Американское агентство J. D. Power — практически единственная авторитетная компания, изучающая, в числе прочего, качество китайских автомобилей. Результаты очередных исследований опубликованы в сентябре 2024 года, и, что интересно, претензий к автомобилям в Китае стало больше, но не за счёт чайнамарок.
Как проводится исследование
J.D.Power делает два основных типа исследований: первое касается новых автомобилей в возрасте 2-6 месяцев, второе — слегка подержанных (1-4 года). В обоих случаях владельцам предлагают заполнить обширную анкету, отметив все возможные проблемы с автомобилями: не только поломки, но и, например, раздражающую работу помощников водителю, неудобные сиденья или бликующие экраны. Фактически, это рейтинг потребительской удовлетворённости, или что-то вроде попытки обобщить данные тысяч длительных тест-драйвов машин. Результат измеряется в количестве заявленных проблем на 100 опрошенных: показатель обозначается PP100 (problems per 100).
Лучшая китайская марка — это…
После опроса 32 тысяч китайских автовладельцев эксперты J.D. Power отмечают две интересные тенденции для новых машин. С одной стороны, общее количество претензий к автомобилям на китайском рынке растёт: в прошлом году средний показатель был 204 РР100, сейчас — 212 РР100. Но в большей степени его накрутили премиальные импортные бренды (+21 РР100) вроде немецкой тройки Audi, BMW, Mercedes. А вот для чисто китайских марок он сократился на 10 РР100. То есть в целом качество китайских автомобилей приблизилось таковому у иностранных брендов.
В бензиновом сегменте китайского рынка доминируют продукты совместных предприятий с иностранными концернами, и они же на верхних строках рейтинга J.D.Power для новых машин. Лидируют совместные предприятия Honda c GAC и Dongfeng и Toyota с GAC и FAW.
Из чисто китайских брендов лидером стала Chery с результатом 203 РР100. Выше средней линии оказались также Geely (204 PP100), GAC (206 PP100), Changan (207 PP100), Jetour (208 PP100) и Exeed (209 PP100). Чтобы было понятнее, у BMW показатель 213 РР100 (то есть претензий больше, чем к китайским маркам), у Audi — 215 PP100.
Что касается аутсайдеров рейтинга J.D.Power для новых машин, относительно много претензий к Tank (230 PP100), FAW Besturn (238 PP100), Haval (245 PP100). Последний, кстати, является лидером российского рынка по объемам продаж среди иномарок.
Из китайских моделей, представленых в России, в своих сегментах лидерами по удовлетворённости стали Changan CS35 и Chery Tiggo 7 Plus. В целом, не стоит абсолютизировать результаты, так как максимальное внимание в рейтинге уделяется второстепенным аспектам: удобству сидений, работе климат-контроля, качеству помощников водителя (в Китае это горячая тема). Рейтинг почти ничего не говорит о реальной надежности машин, например, вряд ли за полгода можно определить надежность вариатора, а это — болевая точка китайских машин. Кроме того, уровень запросов у покупателей китайских машин может быть ниже, чем у владельцев BMW и Audi, что также преломляет общий результат.
Что лучше среди электромобилей?
Китай превратился в главного производителя электромобилей в мире, и в самой КНР их доля рынка максимальна среди всех крупных стран. В целом, китайские электромобили вызывают меньше нареканий, чем китайские автомобили, однако тенденция неблагоприятная: в 2024 году заявляется 210 проблем на сотню машин (РР100), тогда как в 2023 году показатель был лишь 173 РР100. При этом китайские последовательные гибриды (то есть электромобили с бензогенераторами) напротив являются самой беспроблемной категорией автомобилей в Китае.
Из-за ограниченности электрических моделей рейтинг J.D.Power составлен не для марок в целом, а для отдельных электромобилей. Из интересных нам моделей можно отметить победу Zeekr 001 в своей категории с результатом 171 РР100, что означает сравнительно небольшое количество претензий. При этом для популярного в России Lixiang результаты оказались контрастными: флагманская модель L9 показал результат 174 РР100, тогда как более компактный L7 — 207 РР100. Провалился и Aito M7 — 221 PP100.
А что с подержанными «китайцами»?
Последнее такое исследование вышло у J.D.Power осенью 2023 года: оно касается машин в возрасте 1-4 года. Полноценным рейтингом надёжности его считать нельзя, однако в этом рейтинге фактор поломок играет большую роль, чем при оценке новых машин.
Среди чисто китайских марок в рейтинге лидируют Wey (суббренд Great Wall), Lynk & Co (суббренд Geely), Chery, Hongqi. То есть среди непремиальных китайских брендов Chery снова оказалась наверху.
Среди других представленных в России марок выше среднего выступили GAC, Geely и Jetour, а в аутсайдерах — Haval, FAW Besturn и Changan.
Как и для новых машин, среди подержанных экземпляров меньше нареканий вызывают продукты совместных предприятий китайских и иностранных компаний. Например, упомянутый лидер китайцев Wey в общем рейтинге на 9 месте, а перед ним — СП с Toyota, Volkswagen, Ford, Honda, General Motors, Hyundai.
Поскольку J.D.Power оценивает качество машин на разных рынках, можно сравнить результаты «китайцев» с продукцией других стран. Например, в США средний показатель проблемности 182 РР100, то есть ненамного лучше китайского, а вот у японцев ситуация гораздо лучше — всего 56 РР100. Впрочем, может быть, это объясняется и разницей в менталитете? Японцы, вероятно, не столько придирчивы как американцы.
Об ограниченности таких рейтингов говорит и их противоречие другим метрикам. Например, в самом Китае есть организация China Automobile Quality Network, которая собирает данные о поломках автомобилей разных брендов. Пока доступны только результаты 2022 года, опубликованные в начале 2023 года, и бросается в глаза, что лидеры рейтинга J.D. Power — Chery и Jetour — расположены низко.