд рублей. Генеральный директор ЧЭМК Павел Ходоровский обещал, что некая немецкая фирма подготовит проект до конца 2021 года, и тогда же начнётся заказ оборудования, а строительство запустят в 2022 году. Ещё 3 млрд рублей планировали потратить на установку двух плавильных печей с низким зонтом и улучшенными параметрами газоочистки.
В 2022 году началась СВО, и Владимир Путин сместил дедлайн проекта «Чистый воздух» и эксперимента по квотированию выбросов на два года, до 2026 года. Павел Ходоровский сослался на отказ пяти иностранных фирм, с которыми были заключены договоры о проектировании и поставке оборудования, но пообещал выполнять экологические программы точно в срок за счёт использования отечественной продукции.
В мае 2022 года в цехе №7 запустили печь с низким зонтом. Реконструкцию печей в цехе №7 Павел Ходоровский отмечал в качестве достижения и в конце 2023 года: основным поставщиком оборудования стала компания СКБ «Сибэлектротерм».
О модернизации электродного производства отдельно не сообщалось, хотя именно на нём Алексей Текслер делал акцент в момент подписания соглашения в 2021 году. Электроды делают из углеродсодержащего сырья, подвергая его высокотемпературному нагреву, что сопряжено с выбросом мелкодисперсной углеродной пыли и других вредных веществ. Судя по нынешним заявлениям, именно электродное производство является первым кандидатом на переезд.
Так ЧЭМК уберут из города?
Беглый анализ показывает, что это возможно в одном случае: при наличии мощной политической воли. Перенос по «екатеринбургскому сценарию», более коммерческому, пока выглядит маловероятным: ЧЭМК является действующим предприятием, включено в технологические цепочки других заводов и является крупным работодателем. Снести его как обанкротившийся комбинат не получится. Интерес девелоперов к загрязнённой промплощадке в непрестижном районе Челябинска также вызывает вопросы. Отдельной проблемой будут шлакоотвалы, которые много лет являются объектом критики экологов. Полный перенос ЧЭМК потребует, скорее всего, масштабного перепроектирования всей прилегающей территории, а Челябинск пока не проявил талантов в реализации крупных проектов (вспомним объекты для ШОС и БРИКС, которые теперь тихо сносят). С другой стороны, рядом с ЧЭМК находится рекультивированная городская свалка, так что примеры переноса опасных объектов есть и в Челябинске.
Но пока задача-максимум — это перенос электродного производства. Если тема не исчезнет из повестки, в ближайшее время мы обсудим со специалистами, насколько это осуществимо.
Дискуссия о выносе ЧЭМК за пределы города идёт на фоне иска Генпрокуратуры, которая потребовала изъять акции ЧЭМК и ещё двух заводов у семьи Юрия Антипова. Опыт деприватизации предприятий в России уже довольно обширный. Позже стало ясно, в чём суть претензий Генпрокуратуры: владельцев ЧЭМК обвиняют в незаконной приватизации. Во время приезда в Челябинск президент России Владимир Путин согласился с доводами губернатора о необходимости выноса предприятия за территорию города. Принадлежащие комбинату Торговый центр и бассейн «Ариант» планируется передать в собственность города.
Понравился комментарий с 74.
«Шансы определенно есть, для этого надо отдать голос за Путина и фото бюллетеня. Если президент обещает держит слово»
И в этом есть логика, т.к. следующим президентом РФ будет ВВП, это кстати тоже просто и прямолинейно работает, нравится не нравится …
Путин пытался достигнуть такого эффекта (мол, выбирай меня, Челябинск, завод перенесём, олигархов покараем), но я пока крайне скептически отношусь к переносу ЧЭМК, даже когда Путина переизберут. Не знаю, насколько серьёзно они с Текслером всё это заявили. Судя по опросу, люди тоже полны скепсиса. Объективных причин так заморачиваться для властей не вижу, экологическая тема — это явно ширма, потому что тема деприватизации всех триггерит, а тут вроде как в положительное русло увели.
Ну, а так-то если бы завод мягко и технично перенесли, Челябинску был бы плюс, конечно: площадку можно застроить если не жильём, то менее злобными производствами — место с хорошей доступностью для пром-районов Челябинска.
Опять же, куда переносить ЧЭМК? У нас даже под свалку место не могут найти, потому что куча сложностей и ограничений. А ЧЭМК всё же более масштабная история, и вряд ли жители условной «Малиновки» захотят такого соседства
Думаю даже не пошевелится ни кто и ничто в эту сторону. Это же не прям завтра переносить буду, а пока до дела дойдет уже позабудется всё. Конечно на этой истории можно миллиарды освоить, но вот беда, где ж их взять, у нас сейчас другие приоритеты.
Поглядим. Тот же метротрам вот: я скептик этого проекта, но там какое-то шевеление идёт, правда, пока сложно оценить его масштаб. Точки невозврата ещё не пройдены, бросить легче, чем продолжать, так что пока не проедусь — не поверю)
Наверное, и здесь может начаться такой период. Идёт подготовка проектной документации… Идёт поиск площадки… Идут общественные слушания… И это длиться может лет пять, то есть вроде процесс переноса идёт, а завод и ноне там.