Отключат ли челябинские камеры видеофиксации из-за нового регламента?

Фото Ильи Бархатова / 74.RU

В сентябре 2024 года заработали новые требования к установке автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений, и в некоторых регионах это привело к своеобразной панике: «под нож» попадает до трети камер, которые требуют немедленного отключения и передислокации. А что в Челябинской области? Мы адресовали эти вопросы начальнику ЦАФАП УГИБДД по Челябинской области Сергею Пурусову, а заодно выяснили, какие новые типы нарушений камеры научатся выявлять в ближайшее время.

Чего требует новый закон

Поправки внесены в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и ещё ряд нормативов. Отныне ставить камеры по принципу «где удобнее» не разрешается, и во главу угла ставится потенциальная аварийность места.

Установка камер возможна:

  • на аварийно-опасных участках и пересечениях дорог;
  • на дорогах с выделенными полосами;
  • на пунктах весо-габаритного контроля;
  • в местах дорожных работ;
  • на пешеходных переходах;
  • в местах запрета остановки и стоянки;
  • на перекрёстках;
  • в местах, определённых для надзора за движением.

Аварийно-опасный участок дороги также определён чётко: это отрезок улицы населенного пункта длиной 200 метров или загородной трассы длиной 1000 метров, а также пересечение дорог, где в течение года случилось:

  • три ДТП одного вида с пострадавшими или погибшими;
  • пять и более ДТП разных видов с пострадавшими или погибшими.

Также аварийно-опасным считается пересечение, где в течение года случилось четыре и более ДТП с материальным ущербом (учитываются аварии одного вида), или c пострадавшими или погибшими (учитывают все аварии).

В прежние времена камеры нередко ставили не в местах аварийности, а там, где удобнее: где есть стойки или консоли, а также электропитание

Закон обязывает выдерживать расстояние между камерами, фиксирующими скорость: на трассах — не менее 5 км, в населённых пунктах — не менее километра. Зона фиксации камер за городом должна начинаться не ближе 150-300 метров от места установки знака «Фотовидеофиксации», а в населённых пунктах нельзя фиксировать первые 100 метров после знака, обозначающего границу поселения.

Таким образом, если камера стоит на перегоне дороги, который не является очагом аварийности, с 1 сентября 2024 года её работа считается незаконной.

Свой пост оставят… 9 камер

Сергей Пурусов говорит, что по результатам аудита 9 стационарных постов фотовидеофиксации в Челябинской области не подходят под обозначенные выше критерии, но это лишь 3-4% от общего числа комплексов. Сейчас их перевели в режим детекции, а вскоре переместят на новые места.

Низкий процент «незаконных» камер Сергей Пурусов объяснил тем, что ещё в 2019 году была согласована и принята методика их установки, которой руководствовались в УГИБДД по Челябинской области и ОГКУ «Безопасный региона» при выборе мест. Вступившие в силу поправки к закону «О безопасности дорожного движения» во многом соответствуют той методике, поэтому для Челябинской области с 1 сентября практически ничего не поменялось. Упомянутые выше 9 камер были установлены до 2019 года, и сейчас аварийность в зоне их действия нулевая, поэтому их безболезненно перенесут для работы в новых местах.

В Челябинской области отключили лишь малую часть камер

Сергей Пурусов отмечает также, что закон теперь предписывает новый порядок согласования мест для установки камер: решение должно согласовываться владельцем дороги, уполномоченной организацией (в Челябинской области — ОГКУ «Безопасный регион») и ГАИ.

Мест видеофиксации станет больше

До конца 2024 года в Челябинской области появятся 60 новых стационарных постов фотовидеофиксации, в основном на дорогах областного значения: сейчас идут их приемосдаточные испытания, и ожидается, что они заработают в течение сентября. Места выбирались с учётом карты аварийности: большинство тяжёлых ДТП происходят не в населённых пунктах, а на загородных трассах, в том числе, не самых крупных магистралях регионального значения.

В городах камеры научатся распознавать новые виды нарушений: в Челябинске продолжается работа по настройке комплексов, фиксирующих нелегальную езду по выделенным полосам для общественного транспорта. Такие посты со временем появятся на Комсомольском проспекте, проспекте Ленина и Копейском шоссе.

Камеры Digital Patrol для контроля езды по выделенным полосам на Комсомольском проспекте установили ещё три года назад, но они пока не работают

Идёт настройка камер, фиксирующих непропуск пешехода. Первый такой комплекс появился около ТРК «Алмаз» на улице Линейная, но также запланирована их установка ещё на шести опасных переходах. Сергей Пурусов подчёркивает, что согласно текущей редакции статьи 12.18 КоАП, непропуском пешехода считается ситуация, при которой человек изменил скорость или направление движения. То есть камера должна анализировать поведение пешехода, а не только его факт заступа на проезжую часть.

Камеры продолжают фиксировать езду без ремня безопасности, и, по словам Сергея Пурусова, это нарушение остаётся крайне популярным. Например, в августе 2024 года комплексы видеофиксации Челябинской области выявили 270 тысяч нарушений, и большая их часть (200+ тысяч) — это превышение лимитов скорости. Однако на непристёгнутый ремень пришлось 28 тысяч нарушений, и это — только за месяц.

— Некоторые водители пристёгиваются, но пропускают ремень не через плечо, а под мышкой. Это считается нарушением, и камеры распознают его. По правилам, трёхточечный ремень безопасности должен проходить через плечо, — говорит Сергей Пурусов.

Треноги и мобильные спидганы

От использования камер-треног Челябинская область отказалась ещё пять лет назад, однако передвижные камеры в регионе все же появятся, но в новой форме. Закуплены 20 новых комплексов, которые допускают ротацию мест их установки. С точки зрения водителей они будут выглядеть как стационарные камеры в защитных боксах. В случаях, когда камеру вынимают из бокса и перемещают на другую локацию, ее место займет муляж. Такие камеры, как и стационарные, обозначат знаками 6.22 «Фотовидеофиксация».

Комплексы «Оракул Инсайт» выпускает петербургская компания «Оливия»

Закуплены и две мобильные камеры «Оракул Инсайт», которые ставятся на машины ОГКУ «Безопасный регион» и определяют скорость транспорта в попутном и встречном направлении, а также выезд на встречную полосу. Сейчас идёт оцифровка маршрутов. Такие камеры работают в автоматическом режиме, поэтому должны «знать» лимиты скорости и прочие особенности схемы движения.

8 Comments

  1. А что в Челябинске камеры работают? Я думал отключены давно, вообще штрафы уже больше года не приходили из Челябинска. А вот если выехать из города, случаются.

    1. Подозрения, что в Челябинске камеры не фурычат, давно есть: в прошлом году даже задавал этот вопрос начальнику ЦАФАП, но они говорят, что работают. Собственно, по скандалам с камерам, которые завышают показания, видно, что всё-таки кое-какие работают. Но ощущение, что в Челябинске камерный фонд бесконечно устарел и они под благовидными предлогами (перенастройка, калибровка) не включают их. На Комсе поставили относительно новый Digital Patrol, но три года уже запустить не могут. Позиция областного ГИБДД — камеры нужнее на трассах, потому что там выше смертность. В области камеры работают, люди периодически жалуются. Один тут чудак тут писал нам, что на выезде в сторону Троицка камеры врут, он ехал по правилам, а ему насчитали. Мы говорим: пришлите постановление. Он едет 90+ в городской черте: там просто сразу после знака об окончании Челябинска стоит знак «Безымянный населённый пункт», то есть действую городские лимиты в 60 км/час. Но дуракам закон не писан )))))

  2. Помню скандал был с камерой на Кашириных года 1,5-2 назад, мне с неё тоже штрафы приходили. Потом её похоже выключили и с тех пор не помню штрафов из Челябинска. А вот в Башкирии в каждой деревне по камере и работают исправно, чуть зазевался и лови особенно когда 40 км./ч ограничение легко. Ну а моя любимая камера в Белорецке, с ограничением 20 км./ч, вообще стараюсь ей объезжать, надо прям внимательно следить за спидометром, чуть отвлекся и штраф.

    1. Да, у меня есть теория, что ГАИ в Челябинске потому и не особо заботится о работоспособности камер, что нет нормальных настройщиков. Они как включат — скандалы. Тем более сами камеры старые, видимо, глючат.

  3. В области камеры 100% врут, но мне лень заниматься оспариванием, не знаю как это делать. Я езжу на круизе с ограничением 100 км/ч, периодически привожу штрафы с камеры около п.Марксист.

    1. Причём падла такая всегда пишет одну и ту же скорость 123-124 км/ч. Ну не может же так быть, что я нарушая всегда езжу с одной и той же скоростью. Это получается 130 км/ч по спидометру, что бывает крайне редко, вообще почти никогда.

    2. Ну и опять же, всегда абсолютно всегда езду с навигатором и все камеры там показываются. Надо быть идиотом чтобы на одну и ту же камеру поймать 7 штрафов за год:) Щас стал её проезжать 80 км/ч, штрафы прекратились.

Добавить комментарий