Изучаю рейтинг качества чайнакаров

Chery оказалась лидером среди китайских марок в рейтинге J.D.Power

Американское агентство J. D. Power — практически единственная авторитетная компания, изучающая, в числе прочего, качество китайских автомобилей. Результаты очередных исследований опубликованы в сентябре 2024 года, и, что интересно, претензий к автомобилям в Китае стало больше, но не за счёт чайнамарок.

Как проводится исследование

J.D.Power делает два основных типа исследований: первое касается новых автомобилей в возрасте 2-6 месяцев, второе — слегка подержанных (1-4 года). В обоих случаях владельцам предлагают заполнить обширную анкету, отметив все возможные проблемы с автомобилями: не только поломки, но и, например, раздражающую работу помощников водителю, неудобные сиденья или бликующие экраны. Фактически, это рейтинг потребительской удовлетворённости, или что-то вроде попытки обобщить данные тысяч длительных тест-драйвов машин. Результат измеряется в количестве заявленных проблем на 100 опрошенных: показатель обозначается PP100 (problems per 100).

Лучшая китайская марка — это…

После опроса 32 тысяч китайских автовладельцев эксперты J.D. Power отмечают две интересные тенденции для новых машин. С одной стороны, общее количество претензий к автомобилям на китайском рынке растёт: в прошлом году средний показатель был 204 РР100, сейчас — 212 РР100. Но в большей степени его накрутили премиальные импортные бренды (+21 РР100) вроде немецкой тройки Audi, BMW, Mercedes. А вот для чисто китайских марок он сократился на 10 РР100. То есть в целом качество китайских автомобилей приблизилось таковому у иностранных брендов.

В бензиновом сегменте китайского рынка доминируют продукты совместных предприятий с иностранными концернами, и они же на верхних строках рейтинга J.D.Power для новых машин. Лидируют совместные предприятия Honda c GAC и Dongfeng и Toyota с GAC и FAW.

Из чисто китайских брендов лидером стала Chery с результатом 203 РР100. Выше средней линии оказались также Geely (204 PP100), GAC (206 PP100), Changan (207 PP100), Jetour (208 PP100) и Exeed (209 PP100). Чтобы было понятнее, у BMW показатель 213 РР100 (то есть претензий больше, чем к китайским маркам), у Audi — 215 PP100.

Что касается аутсайдеров рейтинга J.D.Power для новых машин, относительно много претензий к Tank (230 PP100), FAW Besturn (238 PP100), Haval (245 PP100). Последний, кстати, является лидером российского рынка по объемам продаж среди иномарок.

Haval показался сравнительно слабый результат, однако не стоит преувеличивать значения рейтинга: надёжность машин на длинном плече он не учитывает

Из китайских моделей, представленых в России, в своих сегментах лидерами по удовлетворённости стали Changan CS35 и Chery Tiggo 7 Plus. В целом, не стоит абсолютизировать результаты, так как максимальное внимание в рейтинге уделяется второстепенным аспектам: удобству сидений, работе климат-контроля, качеству помощников водителя (в Китае это горячая тема). Рейтинг почти ничего не говорит о реальной надежности машин, например, вряд ли за полгода можно определить надежность вариатора, а это — болевая точка китайских машин. Кроме того, уровень запросов у покупателей китайских машин может быть ниже, чем у владельцев BMW и Audi, что также преломляет общий результат.

Что лучше среди электромобилей?

Китай превратился в главного производителя электромобилей в мире, и в самой КНР их доля рынка максимальна среди всех крупных стран. В целом, китайские электромобили вызывают меньше нареканий, чем китайские автомобили, однако тенденция неблагоприятная: в 2024 году заявляется 210 проблем на сотню машин (РР100), тогда как в 2023 году показатель был лишь 173 РР100. При этом китайские последовательные гибриды (то есть электромобили с бензогенераторами) напротив являются самой беспроблемной категорией автомобилей в Китае.

Zeekr подтвердил свои амбиции лидерством в сегменте

Из-за ограниченности электрических моделей рейтинг J.D.Power составлен не для марок в целом, а для отдельных электромобилей. Из интересных нам моделей можно отметить победу Zeekr 001 в своей категории с результатом 171 РР100, что означает сравнительно небольшое количество претензий. При этом для популярного в России Lixiang результаты оказались контрастными: флагманская модель L9 показал результат 174 РР100, тогда как более компактный L7 — 207 РР100. Провалился и Aito M7 — 221 PP100.

А что с подержанными «китайцами»?

Последнее такое исследование вышло у J.D.Power осенью 2023 года: оно касается машин в возрасте 1-4 года. Полноценным рейтингом надёжности его считать нельзя, однако в этом рейтинге фактор поломок играет большую роль, чем при оценке новых машин.

Среди чисто китайских марок в рейтинге лидируют Wey (суббренд Great Wall), Lynk & Co (суббренд Geely), Chery, Hongqi. То есть среди непремиальных китайских брендов Chery снова оказалась наверху.

Среди других представленных в России марок выше среднего выступили GAC, Geely и Jetour, а в аутсайдерах — Haval, FAW Besturn и Changan.

Chery и её суббренды доминируют сегодня в России, и рейтинг J.D.Power даёт понимание, почему это так. Пока машины новые, рейтинг удовлетворённости наилучший среди всех чайнабрендов

Как и для новых машин, среди подержанных экземпляров меньше нареканий вызывают продукты совместных предприятий китайских и иностранных компаний. Например, упомянутый лидер китайцев Wey в общем рейтинге на 9 месте, а перед ним — СП с Toyota, Volkswagen, Ford, Honda, General Motors, Hyundai.

Поскольку J.D.Power оценивает качество машин на разных рынках, можно сравнить результаты «китайцев» с продукцией других стран. Например, в США средний показатель проблемности 182 РР100, то есть ненамного лучше китайского, а вот у японцев ситуация гораздо лучше — всего 56 РР100. Впрочем, может быть, это объясняется и разницей в менталитете? Японцы, вероятно, не столько придирчивы как американцы.

Об ограниченности таких рейтингов говорит и их противоречие другим метрикам. Например, в самом Китае есть организация China Automobile Quality Network, которая собирает данные о поломках автомобилей разных брендов. Пока доступны только результаты 2022 года, опубликованные в начале 2023 года, и бросается в глаза, что лидеры рейтинга J.D. Power — Chery и Jetour — расположены низко.

Добавить комментарий