«Рипли». Крутая съемка, странный герой

О сериале «Рипли» (Netflix).

Я вообще не знаток репертуара Netflix, но чёрно-белый сериал от стримингового сервиса — это как новый Mercedes-Benz на колёсах со спицами и клаксоном. Интригует. И хотя отзывы критиков были благоприятные, чёрно-белое кино вызывало у меня внутреннее сопротивление, ведь в наш быстрый век не всякая пестрота удерживает внимание, что уж говорить об оттенках серого (они становятся хитами, только если их ровно пятьдесят).

Главную роль исполнил Эндрю Скотт («Спасти рядового Райана», «Братья по оружию»)

Но картинка — это вообще первое, что пригвождает тебя к сериалу. Слово «картинка» я использую в буквальном смысле, потому что каждый стоп-кадр «Рипли» можно вырезать и вешать в рамку. Или обучать по нему композиции. Каждая сцена рельефна, осязаема и создаёт правильное чувство 60-х в Европе (ну, как правильно — правильно-киношное). Можно даже не следить за сюжетом, а наблюдать за изобретательностью операторов и постановщиков, которые явно провели дни и ночи в размышлениях о свете и ракурсах. Часть действия происходит в итальянском Атрани, городе-картинке, который после выхода сериала осаждают толпы туристов.

Действие в основном происходит на побережье Италии, а также в Риме, Палермо и Венеции

Что касается сюжета, по большей части он повторяет книгу Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» и одноимённый фильм с Мэттом Дэймоном. Он в чём-то неспешен и по темпу напоминает не современный сериал, а именно роман, где автор хочет выписать каждую сцену и каждого героя, используя не так уж много слов. Здесь не будет закадровых объяснений и очевидных диалогов. Здесь жизнь странного человека подана без инструкций к употреблению, что оставляет большой простой для размышлений о том, что вообще происходит. Весь фильм задаёшься вопросов, чего, собственно, хочет Рипли, и, чтобы ответить на него, нужно посмотреть на мир его психопатичными глазами. С обывательской колокольни его поступки абсолютно иррациональны, и сериал хорош тем, что не впадает в искушение как-то их причесать и разжевать. Как и хорошая книга, он оставляет просто для споров о том, кто такой Рипли — гений или мелкий мизантроп.

Эндрю Скотту первоклассно удалось передать холодок, который возникает при встрече с мизантропом

Это повесть о человеке, лишённом каких-либо талантов, но рвущегося куда-то вверх, выше понятных человеку границ. Хотя нет, у него есть талант, просто довольно редкий. Он становится творцом, но его произведение — это не картина. Это его собственная жизнь, которую он лепит по одному ему понятному замыслу, украшая её трупами, безделушками, аферами, параллелями с жизнью Караваджо. Получается нечто уродливое, но, возможно, оно таково только в нашем восприятии.

Рипли по большей части неприятен, и авторы не пытаются хоть как-то смягчить впечатление флеш-беками про тяжёлое детство или социальную несправедливость мира. Они подают его как уродливую данность. От Рипли исходит дух, как от тех людей, чью ненормальность мы не в состоянии доказать, но избегаем их, как Мардж избегала Рипли.

И авторам удалось сделать так, чтобы мы восемь серий без отрыва следили за неприятным человеком. Наверное, это лучшая похвала «Рипли».

Добавить комментарий