В начале 2021 года Егор купил новую Lada Vesta у официального дилера, компании «Урал Бэст-Инвест» (нынешняя торговая марка — «Июль Лада»), но в декабре того года машина полностью сгорела в гараже Егора, когда он завёл её и оставил прогреваться перед поездкой. В редакцию обратился руководитель «Центра права и оценки» Владимир Новгородов, представляющий интереса Егора. По его словам, несмотря на победу в судах трёх инстанций, дилер до сих пор не предлагает вариантов решения проблемы. Какое именно решение вынес суд и почему дилер не спешит его выполнять — в нашем разборе.
Огонь пошёл из багажника
Егор купил Lada Vesta SW Cross в кредит за 1,09 млн рублей — в то время это было почти топовое исполнение модели, цена которой начиналась от 677 тысяч рублей. Сигнализация, по словам Владимира Новгородова, также ставилась у дилера. Машина сгорела в гараже, повредив и саму постройку. ГУ МЧС в качестве причины пожара указало «тепловое проявление электрического тока, случившегося вследствие короткого замыкания проводов, проложенных в нише багажного отсека в месте расположения заднего левого колеса». Место возгорания в районе заднего колеса стало единственным фактом, который не был предметом спора сторон.
Изначально Егор был настроен лишь взыскать компенсацию за сам автомобиль. Сторона Егора обратилась к компании «Урал Бэст-Инвест» с претензией, в которой просила заменить Lada Vesta на аналогичный товар. Претензия осталась без удовлетворения.
Мусор или дефект проводки?
Первое судебное заседания в Ленинском районном суде состоялось летом 2023 года. Автодилер «Урал Бэст-Инвест» представил суду результаты комплексной пожарно-технической и автотехнической экспертизы. В их заключении указывалось, что очаг пожара располагался в левой задней нижней части автомобиля в районе системы выпуска. Непосредственной причиной эксперты назвали самовоспламенение инородного горючего материала с поверхности системы выпуска, настаивая, что пожар не связан с дефектом автомобиля или установкой дополнительного оборудования, а произошёл из-за небрежного хранения транспортного средства.
— Машину кучу раз осматривали, отговорка всегда была она: причина пожара — не дефект, а залетевший в дверь гаража мусор, который обмотался вокруг выхлопной трубы, — рассказывает Владимир Новгородов.
Назначенная судом экспертиза (её проводило АНО «Наш эксперт») пришло к иным выводам. На проводке в задней части машины металлографическое исследование обнаружило шаровидные оплавления, которые свидетельствуют о токовой перегрузки сети. Поскольку предохранители не отключили питание цепи, ток в ней был допустимым, и эксперт пришёл к выводу, что локальная токовая перегрузка произошла из-за уменьшения площади сечения проводника, например, вследствие излома или перегиба провода. В качестве наиболее вероятной причины эксперт указал скрытый производственный дефект электропроводки. Представители «Урал Бэст-Инвест» с такими выводами не согласились.
Требовали более миллиона компенсаций
Получив отказ в добровольном урегулировании конфликта, при подаче иска сторона Егора требовала уже помимо замены автомобиля на аналогичный также неустойку в размере его стоимости (1,09 млн рублей) и компенсацию морального вреда в 100 тысяч рублей. Ленинский районный суд, с учётом выводов эксперта, удовлетворил эти требования частично: дилера обязали выдать новую аналогичную машину, выплатить 500 тысяч рублей неустойки, 50 тысяч рублей компенсации морального вреда, 250 тысяч рублей штрафа и 8,5 тысячи рублей госпошлины в пользу бюджета.
Представители дилера подали апелляцию, но решение первой инстанции устояло в Областном суде Челябинской области и в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции. В конце июня предстоит ещё одно заседание, связанное с определением размера дополнительной неустойки.
— У автовладельца не было никаких корыстных побуждений изначально, его позиция была такой: заберите свой ржавый металл, выдайте мне новый автомобиль, — рассказывает Владимир Новгородов. — Мы три инстанции прошли, но машину ему так и не меняют. Завод не может понять, способен он сделать такую же машину или нет. Суд обязал заменить машину на аналогичную, и это означает, что спецификация должна быть такой же: если стояли датчики Bosch, то и должны стоять датчики Bosch.
Выпускаемые сейчас Lada Vesta NG значительно отличаются от докризисных: например, у них нет систем стабилизации, которые раньше входили в базовую комплектацию. Радикально изменился перечень поставщиков: скажем, вместо АБС компании Bosch самарской сборки сейчас используются костромские АБС «Итэлма», имеющие китайское происхождение.
Как искать компромисс
Найти полностью аналогичный новый автомобиль сейчас невозможно, и Владимир Новгородов говорит, что Егор готов рассмотреть любые вменяемые варианты:
— Мы говорили ответчику: «Сделайте предложение, мы рассмотрим». Мы готовы на более бюджетный вариант с компенсацией. Но пока тишина: никто с нами не связывается, отдавать машину не хотят.
Представитель компании «Урал Бэст-Инвест», участвовавший в заседаниях суда, на наш запрос ответил, что с клиентом знаком и что никакого конфликта нет:
— Есть одна общая проблема, и мы уже в её финальной стадии, — пояснил он. — На данный момент судебные разбирательства не окончены, насколько мне известно, следующее заседание назначено на 25 июня. До вынесения окончательного решения суда комментировать что-то сложно, одно могу сказать точно: каким бы ни было решение суда, исполнять мы его обязаны и будем исполнять.
Впрочем, сторона Егора воспринимает позицию дилера, скорее, как неконструктивную: с момента пожара прошло уже более 2,5 лет. Мы продолжаем следить за историей.