Редакцию 74.RU пригласили на дружескую экскурсию по трубопрокатному: я решил сходить для общего развития. Крупные фотики проносить нельзя, так что снимал на айфонПо заводу ездили на продукции троллейбусного завода «Синара», который располагается в одном из цехов трубопрокатногоНесущий каркас троллейбуса варят по большей части из стального профиля разной формыСтрубцины — важный инструмент на таком производстве. Ими фиксируют детали перед началом сваркиУзнаете? Это колесные аркиСудя по баллонам с аргоном, варят в среде инертных газовБоковина троллейбуса, похожая на трафаретСборка троллейбуса чем-то похожа на неспешное строительство дома, и срок примерно такой же. «Сколько уходит на одну машину?», — спрашиваем. «Двадцать восемь», — отвечают. Часов? «Нет, дней»Монтаж верхней части салона. Доля ручного труда тут стопроцентная: при объемах выпуска 300-400 машин в год автоматизация невыгодна (в автопроме порогом рентабельности для роботов считаются тиражи 50-100 тысяч машин в год)В какой-то момент всю конструкцию поднимают, чтобы поработать с ее нижней частьюСимпатичный дизайн получается за счет установки пластиковых панелей — в данном случае синихКаждый день с троллейбусом работает отдельная бригада со своей специализациейМонтаж лобового стеклаЗадний мост с дисковыми тормозами пока еще китайский, а передний уже российского производстваРычажок ростом с пол-меняМонтаж ходовой части. Интересно, что машины могут собрать как в чисто троллейбусном варианте, так и с примесью электробуса: в зависимости от батарей, пробег на зарядке составляет 20-250 км. Думаю, это здравая концепция: троллейбусы выгодны и экологичны, а возможность автономного хода увеличивает гибкость их использования. Поздаряжаются они в момент движения от контактной сетиТроллейбус без салона. Интерьер собирают под требования заказчика: могут сделать валидаторы или место кондуктора, оснастить экранами, вай-фаем, кондиционером и так далее.В последнее время темпы постройки возросли: выпускают по машине в день. То есть в цеху одновременно идет работа примерно с 30 проектамиЦвет троллейбусов зависит от заказчика: челябинские — красные, питерские — синие, есть еще оранжевые ярославские. География поставок растет: более дюжины машин взял на пробу Калининград, есть в списке и Екатеринбург с МиассомА потом мы пошли в цех «Высота 239» трубопрокатного завода, который можно наблюдать из сквозной галерее. Кстати, сам завод и цеха порадовали меня колеровкой: люблю яркие цветаПредсказуемо, в цеху много труб. Размеры самые разные: от вот таких сравнительно тонких до тех, где можно встать в полный рост (диаметр более 2,5 метров)Название «Высота 239» — по высоте цеха над уровнем моря, которая больше, чем у других трубопрокатных заводов (не то, чтобы это очень важно, но все же)Что-то вроде теплообменника из тонких труб местного производстваА на этом стане из листа гнут трубу. Как именно он работает, я так и не понял: процесс идет небыстро и не очень наглядныйЧисто визуально поражают три вещи: чистота, ощущение перспективы и отсутствие людей. Хотя в цеху вроде бы трудятся 400 человекЛюди встречаются, но само производство идет словно бы само по себе. Чем-то напоминает Томинский ГОККомната управления и контроляЦеха довольно чистые — можно в белом ходитьЭто далеко не весь ассортимент. Смотришь на это и думаешь: в России труба приобрела почти культовый статус, ведь не будь ее — и сырьевой экономике кирдык«Осторожно, на первый путь прибывает труба…»Балочный кран способен поднимать до 35 тонн. Кстати, мой тесть всю жизнь проработал на сварке газовых трубопроводов, так что он бы, наверное, вам рассказал куда больше про вварку катушек и качество швов)