Рок-н-рольщикам положено рассуждать о том, что рок-н-ролл мёртв, значит, и автожурналистам не возбраняется провозглашать гибель автожурналистики.
Я тут размышлял на эту тему. Почему кажется, что эта профессия потеряла былую притягательность и для авторов, и для читателей? Я отмотал время на 30 лет назад, когда мама, видя мой интерес, стала покупать мне автомобильные журналы: «За рулем», «Автопилот», «Автомобили», «5 колесо», Evo, «Авторевю». И тут я понял, что душой автожурналистики были не технические характеристики, не фотографии и даже не смачные описания недостаточной поворачиваемости. Ее душой была мечта. Мечта о новой хорошей жизни, о свободе и автопутешествиях, о причастности к маркам с полувековой истории и мечта о том, чтобы удивить соседа (брата, друга) какой-нибудь модной оттоманкой, подсветкой или хотя бы мощностью мотора. Автожурналисты 30-летней давности работали именно с этой тонкой материей — с мечтой. И это было прекрасно.
Автожурналы пользовались куда большим спросом, чем, скажем, издания о бытовой технике или строительстве. Ведь если исходить из прагматичных потребностей, машину мы меняем нечасто, и необходимости следить за каждой автоновинкой и знать историю всех марок нет. Вы же не знаете наизусть марки всех сотовых телефонов, вы просто идете и покупаете первое, что приходит в голову — iPhone, Samsung, Huawei… Это рациональный и отчасти спонтанный выбор, и никто не читает тонны статей о микроволновках или стиральных машинах, не проникается их философией. Ими просто пользуются и покупают в срок новые. Если бы автожурналистика сводилась только к товароведческим аспектам, она бы умерла, как умерли когда-то издания, писавшие о хайфай-аппаратуре.
Но автомобили стояли особняком. Каждая машина шла в комплекте со своей мечтой. Я до сих пор помню сюжеты из подростковых грез, связанные с Jeep Wrangler, BMW 3, Renault 5, Porsche 911, Pontiac Firebird, Mitsubishi Pajero Pinin, Chevrolet Tahoe, Opel Frontera, Mercury Sable… Каждая марка и каждая модель — это своя философия свободы и раскрепощения. Не просто утилитарное средство передвижения, а целая школа мысли со своими философами и апологетами. Какой лагерь тебе ближе? Мысленно я примерял на себя разные жизни и разные сценарии. Автомобили были очень разными и они программировали тебя на разную жизнь. Эти машины были как костюмы из разных эпох: нарядившись в мушкетера, ты должен кричать «эге-гей» и защищать дам. А если ты неотесанный реднек со среднего запада, ну, или ковбой, тебе нужен Chevrolet Suburban — нечто среднее между внедорожником и автобусом.
Взгляните на автомобили в киноискусстве. «Красотка» — это Lotus Esprite, «Назад в будущее» — это DeLorean, Джеймс Бонд — это Aston Martin DB5, клип RHCP Scar Tissue — это кабриолет Pontiac Catalina, «Во все тяжкие» — это тоже Pontiac, но страшный — Aztek. Разные жанры, разные характеры, разные тачки.
Что произошло потом? Потом мы повзрослели. Но хуже другое: мир пережил эпоху глобализации, экологизации и унификации. Границы между марками и национальными инженерными школами почти растворились, и сама концепция автомобиля достигла скучной зрелости. Если ваша цивилизация придумала Nissan Qashqai, тема с автомобильным вдохновением, считайте, закрыта. По крайней мере, если понимать автомобиль в терминах 90-х: как индивидуальное (не шеринговое) транспортное средство, которое имеет ДВС и является продолжением философии его владельца.
Китайские машины в этом смысле являются предельным выражением тенденций, которые набирали силу все последние 30 лет. Китайские машины с точки зрения восприятия — это, скорее, бытовая техника или гаджет, чем автомобиль в подростковом понимании. Невозможно продать мечту о китайском автомобиле. Ну, серьезно: о каком чайнакаре вы мечтаете? Купите ли вы Chery Tiggo 7 Pro Max или Changan CS55PLUS, вряд ли жизнь пойдет разными руслами, сколько бы приставок Pro и Plus они не добавляли в название. Совсем иное — это купить Dodge Viper или Suzuki Jimny: тут уже мозг рисует самые смелые сценарии и ставит суровые диагнозы. А «Чанганы» и «Тигги»… Не в них проблема: просто автомобиль, как культурологический феномен, сменил окраску. Теперь это скорее потребительский товар, чем объект вожделения, влияющий на жизнь.
И это накладывает отпечаток на автожурналистику, которая превращается в одну из форм потребительской или товароведческой экспертизы. К тому же с очень похожим набором товаров, которые, по большей части, одинаково хороши или плохи. Читателю больше не продать мечту: ну, какой стиль жизни ассоциируется у вас с Haval H9? Это крутой внедорожник, но, черт возьми, он не зовет на подвиги так, как звал Land Rover Defender. Он не привнес в нашу жизнь ничего нового, лишь заместил ушедшие марки.
Все это нормально и естественно. Мир развивается. Концепция автомобиля меняется не столько технически, сколько культурно: мы уходим от индивидуального владения машин в пользу шеринга, и от личного управления в пользу автопилота. Автомобильная романтика сходит со сцены, как когда-то сошла романтика морская. Также канули в лету конное искусство, фехтование, поэзия и множество других прекрасных форм самовыражения.
Думаю, автожурналистику могли бы спасти электромобили. С одной стороны, они еще больше гаджеты, чем традиционные машины. Но классические автомобили достигли неприличной зрелости и превратились в скуфов, полеживающих на диване самосовершенства. В электромобильной области прогресс бурлит, привнося элемент хаоса. Здесь еще возможны ошибки, прорывы и открытия. Здесь тоже есть школы мысли: кто-то ставит на сменные батареи, кто-то на дешевые натрий-ионные аккумуляторы, а кто-то развивает сети ЭЗС. Лет через пятьдесят все это придет к общему знаменателю и, возможно, частных машин уже не останется: на смену им придут автопилотируемые такси. Но в перспективе лет двадцати электромобили вполне могли бы оживить автожурналистику, и я, например, мечтаю о времени, когда на рынок выйдут подержанные Zeekr, чтобы купить на пробу такой. Вот только в России тема, похоже, окончательно заглохла, и когда мы вернемся от деградации к прогрессу — одному ему известно.
А вообще жаль. Классно ведь, когда статья про автомобиль рассказывает не про автомобиль как таковой, а про целую философию жизни? Но какая философия у Jetta VS7 c заглавного фото? Никакой: просто бизнес и ничего личного.
Вчера с женой ложимся спать, она жалуется на бессонницу. Немного обсудили методики, как с этим бороться. И я поделился своим рецептом:
— Когда уже передумаю все серьезные мысли, включаю мечту о Suzuki Jimny, как куплю когда-нибудь трехдверку в последнем кузове и будем ездить с сыном на рыбалку, второй ряд сложим и превратим в багажник, что будем туда складывать и… практически моментально засыпаю)
Но, надо признать, именно Джимник сильно выделяется на современном фоне.
А вообще, если мечта требует объекта, есть еще мото, там пока это все живо. Но китайцы так же наступают)
Вот именно то, о чем я говорю — машина не просто как кусок металла, а как повод начать новую страницу жизни. И «Джимни», кстати, действительно один из самых «мечтательных» автомобилей — вон Антон Л. не даст соврать)))
Кстати, у тебя вроде и основная машина более чем подходит для путешествий с сыном. Я тут прикидывал купить прицеп и сделать в нем спальные места. Еще одна бредовая идея, помогающая уснуть)))
Основная подходит, конечно. Но путешествия на Джимни — это только для двоих. Это часть мечты)
Можно было бы мою продать и купить даже новый Джимник, но это, конечно, не дает сделать та часть меня, которая мечтать давно перестала.
В любом случае, как снотворное работает прекрасно. Спасибо и на том.
А по поводу прицепа, есть же готовые решения. Ты когда-то писал про Фисташку-трейлер. Мы с Егором когда-то работали вместе, он вроде в Ростове-на-Дону сейчас живет. По-моему, продолжает это дело.
Да, просто прицеп гораздо дешевле. За «Фисташки» ломят в районе 400 тысяч, и они тесноватые. А прицеп за 100-150 тысяч, и места поболее. Ну да, нет удобств, но что-то можно простыми методами сделать. Плитки газовые сейчас переносные, бак с водой можно поставить, кровать туда засунуть с ящиками для вещей, купленную с рук. Короче, вопрос сугубо денежный.
Но главное не это: «Фисташку» купил — и все. А тут куча геморроев, от мыслей о которых засыпается лучше всего.
Кстати, на «Джимни», по-моему, не попутешествуешь — сильно тесный. Можно, конечно, совсем налегке, примерно как пешком. Но тогда совсем аскеза будет)
У меня на лето идея-фикс: раздобыть на тест «УАЗ-Буханка», у нее как раз юбилей. И поехать с Глебом в какую-нибудь пердь) Думаю, что в моменте я все это прокляну, но будет, что вспомнить
Я запомнил только пару ярких путешествий на джимасе и оба — поездки на Иремель. В одной поездке мы залезли в какие-то жуткие ебеня, что запарились вылезать оттуда, а во-второй нашли собаку хаски и обратно ехали уже втроем:) В городе уже нашли и хозяев хаски, она у нас прожила пару суток, замечательное время было.
А так, когда у тебя эта машина на повседнев, к ней быстро привыкаешь и она становится обычной, так скажем. Еще раздражает багажник в салоне прям, всё катается, громыхает.
Но реально яркие путешествия у меня случались на квадроцикле. Вот уж там кладовка воспоминаний, не смогу даже выбрать наиболее крутые, все они отличные и их было много. Практически не бывает легких поездок, обязательно какой-нибудь трэш происходит:)
Джимнику до квадроцикла очень далеко как в плане яркости впечатлений, так и в проходимости. Вообще не соперники. Если говорить про автомобили, то самым ярким был Митс Л200. Топ машина, до сих пор о ней грущу и посматриваю на б/у предложения, но прошлого не вернуть… Она перевернула мои ощущения от машин в корне вообще, она была первой настоящей машиной с душой:)
Так у тебя и сейчас, считай, тот же L200, ну с более навороченным кузовом. Или все же его габариты и цена мешают ринуться во все тяжкие?
А вообще для хороших путешествий внедорожник, по-моему, и не нужен. То есть забираться в рискованные и сложные места — это отдельный жанр, зачастую все красоты вполне в зоне доступа кроссовера или даже легковушки (при наличии погоды), а внежорожник — это риск заехать туда, где останешься. Смотрю иногда путешествия Евгения Шаталова, у него сейчас Танк 300 — очень круто, но на любителя. Я более на чиле люблю
Еще пара камней в огород джимасу:
1) Он японский и все пластиковые штуки у него тоже японские. Цены пздц, это убивает всю его моральную проходимость. Всё дорогое и хрупкое. Не такое хрупкое, как на других, но тоже ломается. Если и покупать джимас, то бу и желательно без обвесов, но это всё равно не трактор-универсал
2) Путешествия не для него. Багажник в салоне утомляет. Тесный салон, неудобная посадка. Это машина похода выходного дня. Максимум на нем стоит ехать 300 км в сутки, не более. И еще он не едет, обгоны только после подписания служебки. И да, он заднеприводный и короткий, стрёмная тема, учитывая полностью зависимые подвески.
3) Он тяжелый, руками его не вытолкать, т.е. полноценная машина. Многие переоценивают его проходимость, а она не слишком высокая, особенно на универсальных шинах. Тот же МПС значительно проходимей за счёт блокировок, мощного двигла и больших колёс.
В общем, это точно не машина мечты. Это внедорожник со всеми ограничениями, которые накладываются на этот класс и с отсутствием многих ништяков, которые у этого класса обычно есть.
«Так у тебя и сейчас, считай, тот же L200, ну с более навороченным кузовом.»
Только вот я уже не тот:( Я его использую как полноприводный автобус — пожиратель километров. И он отлично справляется. Надеюсь, придёт время, когда он станет путешественником вместе со мной:)
Под путешествиями каждый много че может понимать.
У нас вот форматы были разные:
Ехать по бездору умеренному, ставить палатку, чилить — упразднено с появлением дачи, отпала такая необходимость и не жалею. Слишком много людей стало в местах, куда можно проехать.
Ехать по дорогам на юг(море, Волга, Дон, Ахтуба), везти с собой прицеп барахла, чилить там(без рыбалки, что примечательно). Норм тема, но я щас туда не поеду ни под каким предлогом:)
Ехать по дорогам до какой-нибудь горы и далее идти пешком. Супер штука, до сих пор любимый вид отдыха, но пока поставлен на паузу.
Ехать на квадрике/эндуро по местным горам, возможно с ночевкой в компании друзей. Застревать, доставаться, наслаждаться отсутствием связи и видами. До сих пор мой любимый вид отдыха. Эндуро продал, т.к. спина не вывозит. Сделаю дисклеймер, что я и мои друзья оч культурные, дороги не портим, в лесу не сорим, пожары не устраиваем и по населенным пунктам катимся на самом малом газу. Тут смысл не в езде, а в компании и приключениях.
а МПС очень злой аппарат. Лютый прям. На него цепи если ставишь, то он становится просто годлайк. Я на нём затаскивал груженый манипулятор 10 т. в снежную горку прошлой зимой, газелей перетаскал немерено в эту же горку. Но почему-то ехать на Ицыл на нём желания не возникает, рафинированный он слишком, скучно это, как на калькуляторе 5+5 считать, результат зарнее известен. Для такого нужно что-то более интерактивное, чтобы в процессе участвовать непосредственно.
Убили мечту)) как теперь засыпать.
С мечтой о Beijing BJ40 😀
Кроме шуток, из китаез именно для атмосферных путешествий он выглядит лучшим вариантом. Есть в нем что-то такое ветхозаветное
Антону: хороший у тебя ассортимент путешествий.
Я тут разных блогеров смотрю, кто в домах на колесах путешествует: классная тема, но для нее нужна достойная цель. Просто так поехать в случайное место — это не оправданно, а вот если есть какая-то удаленная местность и там есть точка интереса — самое оно. Заброшенный город, поселок старателей, красоты какие-то — но что-то должно быть.
Но опять же, вот едут люди на Аляску по знаменитой Далтон Роад, которую называют «самой опасной дорогой во вселенной». Зимой там реально жуть, но летом — просто грейдер, и не самый убитый.
В России же проблема: если место прям удаленное, там не то что дом на колесах, там и «Урал» не всегда пройдет. А вблизи цивилизации вроде и смысл пропадает. Короче, я еще не придумал достойную цель и оптимальный транспорт. Кое-что накидал, но пока не уверен.
Так и хочется уже не сказать….заорать хочется со слезами, надрывом и нервом! Остановись мгновение!!! Ты прекрасно, ты не повторишься. В какой-то момент мне показалось в жизни, что я потерял краски и эмоции, а потом понял что это они меня потеряли. Я то ведь тот же самый, а эмоции, краски, мечты в этой жизни стали жить сами по себе дистанцировавшись от меня. Я все так же хотел бы оставаться вечно молодым, не комфортным, вредным, наивным, мечтающим, вот только музы наелись до отвала и ушли жить в мир телефонов, мессенджеров, дипсиков, а я остался там где и оставался.
Манит ли меня мечта…охренеть, стыдно сказать но манит. Я до сих пор под музыку 90-х рисую всеми красками сюжеты как бы я то, да как бы это, мне хочется выкинуть телефон и попробовать пожить хотя бы неделю без него. Я одолел алкоголь, никотин, но это даже если и захочу одолеть, то не получится. Обязательно нужно быть в рабочем режиме.
А сколько лет я хочу Мерседес 124 кузов в волчьей шкуре, а еще больше 126 кузов купе. Я наверно остановился в развитии и остался на эмоциональном уровне своего 18 летия, но когда я вижу БМВ 38 кузов и 53, насмотревшись бумера, у меня автоматом возникает желание одеть черные джинсы, кожанку, водолазку и закурив сигарету уехать куда-то в ночь, туда где неизвестен сюжет, и меня никто не ждет, а может быть наоборот ждут. Недавно покатавшись на инфинити ФХ 37 я забежал и брызгал слюной сумбурно доказывая всем как же много эмоций она дает и это живая настоящая машина, дубовая и кондовая, но живая и с характером.
Сейчас у меня пассат сс на чипе, это уже пограничная история…вроде бы еще машина настоящая, но уже чуток потерявшая любовь к человеку. Что я куплю дальше не знаю, мне в принципе это уже не интересно. Ну окей, куплю ауди А4 2.0 и сделаю жесткий стейдж и конечно найду МКПП. Хотя на общем фоне личностного кризиса зрелости и непроходящей апатии к дням, которые отличаются только уровнем стресса и безразличия все уже становится не так важно и тем более это самое будущее, которое неизвестно каким будет и будет ли вообще…
Мне не понравился их комиссар, – сказал я, – этот Фурманов. В будущем мы можем не сработаться. – Не забивайте себе голову тем, что не имеет отношения к настоящему, – сказал Чапаев. – В будущее, о котором вы говорите, надо еще суметь попасть. Быть может, вы попадете в такое будущее, где никакого Фурманова не будет. А может быть, вы попадете в такое будущее, где не будет вас. «Чапаев и пустота»
Это ни разу не депрессия конечно, напротив у меня сейчас жизнь в каком-то пике, но вообще не хочется попадать в это будущее, и порой так и хочется на этом моменте включить титры и написать Конец! Но это будет хэппи энд, без трауров, ни коем образом. Просто бац, на лучшем моменте нажимаешь стоп и с улыбкой становишься частью истории))
Хорошо написал, Никита!
У меня тоже есть эффект «застревания» (да у всех он, наверное) в подростковых клише. Я тоже слушаю примерно ту же музыку, что слушал в 90-х — чуть расширился диапазон, но растет из того же корня нескольких групп-нетленок. И также мне кажется, что самые яркие впечатления от машины — это BMW 316i, выпущенная в 1984 году, с мотором 90 л.с. (66 кВт). Поразила меня легкостью разгона.
Иногда ругаю себя за это, вроде как надо дальше идти. Но куда? Скажем, рэп — ну, не совсем мое. Оксиморон мне нравится, а остальных я чет как-то не распробую. Ну и с машинами также: я даже современные БМВ уже не воспринимаю как мечту с этими страшными ноздрями и массами по 2 тонны. То же с «Лотусами»: вот на Elise я бы поездил, но где ж его взять, а Emeya/Eletre — это кувалды электрические.
Но, кстати, есть и другая часть меня, которая рада приходу электромобилей и «дипсиков». Мы живем в какое-то революционное время, просто не воспринимаем его таковым изнутри. И сейчас зарождается масса нового, что так слепит наше кондовое сознание, что мы не видим этих перемен.
Мне всегда нравилось водить машину, но почему-то я не против и автопилота. Для фана мне хватит одной поездки в неделю за рулем, а остальное время, наверное, я не против и пассажиром .
Мне нравится писать тексты, но если часть работы возьмет на себя дипсик, а я буду только идеи придумывать — может, тоже неплохо.