
Коллеги попросили разобраться: в соцсетях появились сообщения о введении с 1 декабря штрафа за прогрев автомобиля во дворе. Скрины такого рода поставили меня в тупик, потому что в принципе штраф за стоянку с работающим мотором был и раньше, то есть по соцсетям гуляет старая новость. Мы не обманули в заголовке: штраф появился, но было это 1 июля 2012 года (хе-хе), когда корректировались соответствующие статьи КоАП. Впрочем, это лишний повод вернуться к наболевшей теме о дворовых «кипятильниках».
Пункт 17.2 ПДД запрещает стоянку с работающим мотором в жилой зоне. Под стоянкой понимается остановка более чем на 5 минут, если это не связано с посадкой пассажиров или погрузкой груза. Статья 12.28 КоАП предусматривает за это штраф в 1500 рублей (в столицах — 3000 рублей).
У автоюристов есть расхождения, можно ли считать стоянкой с работающим мотором прогрев двигателя с автозапуска. Ведь формально водителя нет за рулем, и даже установить нарушителя сложно — вдруг это кот играл с брелоком? Но лезть в юридические дебри я бы не стал: такой штраф никогда в России не применяется в принципе. Не будем делить шкуру бесполезного пункта КоАПа.
И это жаль. Я всегда считал прогрев машины во дворе признаком дурного воспитания и падения нравов. Выхлоп холодной машины весьма токсичен, ведь нейтрализатор начинает работать при разогреве примерно до 300 градусов, а смесеобразование ледяного мотора хуже обычного, да и топливовоздушная смесь богаче (то есть в ней больше доля бензина). На выходе получаем высокие концентрации угарного газа СО, несгоревших углеводородов и твердых частиц (у дизелей). В отличие от едущей машины, стоящая на месте создает вокруг облако токсичных газов, а если греется этак десяток машин и двор глухой, микроклимат получается не слишком целебным.
У нас порой искаженные представления об экологии. Например, ТЭЦ может выбрасывать в миллион раз больше продуктов сгорания, чем греющийся в вашем дворе автомобиль, поэтому мы уделяем много внимания крупным источникам выбросов. Но ТЭЦ работает на метане (а это чистое топлив) и токсичность ее выбросов минимизирована — на стационарных энергоустановках добиться этого проще. Кроме того, ТЭЦ находится вдали от жилых массивов и ее выбросы разбавляются большим количеством воздуха. Греющийся автомобиль в городском масштабе незаметен, но в масштабе двора он почти наверняка является главной экологической угрозой наравне с гадящими собаками и громкими соседями.
Я бы вообще запретил длительную стоянку во дворах, если бы жилые микрорайоны имели достаточное количество платных парковок. Но пока этого нет, как нет и культуры хранения машин даже там, где парковки в наличии. У нас водители машин за 5 млн порой настолько бедны, что не могут позволить себе платную стоянку. Все уходит на автокредит.
Но все же нужно соблюдать приличия — это красиво и приятно. Не так давно, лет триста назад, даже в Европе не считалось зазорным выливать пищевые отходы просто на мостовую около дома, поэтому города воняли, как носки туриста. С тех пор путем предельного напряжения ума человечество осознало, что гадить там, где живешь — это плохо для всех. Человечество изобрело множество классных штук, вроде канализации и пакетиков для собачьего дерьма. До процветания остался один шаг: научить автомобилистов уважать тех, кто живет рядом с ними. Думаю, это посильная задача.
Я понимаю, что какой-то прогрев машины в России требуется, особенно в морозы. В ряде стран Европы запрещено стоять с работающим мотором более минуты, но у нас холоднее, поэтому машину рекомендуется хоть чуть-чуть, но погреть. Главное, избегать крайностей. Скажем, не надо кипятить ее 15-20 минут: тех же разрешенных правилами пяти минут вполне достаточно, чтобы очистить стекло от снега и начать плавное движение с прогрессивным увеличением нагрузки. Хотите прогреть не только машину, но и салон до температуры Уганды? Не проблема: найдите закрытую парковку и можете вообще не глушить мотор. А жилые зоны — это не место для кипячения «Тосола».
«Скоро настанет время, когда мой внук будет скучать по крику гагары, плеску лосося, шепоту еловых игл, или крику орла. Но он не подружится ни с одним из этих созданий, и когда его сердце будет болеть от тоски, он будет проклинать меня. Все ли я сделал для того, чтобы воздух оставался свежим? Достаточно ли я заботился о воде? Позволил ли я орлу парить на свободе? Все ли я сделал для того, чтобы заслужить любовь моего внука?»